Силы Крампуса помогают ему призывать устрашающие полчища рождественских игрушек и других монстров, которые будут терроризировать семью.
Обычно люди празднуют появление духа Рождества, а не претерпевают бедствия и мучения с его стороны. Но в случае с “Крампусом” (новогодней хоррор-комедией Майкла Доэрти), на головы американской семьи, живущей в пригородном районе, сваливается древний демонический дух, родом из Альпийского фольклора. Силы Крампуса помогают ему призывать устрашающие полчища рождественских игрушек и других монстров, которые будут терроризировать семью.
Чтобы воплотить в жизнь все эти страшные стычки, Доэрти постарался по максимуму использовать естественные спецэффекты и реальных кукол и обратился в мастерскую Weta Workshop, чтобы ее специалисты создали самого Крампуса и его миньонов. Цифровое подразделение Weta Digital также не осталось без работы — ему поручили анимировать группу шаловливых пряничных людей, а также помочь с расширением городских окружений. Кроме того, цифровая студия создала трехминутный ролик-флешбэк для важного сюжетного поворота.
Как крафтили Крампуса
Получив в наследство от арт подразделения Доерти концепт арты, Weta Workshop создала костюм Крампуса, который показывал злобные намерения персонажа, которого на съемках сыграет актер. “Мы знали с самого начала, каким мы хотим его сделать. Вообще-то человеком в этом костюме на съемках был глава нашей модельной мастерской Лук Хокер (Luke Hawker),” отмечает креативный директор Weta Workshop Ричард Тейлор (Richard Taylor). “Он также снимался еще в 13 фильмах в роли себя или в роли персонажей в костюмах. Так что он у нас не заменимый парень. Он работает в мастерской каждый день, но мы может быстро перебросить его на задачу тестирования костюмов, и ему самому это дает замечательную возможность заниматься тем, что он любит параллельно с созданием моделей. ”
Для Крампуса художники создали нижнюю структуру, которая совмещала анатомические мышцы и кости существа с рогами на его голове. “Мы сделали полностью движущийся скелет, который одевался поверх тела актера. В нем были огромные расширения плечей, из-за которых плечи Крампуса оказались сильно выше головы люка.” Говорит Тейлор. “Люк управлял одной из рук, которая простиралась вперед от его собственного запястья страшной когтистой лапой и действо сервоприводом. А головой он управлял на манер Big Bird, запуская руку в отверстие шеи. При помощи механизма, закрепленного на спине, голова сдвигалась вперед относительно туловища куклы.”
Одной из наиболее сложных задач Крампуса стало создания самого костюма из материи поверх сделанного скелета. “Нам нужно было чтобы он был очень очень очень легким, и в то же время выглядел крайне плотным и толстым, сделанным из слоев разной ткани и цепей, “ объясняет Тейлор “Весь этот декор нужно было сделать из очень легких материалов, чтобы Люк физически смог как-то в этом костюме перемещаться. Фло Фоксворси (Flo Foxworthy) сшила костюм и это был очень сложный наряд, состоящий из сотен отдельных панелей, вшитых в него и нужных, чтобы создать ощущение чего-то, что собиралось на протяжении веков.”
“Мы использовали ткани, купленные в магазинах, бархат и вельветин”, говорит Фоксворси “и потом покрасили их и еще раз покрасили поверх того слоя, истерли их, чтобы они выглядели поношенными и очень мягкими, как будто этот костюм носили веками. Весь наряд полностью сшивался вручную лоскуток к лоскутку, что придало ему полностью домашний вид. Костюм делался так, чтобы казалось, что Крампус добавлял к нему новые элементы год от года — кусочек ткани отсюда, меха и кожа — оттуда. Эти элементы перемешаны с фрагментами куда более легких, но потертых шелковых тканей, которые движутся на ветру и создают иллюзию движения, когда он ходит, как будто это движутся слои его наряда. Мы хотели оставить какую-то часть веса, чтобы не испортить образ персонажа, так что использование кожи и меха ближе к краям позволило сделать по-настоящему потрясающий наряд.”
Последним штрихом, и одним из последних эффектов, сделанных Weta Workshop, стали сани Крампуса. “Это была огромная конструкция — длиной, наверное, 4,5 метра,” говорит Тейлор, “ее тянули эти странные персонажи — козлообразные гуманоиды, которых играли люди, одетые в соответствующие костюмы. Среди них были и люди из нашей мастерской. Когда все было готово, заняться этим было вполне забавно. А еще это дало возможность принять участие в проекте всем создателям моделей и миниатюр.”
Не такой уж милый мишка
Семью преследуют разные прихвостни Крампуса, и среди них — бешеный плюшевый мишка. “Это был наш самый любимый персонаж!” отмечает Тейлор. “Этот плюшевый мишка очарователен во многих смыслах. Мы решили, что он замечательный персонаж. Думаю, он может найти место в сердцах людей после просмотра фильма. Это была простая марионетка с ручным управлением, но как и всегда сложно одновременно выполнять разные операции одновременно — как хлопать по голове и гладить по животу. Это достаточно сложная задача для одного человека, а для того чтобы добиться, чтобы три человека одновременно управляли одной марионеткой, требуется много внимательных репетиций. Наши марионеточники очень много практиковались, чтобы научиться делать то, что они показали на съемках.”
“У нас есть пред-репетиции и пре-съемки для всего, что потом будет сниматься на площадке режиссером,” добавляет Тейлор. “В этом случае, Роб Гилльи (Rob Gillies), супервайзор мастерской, взял на себя эту задачу. Он выступал в качестве пре-режиссера и руководил съемкой всех сцен с нашими марионеточниками. Если не убедить людей войти в роль, они не будут двигать куклу, так как это плюшевый мишка. Также нужно найти нужное психологическое состояние и стать противным персонажем. Наша команда и говорит как персонаж, которого они пытаются сыграть. Если этого не делать, то получится половинная попытка, которая дальше никуда не сгодится. Эй, не так уж много есть работ покруче, чем играть маниакального плюшевого мишку, который впивается людям в горло.”
Реальность плюс
В дополнение к Крампусу и мишке Weta Workshop создали целое многообразие других существ, многие из которых стали миньонами Крампуса. “По большому счету, это кучка оживших рождественских игрушек, “ отмечает Тейлор, “Есть шарнирный заводной робот, которого ребенок мог бы получить в качестве подарка на Рождество. Но он уловил дух Крампуса и пошел вразнос. Он переключает свои руки-захваты в эти ужасные ножницы.”
Хочешь, слепим снеговика?
“Снеговиков вырезали из пенопласта,” отмечает скульптор Хавьер Мурсия (Javier Murcia). “Мы вырезали формы и потом добавили много теней, приклеили бумагу, такого типа, как обычно используется для выпечки или еще тоньше. Вы приклеиваете это на поверхность, и можете снизу увидеть тень, просвечивающую насквозь. А потом поверх всего этого накладывается искусственный снег. Финальный результат вышел замечательный, потому что все выглядело очень реально.”
“Одним из самых страшных персонажей, которых нас попросили сделать, был этот удивительный “черт из коробочки,” продолжает Тейлор, “Из этой маленькой коробочки выпрыгивает этот клоун-псих. Он по-прежнему прикреплен к коробочке, но может разинуть рот и пожрать непослушных детей. И это фантастическая идея!Было очень интересно добиться такой цели по средствам такой конструкции.”
Другие создания включают Пряничного Человека (также работа над ним в цифровом формате была закончен Weta Digital, см. Далее), снеговики, сошедший с ума щелкунчик и маски темных эльфов. “Их одевали низкие актеры, которые создали таким образом замечательных персонажей.” Заявляет Тейлор. “ Это маски вырезанные из дерева в стиле австрийских рождественских масок, но немного более безумные и маниакальные. А еще был херувим на верхушке елки. Мы сделали его в размере марионетки переростка так, как будто он состоит из треснутого фарфора. Получилась очень красивая куртка со сложной кружевной одеждой и жуткими когтистыми руками. ”
Нельзя так просто поймать Пряничных Человечков
Крампус также нанял в качестве миньонов Пряничных Человечков, которые тоже стали мучить семью. Хотя на съемках использовались реальные модели, большая часть эффектов была реализована цифровым путем усилиями Weta Digital. В трейлере, несколько Пряничных Человечков атакуют Говарда (Дэвида Кехнера) на кухне при помощи гвоздепистолета. “Говард в сцене имеет обрез и он услышал какой-то шум, и он пытается понять, что де происходит.” Объясняет супервайзор визуальных эффектов студии Weta Digital Кевин Смит (Kevin Smith). “Они нашли гвоздепистолет, напали на него и выстрелили ему в ногу. В брифе также было указано, что они должны смеяться и хихикать, и продолжить развлекаться с гвоздепистолетом, как сделали бы любые мерзавцы такого рода.”
На площадке, реальный Пряничный человечек использовался для съемок ранней сцены с трубой и занимал место, которое потом заняло цифровое существо. “Мы просверлили пару дырок снизу куклы и таким образом установили его на стенд,” говорит Смит, “мы могли использовать эту съемку как референс для освещения, а потом снимали изображения высокого разрешения HDRI. А для работы с актером на кухне это помогло с расположением уровня глаз.”
Weta Digital подошло к анимированию Пряничных Человечков использовав по максимуму его ограниченную двухмерность. “Вообще-то, вы снимаете печеньку, “ говорит Смит, “у нее короткие ручки и ножки-обрубки и огромная голова. Почти нет места, чтобы делать достаточно экспрессивные телодвижения. Особенно не сожмешься и не потянешься. Самым сложным стало сбалансировать нижний и верхний горизонты из-за количества деталей и сдвига — он выглядел то каменным, то слишком мягким.”
“Они почти как трое балбесов (прим. Переводчика — группа актеров The Three Stooges играла во многих голливудских комедиях 20-х 30-х годов, несколько напоминает наших Труса, Балбеса и Бывалого),” добавляет супервайзор анимации Дейв Клейтон. “Они постоянно грызутся, но работают как одна команда, когда надо напугать главного героя, Говарда. Что интересно, у них нет пальцев ни на руках, ни на ногах, так что анимировать их было довольно просто. Мы могли просто попробовать разные приемы. Это были очень неприхотливые герои, потому что моно было просто оставить их руки висящими по бокам и больше ничего не делать, потому что у них нет особого диапазона движений, что тоже забавно. Когда они бегут, они просто движутся вперед без какой-то особой артикуляции.”
Клейтон также узнал, что аниматоры могут довольно просто добиться хулиганского и противного поведения, меняя формы на лице. “Мы сделали так, что у них были качественные маниакальные выражения лиц, устрашающие выражения и шокированные выражения,” говорит он. “Мы могли анимировать переходы между этими стадиями почти что в духе покадровой съемки. Когда они мигают, их зрачки появляются или исчезают. Это было сделано специально, чтобы у зрителя могло появиться сомнение, “а может, их анимировали через покадровую съемку?”
В какой-то момент у Пряничных Человечков кончаются пули, что позволяет Говарду использовать обрез, чтобы выстрелить в фонарь. Он думает, что он устранил существ по средствам произошедшего от этого взрыва, но Пряничные человечки — теперь горящие — продолжают свою атаку. “Для тех кадров,” вспоминает Клейтон “мы потерятли некоторое время на установку простых карточек с огненными текстурами, которые мы потом прикрепляли к разным частям их тел, чтобы показать, насколько они охвачены огнем. Он пытаются потушиться и продолжить преследование дядюшки. У самого толстого Пряничного Человечка пылает только голова, а остальные почти полностью окутаны языками пламени. Чтобы посмотреть, как это выглядит, мы использовали программу Gazebo, которой вообще-то часто используем как рендерер углов обзора. Даже тот материал анимации, который мы туда загрузили выглядел довольно сложно.”
Флэш Бэк
В анимированном флэш бэке, созданном трудами Weta Digital, бабушка Оми (Криста Стэдлер) созналась в том что раньше, в детстве, уже встречалась с Крампусом. “Это очень стилизованный ролик, который кажется сделанным духе покадровой анимации” описывает Смит. “ Создатели фильма хотели, чтобы казалось, что его делал 85-летний аниматор из восточной Европы на протяжении шести месяцев в своем подвале. Мы сделали все просто. У нас была полностью функциональная марионетка Оми, но остальных персонажей оставили лишь силуэтами. ”
Специалисты постарались подогнать анимацию к рассказу Оми, а потом разбили историю на отдельные кадры. “Мы не хотели сделать все идеально, — нам нужно было включить в ролик и изъяны,” отмечает Клейтон, “Должно было возникать чувство, что это анимировалось вручную. Например, у нас были дополнительные текстуры на одежде Оми, чтобы складывалось ощущение, что они сдвигаются. Сначала мы анимировали на скорости в 5 секунд, чтобы добиться такого эффекта, но потом мы увидели освещение и компьютерную обработку, мы поняли что можем создать по-настоящему приятной для тактильного восприятия, и пересняли ее в миниатюрных декорациях при маленькой глубине резкости. Так что мы открыли бриф анимации и переделали его под 1 секунду и создали разные изъяны — например, дергающуюся одежду и ее мгновенные передвижения.”
“Мы также занимались и окружениями,” добавляет Смит, “но наш концепт-художник просто нарисовал какие-то картинки, мы все это вырезали и поместили на карточки, как будто это была плоскость для анимации. Мой бриф художнику включал такую фраз: думай об этом так, как если бы ты это реально делал. Если там есть камин, сказал бы я, не используй в нем цифровое пламя. Как ты его сделал бы в покадровой съемке? Наверное, использовал бы кусочки бумаги и маленькую лампочку в 40 ватт позади них. Там, где мы делали снег, мы делали ротоанимацию маленьких форм так, как будто кто-то сидел за мультстанком Oxberry а потом делали снежинки по кадру за раз и накладывали поверх всего на компьютере. Это все очень помогло рассказать историю о том, как Крампус посетил Оми на Рождество и убил всю ее семью. Эй, ну это же в конце концов хоррор!”
Расширяя мир
Krampus в основном снимался силами Stone Street Studios в Веллингтоне на этапе записи сцен с параллельной записью звука. Weta Digital помогли расширить масштаб фильма, добавив в него виды улиц и дома третьего масштаба. “Мы использовали улицы и снег, первые двадцать футов дворов и реальные деревья, “ объясняет Смит, “а потом мы убрали всю атмосферность и отсняли ее на фоне зеленого экрана, и добавляли цифровые матовые картины, когда какой-то персонаж пробегал по улице. Мы снимали эти сцены на зеленом экране без освещения, потому что использовали падающий снег и прочие элементы атмосферы. Если бы мы подсветили снежинки, то весь сет стал бы белым и мы все бы засорили. Если приглядитесь, сможете увидеть некоторые выделяющиеся на общем фоне дома. Режиссер хотел вставить их со ссылкой на Amityville Horror, дом Джейсона из Halloween, и дом Ферриса Бьюлера.”
Для экстерьерной сцены также Weta Digital сделали цифрового Крампуса, который бегал по некоторым крышам. “Там есть последовательность, в которой дочка выходит на улицу во время шторма, и вы можете его увидеть его сверху, на крыше, по мере того как персонаж идет по улице,” говорит Смит. “Он следует прыгая с крыши на крышу. Так вот это цифровой Крампус. Мы отсканировали и отфотографировали все поделки из мастерской, но супер-хорошего качества не получилось. И еще, на тот момент его не хотели совсем явно показывать. Это еще не момент представления персонажа.”
Тень Крампуса, сделанная арт-директором студии Weta Digital Майклом Пангразио (Michael Pangrazio).
“Для этих кадров,” добавляет Клейтон, “у нас была простая марионетка, представлявшая его — его очертания определяются классическим плащом. Анимировать этого многослойного персонажа было непросто, но мы должны были удостовериться, что симуляция совпадает с моментами “”живого действия”. У нас был прикольный концепт-скетч того, как Крампус выглядит под всеми своими одеждами — и это значило, что бы мы могли сделать то, что скрыто — козлиные ноги с расщепленными копытами. И это влияло на то, каким образом он прыгает с крыши на крышу. ”
Наверное лучшим доказательством желания режиссера достичь в фильме атмосферы реальных спецэффектов, это то, что Weta Digital получили задание сделать устрашающий язык Крампуса, который появляется, когда он добирается до Оми во второй раз. И причем со строгими инструкциями, чтобы выглядело так, что он сделан вручную. “Он должен был наводить ужас,” говорит Клейтон, “но Майкл давал нам указание сделать такой язык, который выглядел бы реалистично и мог был быть использован в реальных съемках, ссылаясь на Джаббу Хатта. Особенно интересно было подбирать подходящий для него тон.”