Продолжаем погружаться в глубины Бэт-вселенной и представляем топ-5 художников, которые внесли наибольший вклад в ее создание!
Начало обзора можно найти здесь.
5
Кармайн Инфантино (Carmine Infantino)
Обязательное чтение: Tales of the Batman — Carmine Infantino
Шли 60-е и уже намечалось наступление Серебряного века, дела у бэтменской франшизы шли не очень хорошо. Читатели стали воспринимать Бэтмена и Супермена как глупых и старомодных персонажей в сравнении с такими более новыми героями как Флэша Барри Аллена и Зеленого Фонаря Хала Джордана. И хотя телесериал 1966 года способствовал некоторому росту популярности манерного Бэтмена в массах, со-создатель Барри Аллена Кармайн Инфантино был привлечен для оживления комиксов о Бэтмене, в надежде, что он повторит то, что сделал для Флэша.
Инфантино ответил тем, что убрал многие глуповатые элементы мифа о Бэтмене. Никаких больше Бэт-майтов (прим. переводчика — маленький демон-фанат Бэтмена) и Бэт-гончих (Ace the Bat-Hound) для этого дуэта. Инфантино поработал над дизайном и образами Бэтмена и Робина, сделав их более темными и серьезными. Он работал со своей командой так, чтобы подчеркнуть в комиксе важность детективной работы и тайны, кроющейся за яркими и странными смертельными ловушками Джокера. И что более важно, чем посвежевший вид Бэтмена и Робина, это высокий уровень работы над эскизами и то количество мелких деталей, которое Инфантино привнес в сделанные им страницы. Инфантино также стал одним из создателей Бэтгёрл Барбары Гордон.
В той же степени, что и Денни О’Нил (Denny O’Neil) и Нил Адамс (Neal Adams) являются ответственными за то, что Бэтмен снова стал серьезным, в той же степени принял в этом участие и Инфантино, который и начал этот процесс годами ранее вместе с О’Нилом.
4
Норм Брайфогль (Norm Breyfogle)
Обязательное чтение: Batman — Birth of the Demon, Batman — Anarky
Возможно, никакой художник так не ответственен за то, как комиксы о Бэтмене выглядели и воспринимались в конце 80-х и в 90-х, как Норм Брайфогль. Брайфогль в этот период долгое время работал над Бэтменом и над другими комиксами от Detective Comics. Его сотрудничество с писателем Аланом Грантом (Alan Grant) особенно любимо читателями, потому что они вместе придумали таких злодеев, как Чревовещатель (Ventriloquist), Мистер Зас (Mr. Zsasz), а комикс Анархия (Anarky) помог утвердить Тима Дрейка в роли нового Робина.
Стиль Брайфогля очень характерен тем, как в нем сочетаются элементы, свойственные классическим авторам Бронзового века комиксов типа Нила Адамса (Neal Adams) и Джима Апаро (Jim Aparo) с более стилизованной готической манерой художников вроде Келли Джоунса. И хотя он вдохновлялся всеми этими авторами, финальный продукт уникален и не похож ни на что иное. Также рисунки Брайфогля сочетают сюрреалистичность и обилие сложных деталей. Его фоны, сделанные в качестве технического иллюстратора, имеют крайне высокое качество.
Брайфогль перестал рисовать для «большой двойки» после своей длительной работы над линией Бэтмена. К счастью, недавно он вернулся к историям про Готэм Сити в комиксе DC «Бэтмен Будущего» (Batman Beyond). И ясно с первого взгляда, что этот художник за это время нисколечко не разучился рисовать!
3
Фрэнк Миллер (Frank Miller)
Обязательное чтение: «Возвращение темного рыцаря» (The Dark Knight Returns), «Темный рыцарь наносит ответный удар» (The Dark Knight Strikes Again)
Если бы целью этого списка было рассказать скорее о создателях Бэтмена и бэт-вселенной в целом, а не о конкретно о художниках, то с большой вероятностью первую строчку занял бы именно Фрэнк Миллер. В 80-х, между выходом «Возвращения темного рыцаря» и «Бэтмен — Год первый», Миллер буквально сотряс своими работами всю франшизу. Но Миллер нарисовал только две из четырех важных историй о Бэтмене, которые написал — «Возвращение» и его сиквел, «Темный рыцарь наносит ответный удар». Но даже этого вполне достаточно, чтобы выделить Миллеру тепленькое местечко поближе к вершине.
Несмотря на все, что сделали такие авторы как Денни О’Нил (Denny O’Neil), Нил Адамс (Neal Adam), Кармийн Инфантино (Carmine Infantino) и прочие для того чтобы дистанционировать комикс от мультиков, шедших по ТВ, в 80-х многие все же воспринимали Бэтмена как придурочного, детского героя, который давным давно перевалил за пик своей популярности. «Возвращения темного рыцаря» разбило это неверное понимание вдребезги, представив публике, пожалуй, самую хардкорную и брутальную версию Бэтмена из когда-либо нарисованных. Бэтмен Миллера уже не был юнцом, но его демоны до сих пор его терзали и заставляли бороться с преступностью на улицах и небоскребах Готэма. Этот массивный Бэтмен — с большим количеством седых волос, напряженных мускулов и скрежещущих зубов — произвел незабываемое впечатление.
«Возвращение» сильно повлияло и на комикс-индустрию и на Голливуд. Без него кинокомпания Warner Bros., наверное, никогда не дала бы «зеленый свет» более мрачному фильму о Бэтмене Тима Бёртона. «Возвращение» повлекло за собой целую волну мрачных и темных перезапусков, а вместе с ним и новое поколение более угрюмых героев, которые отражали в себе тон работ Миллера, но не обязательно тот же дух.
Миллер запоздало вернулся в Бэт-вселенную, когда занялся «Темный рыцарь наносит ответный удар» в 2001 году. Эту серию ждал более прохладный прием, прежде всего из-за еще более экстремального взгляда на Бэтмена и из-за более свободного и неистового стиля рисования Миллера. Но DKSA тоже очень интересная работа, как минимум в отношении наблюдения за сложными взаимоотношениями автора и Вселенной, над которой он работает.
2
Нил Адамс (Neal Adams)
Обязательное чтение: Batman — Illustrated by Neal Adams, Тома 1–3
Кармайн Инфантино положил начало длительное и неравной борьбе за возвращение Бэтману уго мрачных корней в 60-х годах. Знамя этой борьбы перешло к Нилу Адамсу, который в паре с писателем Дэннисом О’Нилом (Dennis O’Neil) создали один из самых интересных историй о Бэтмене за всю историю. Эти двое за время своего соавторства придумали таких новых злодеев как Мэн-Бэт (Man-Bat) и Ра’с аль Гул (Ra’s al Ghul), а также превратили Джокера из придурковатого шутника в маньяка, склонного убивать людей, каким он и был изначально. Их истории испытали Бэтмена на ментальную и физическую прочность, а также придали более вездесущий и приключенческий оттенок его приключениям.
Взгляд Адамса на Бэтмена стал очевидной визуальной интерпретацией Бронзового века комиксов. Его Бэтмен был сильным, но худым, как гимнаст, а не крепким как лесоруб. Адамс фокусировал свое внимание на вспомогательных персонажей и окружение, также делал и сам Бэтмен, что выливалось в очень подробный и детальный Готэм. А динамическое использование перспективы в историях заставляют работы Адамса выделяться и по сей день.
1
Джим Ли (Jim Lee)
Обязательное чтение: Batman — Hush, All-Star Batman & Robin
Ранние нулевые стали свидетелем того, как комикс-индустрия восстанавливается после болезненного внутреннего взрыва 90-х. И мало какие другие книги так помогли воскресить интерес публики к супергеройским приключениям, как те, что вышли в результате годичной работы над Бэтменом творческого тандема Джефа Лоэба (Jeph Loeb) и Джима Ли. Эта сюжетная арка, известная как «Hush» стала большим дебютом Ли в DC. После этого и его прорыва в Marvel с книгам о людях Икс, он поработал и в издательстве Image над созданием WildC.A.T. S. Затем он создал собственную студию Wildstorm, и, наконец, опять вернулся в DC.
Что характерно для Лоэба и его предыдущих историй о Бэтмене, Hush крутится вокруг тайны и включает самых популярных врагов Бэтмена. В дополнение ко всем ним, от Джокера до Ядовитого Плюща (Poison Ivy), Женщины-кошки и Ра’с аль Гул (Ra’s al Ghul), она придумали нового злодея — замотанного бинтами, цитирующего Аристотеля Hush. За те 12 выпусков Ли утвердил образ Бэтмена и Готэма в современной эре. Его Бэтмен стройный, мускулистый, призрачный и сильный. В Hush вошло бессчетное количество эпизодов, которые лучшим образом показывают яркий стиль Ли, начиная от схватки Бэтмена с Суперменом, до битвы Бэтмена c Ра’с аль Гулом в пустыне и знаковый поцелуй Бэтмена и Женщины-Кошки на крыше.
Ли Вернулся к образу Темного рыцаря, когда он объединился с Фрэнком Миллером для выпуска All-Star Batman & Robin. Хотя сама эта история является куда более спорной, рисунок Ли по-прежнему отменный. В All-Star также сохраняются его дышащие силой дизайны супер-героев, покрытые дополнительным слоем тьмы и грязи, что соответствует комиксу Фрэнка Миллера.
Даже в New 52, Ли продолжает формировать своего Бэтмена через истории о Лиге Справедливости. Он создал текущий костюм Ушастого рыцаря, а также и другие костюмы для New 52. Мы можете заметить эхо работ Ли в страницах многих других современных авторов, работающих над Бэтменом, таких как Тони Дэниэл (Tony Daniel), Дэвид Финч (David Finch) и Джейсон Фабок (Jason Fabok). Сегодня сложно подумать о Бэтмене и мысленно не включить в его образ элементов авторства Ли.
И даже, если все это не учитывать, мы знаем, что Ли- самый крутой художник Бэтмена всех времен потому, что сложно увидеть современный рисунок Бэтмена, то часто можно подумать, что его нарисовал не кто иной, как Джим Ли.