Полиграфический дизайн от А до Я

Изучайте полиграфический дизайн вместе с карманным словариком важнейших терминов.

Доведение до совершенства, подготовка к печати и собственно печать ваших дизайнов может оказаться весьма трудной задачей. В этой статье мы рассмотрим ключевые понятия полиграфического дизайна, от основных методов печати, таких как офсет и высокая печать, вплоть до совершенствования дизайнерских приемов, которые вы должны знать.

Acrobat – выпускаемое компанией Adobe программное обеспечение, которое позволяет дизайнерам и полиграфистам создавать, редактировать и печатать файлы в формате PDF (PortableDocumentFormat) (см. PDF).

CMYK – аббревиатура CMYK есть отсылка к четырем основным цветам, используемым в триадной печати: голубой (Сyan), пурпурный (Magenta), желтый (Yellow) и черный (Key). Каждый цвет в вашем печатном дизайне будет представлен комбинацией этих четырех цветов. Подбирая цвета для проекта, исходите из цветовой модели CMYK (а не RGB, которая подходит для макетов, представленных в цифровой форме онлайн или на экране).

PDF (PortableDocumentFormat) – рекомендуемый формат файлов, готовых к печати, для отправки в типографию. Adobe Acrobat (см. выше) – программное обеспечение для создания, редактирования и печати файлов PDF.

Баланс – хорошие макеты для печати имеют одну общую отличительную черту – они сбалансированы. Совмещение информативных текстовых блоков с областями свободного пространства макета (см. Пробел), акцент на одном ключевом объекте макета, будь то одно сильное изображение или же другой значительный элемент полиграфии, – все это способствует поддержанию принципа баланса в дизайне.

Бриф (техническое задание) – перед началом работы над очередным проектом крайне важно получить от клиента четкое и ясное техническое задание (бриф). Убедите клиента предоставить бриф и по существу раскрыть все основные рабочие моменты. Предложите ему образец составления технического задания с перечнем специфических вопросов об ожидаемом конечном результате.

Брошюра – брошюры зачастую используются для распространения краткой информации о компании, ее продуктах и предоставляемых услугах. В отличие от флаера (см. Флаер) обычно печатаются на более плотной глянцевой бумаге и могут быть сфальцованы (см. Фальцовка) и переплетены (см. Переплет).

Бумага – большая часть продуктов полиграфического дизайна печатается на бумаге (если, конечно, вы не работаете с какой-либо более специфической продукцией: выставочными материалами, наружными баннерами и т.д.) Бумага бывает разного цвета (существуют сотни оттенков белого, к примеру), различная по плотности (которая измеряется в граммах на кв.м.), с разнообразным покрытием и отделкой.

Бюджет – выясните размер бюджета вашего проекта до начала работы над ним. Изменения в цветовой палитре, отделка и плотность бумаги, количество страниц, объем печати, доставка, специальные эффекты, такие как тиснение фольгой или высечка штампом, – все это напрямую влияет на стоимость конечной работы. Четкое распределение доступного вам бюджета поможет определить ваши дизайнерские решения еще до начала работы.

Вектор – векторная графика создается масштабируемыми объектами, и как результат, не теряет качества при изменении размеров изображения. Смело делайте выбор в пользу векторной графики, и будьте уверены, что ваш макет при печати выйдет четким и красочным.

Вылет (выпуск за обрез) – это поле, выходящее за пределы листа (листов) вашего печатного проекта. Вы всегда должны добавлять вылет к вашему готовому к печати документу, если какой-либо из элементов (изображение, цветной фон и т.д.) проекта выходит за границу листа (линию обреза). Вылет сделает менее заметными небольшие погрешности, допущенные при обрезке макета.

Выравнивание – установка выравнивания текста в ваш проект может коренным образом изменить внешний вид всего дизайна. Экспериментируйте с центрированием текста, смещением к левому или правому краю, выравниванием по корешку или внешнему краю страницы, чтобы придать тексту уникальный актуальный вид.

Высечка штампом – если вы хотите придать вашему макету необычную форму, вырезать фигурный край, вам понадобится высечка штампом на специальном оборудовании. В зависимости от того, насколько современной окажется машина для высечки, при ее помощи специалист сможет не только сделать высечку, но и тиснение или рисунок (чертеж) и т.д.

Высокая печать – традиционная техника рельефной печати с использованием печатного пресса. Этот процесс требует больше времени, в отличие от цифровой и офсетной печати, однако сама печать выглядит симпатичнее. Высокая печать сейчас переживает подъем – все больше людей обращается именно к этому традиционному способу.

Выходные спецификации – коммерческие типографии могут попросить вас проверить выходные спецификации выполняемой печатной работы (см. Коммерческая печать). Спецификации могут включать информацию о характере работы, о клиенте, способах доставки, а также технические характеристики, такие как информация о цветоделении и корректуре.

Газета – недорогие в печати, газеты – традиционный печатный формат для сообщения новостей. Первоначально печатались исключительно черно-белыми; в последнее время они все чаще включают многоцветные фотографии и текст.

Геометрическая схема –впервые делая набросок печатного макета, постарайтесь представить его суммой геометрических фигур. Заголовки можно вписать в прямоугольники, остальные ключевые элементы (такие как изображения или текстовые блоки) – в круги, треугольники, квадраты или вытянутые прямоугольные колонки. Набросок приблизительного плана макета с использованием простых геометрических форм поможет вам оценить, насколько сбалансированным (см. Баланс) в итоге будет конечный продукт.

Дедлайн – установка реалистичного дедлайна, который позволит вам плавно и спокойно проходить все этапы работы над проектом согласно запланированному расписанию (см. Расписание), – крайне важное условие успешной реализации вашего полиграфического проекта. Обговорите с вашим типографом время, необходимое на печать проекта, перед назначением финального дедлайна, где клиенту будет представлен готовый продукт.

«Домашняя» печать (печать для внутреннего пользования) – если вам не нужно печатать ваш дизайн большим тиражом, если вы не нуждаетесь в профессиональных рекомендациях по поводу печати, в создании необычных (или очень больших) размеров, оптимизации цвета, использовании разнообразной по плотности и фактуре бумаги, смело печатайте проект на домашнем струйном принтере. Однако не увлекайтесь: печатайте базовые документы, предназначенные для внутреннего использования, или эскизы. Для изготовления высококачественных печатных работ всегда обращайтесь в профессиональную типографию (см. Коммерческая печать).

Доставка – как только ваш макет будет распечатан и пройдет послепечатную обработку (фальцовку, переплет и т.д.), его следует доставить клиенту. Некоторые дизайнеры перед доставкой непосредственно заказчику предпочитают заказывать доставку на свой собственный адрес, оставляя тем самым время для проверки конечного продукта. В любом случае, в своем расписании (см. Расписание) запланируйте время на доставку.

Дуплекс – общий термин для описания многотональной печати с использованием двух (дуплекс), трех (триплекс) или четырех (квадрекс) красок.

Журналы – едва ли не самые популярные печатные издания, весьма разнообразные как по тематике, так и по качеству печати. Высококлассный глянец очень дорог в производстве, так как, как правило, имеет больший объем и печатается на плотной глянцевой бумаге. Как создать макет вашего собственного журнала, вы можете почитать здесь.

Клиент – любой полиграфический проект предполагает участие в нем по крайней мере трех сторон: клиента, дизайнера (т.е. вас!) и типографа. Раз вы уверены, что в силах выполнить все требования брифа, вы должны вовлечь своего клиента в процесс работы над проектом на жизненно важных этапах, в частности, во время обсуждения бюджета проекта, согласования эскизов, а также для утверждения пробной печати (см. Пробная печать). Внимание: никогда не отправляйте ничего на печать без получения одобрения клиента! Любителям острых ощущений разрешается сие правило игнорировать =)))

Книга – древнейший способ представления письменной и визуальной информации. Состоит из некоторого количества страниц, скрепленных вдоль внутреннего края и помешенных в обложку. После изобретения в XV в. немцем Иоганном Гутенбергом деревянного печатного пресса, большую часть среди первых европейских печатных книг составляла Библия. Сейчас книги доступны в самых разнообразных размерах и формах, включая мягкий (относительно недавний, недорогой вариант, употребляемый с XIX в.) и твердый переплет.

Коммерческая печать – вы можете отправить ваши готовые к печати файлы профессиональному коммерческому печатнику, который предложит вам как цифровые, так и традиционные полиграфические услуги. Вы можете договориться о просмотре пробной печати профессиональным типографом, а также заказать в типографии послепечатные услуги (например, фальцовку, переплет, доставку заказчику и т.д.)

Коммуникация – конечным результатом процесса создания печатного дизайна должна стать эффективная визуальная коммуникация. Полиграфический дизайн похож на наглядный, воспринимаемый зрительно копирайтинг: ваш конечный продукт должен эффективно передавать сообщение зрителю. А значит, создавая дизайн, вы постоянно должны думать о зрителе. Очень круто работать над тем, что вам действительно нравится, но если ваш дизайн не найдет отклика у целевой аудитории, – считайте, он не удался.

Конгревное тиснение – процесс создания выпуклых рельефных изображений на бумаге. Конгрев – самостоятельная часть производственного процесса; выполняется при помощи штампа (см. также Штамп, Обратный конгрев).

Копии – несмотря на то, что вы создаете единственный в своем роде, уникальный печатный продукт, скорее всего вам понадобится отпечатать его некоторым тиражом. Как правило, в денежном плане большие тиражи выгоднее маленьких, и вы должны знать точное количество копий документа, которое вам потребуется, т.к. копии сверх необходимого влетят вам в копеечку и отнимут время.

Копировальный центр – самое лучшее решение, если вы хотите быстро напечатать небольшой тираж вашего документа. Однако выбор бумаги по плотности и отделке здесь может оказаться меньшим, чем в коммерческих типографиях.

Креативность – несмотря на то, что вам приходится придерживаться некоторых правил полиграфического дизайна, таких как привязка к базовой сетке (см. Сетка) и соблюдение принципа баланса (см. Баланс), вы не должны позволять этим правилам останавливать полет вашей фантазии. Полиграфический дизайн – прекрасная почва для реализации невероятных творческих идей и концепций. Печатный плакат имеет давние славные традиции расширения творческих границ. Ищете вдохновения – взгляните на рекламные плакаты ХХ-XIX вв.

Межстрочный интервал – вы можете увеличить межстрочный интервал текста на макете, чтобы сделать его более удобным для чтения и придать макету более элегантный, аккуратный и привлекательный вид.

Метки – при экспорте вашего дизайна в готовый к печати файл PDF, вам будет предложено добавить метки-рекомендации к печати. Эти метки могут помочь печатнику в процессе работы с вашим документом. Вы можете добавить ограничительные метки, метки обреза, метки совмещения, контрольные цветные полосы, информацию о странице и т.д.

Многокрасочная печать (печать составными цветами, триадная печать) – составной цвет получают наложением четырех основных цветов: голубого, пурпурного, желтого и черного (см. CMYK).

Негативное пространство – для того, чтобы ваш дизайн выглядел сбалансированным (см. Баланс), вы должны стремиться увеличивать объем свободного места (см. Пробел) и, по возможности, негативного пространства в вашем дизайне. Негативное пространство, пространство вокруг и между границами форм и изображений, может дополнить ваш дизайн интересными эффектами, не перегружая его при этом.

Обложка – у любой переплетенной книги (неважно, мягкий ли у нее переплет или же твердый) есть обложка, состоящая из двух переплетных крышек, передней и задней, и корешка. Макет этих элементов сохраняется в самостоятельный файл и высылается в типографию отдельно от основного объема документа. Для создания макета своей собственной книжной обложки вы можете воспользоваться нашими советами отсюда.

Обратный конгрев (дебоссинг) – процесс утопления (вдавливания) рельефного изображения в бумагу; результат проявится выпуклым рельефом на обратной стороне макета (см. Конгревное тиснение).

Обрез – край вашей страницы можно определить как линию обреза – именно по ней ваш конечный печатный продукт будет высечен.

Объем – с точки зрения денежных затрат тиражи большого объема гораздо выгоднее малых тиражей. Обговорите объем печати со своим типографом: может оказаться, что нет значительной разницы в стоимости печати нескольких сотен дополнительных копий и стоимости печати большого тиража (см. Копии).

Оттенок – более светлый вариант цвета, получаемый смешением собственно цвета с белым.

Офсетная печать – традиционный и наиболее распространенный способ печати; представляет собой технику, при которой красочное изображение переносится с печатной формы на резиновый лист, и лишь затем на поверхность для печати. Офсетная печать на бумаге появилась в США в начале ХХ в.

Оцифровка – большинство коммерческих типографий использует цифровую печать для создания печатной продукции. Вместо необходимости подготовки печатных форм для более традиционной офсетной печати (см. Офсетная печать), цифровая печать работает исключительно с электронными документами. Как правило, цифровая печать более быстрая и менее трудоемкая по сравнению с традиционными печатными способами.

Пакет (создаваемый в Adobe InDesign) – если вы предоставляете в типографию оригинальный файл InDesign, запакуйте файл перед отправкой (используя команду Файл-Запаковать); команда скопирует сам файл InDesign и все связанные с ним элементы (изображения, шрифты) в одну удобную папку (пакет).

Переплет – после того как вы напечатаете ваш проект, возможно, вам понадобится скрепить его в документ из нескольких страниц. Есть множество вариантов переплета печатных документов, каждых из которых идеально подойдет для конкретного вида издания (к примеру, книги в твердой или мягкой обложке, брошюры и т.п.) Вариант переплета также обусловлен весом бумаги и количеством страниц. Различные виды переплета включают скрепление внакидку, переплет гребенкой, скрепление пластмассовыми кольцами, клеевой переплет, скрепление втачку, жесткий переплет и др.

Печатный пресс – машина, используемая для равномерного перенесения краски с печатной формы на бумагу или ткань. Первый в мировой истории печатный пресс был создан в Германии в XV веке.

Печать – наверняка где-то в глубине души вы подозревали – вам придется печатать ваш дизайн;) У вас есть несколько вариантов для выполнения печати: домашняя печать, копировальный центр или профессиональная типография.

Планирование – наверное, самый важный, первоначальный этап создания печатного дизайна. Оно включает получение и разбор брифа, утверждение бюджета, составление расписания (см. Расписание), переговоры с типографией о времени выполнения работы и стоимости услуг.

Пластины – используются для переноса вашего дизайна на бумагу. Печатные пластины бывают металлическими, пластиковыми, резиновыми, бумажными и др. Пластины используются в офсетной печати (см. Офсетная печать).

Плашечные цвета – создаются красками, как чистыми, так и смесевыми, которые печатаются в один краско-прогон. Цвета Pantone – плашечные цвета, на печати они дают более точный, предсказуемый результат по сравнению с триадными цветами. (см. Многокрасочная печать). Учитывайте, что включение в работу использования плашечных цветов повысит стоимость работы, так как увеличится количество краско-прогонов.

Плотность – разные сорта бумаги имеют различную плотность, которая измеряется в граммах на кв.м. Плотность влияет на толщину и упругость бумажного листа. Бумага с меньшей плотностью, как правило, дешевле, но напечатанные на ней элементы просвечиваются на другую сторону листа. Бумага с высокой плотностью более упругая и имеет лучший вид.

Поля страницы – поле – действительно важный элемент макета полиграфического продукта. Эстетически, поля добавят вашему дизайну немного свободного пространства, придадут ему более элегантный и профессиональный вид. С технической точки зрения, узкие поля – настоящее проклятье для печатников, которым приходится обрезать поля страницы очень точно, стараясь не отхватить кусок текста или изображения.

Правое полушарие (и левое полушарие) головного мозга – принято считать, что левое полушарие головного мозга отвечает за логику, рациональное мышление и способность воспроизведения речи. Правое полушарие, в свою очередь контролирует эмоциональную сферу и визуальное восприятие. Вы и сами, наверняка, отлично знаете, какое из полушарий вашего мозга преобладает (а может, они находятся в прекрасном балансе – вам крупно повезло;)

Создавая дизайн для печати, всегда думайте о том, как на него будут реагировать разные люди, те, кто смотрит на мир через призму логического мышления, и те, для кого важнее эмоциональное восприятие. Ваша главная задача – представить идеально сбалансированный дизайн, привлекательный для всех.

Предпечатная проверка – когда вы закончите создание макета в InDesign, вы должны выполнить предпечатную проверку, чтобы исключить ошибки. Ошибки содержания (к примеру, текст, выползающий за границы), технические ошибки (к примеру, проблемы с цветом) будут очевидны на предпросмотре.

Пробел – если вы хотите, чтобы ваш дизайн выглядел гармонично, не перегружено, – не забывайте оставлять свободные области, или пробелы. Они вовсе не должными быть белыми, а лишь пустыми, не занятыми никакими другими элементами.

Пробная печать – вы должны попросить вашего типографа предоставить вам пробную печать, которая обычно представляет собой одну копию вашего печатного дизайна, перед началом печати всего тиража. Существует несколько типов пробной печати, и она может включать следующие элементы: пробная печать текста, проба цветоделения, цифровая цветопроба, совмещенная цветопроба, печать синего оттиска, печать контрольного экземпляра и др.

Разворот – две соседние страницы многостраничного печатного издания (см. Страница).

Размер – создавая свой полиграфический дизайн, вы будете работать со страницей, размер которой вы сможете задать самостоятельно в вашей рабочей программе (к примеру, Adobe InDesign). Существуют стандартные размеры страниц (к примеру, А3, А4, USLetter), подходящие для печати на большинстве настольных принтеров. Документы с заданными размерами, очень большие или очень маленькие документы печатаются и обрезаются профессиональными типографами.

Разрешение – в своих работах вы должны стремиться использовать исключительно изображения высокого разрешения. Изображения с низким разрешением при печати могут получиться размытыми, на них могут проявиться пиксели, что само по себе совсем не красиво.

Расписание – ключевым моментом при планировании работы над дизайнерским проектом является составление расписания для всего процесса работы от начала и до самого конца. Это позволит вам чувствовать себя спокойно и собранно. Учитывайте все важнейшие этапы работы, вплоть от получения четкого брифа, просмотра эскизов и пробных печатных образцов, и до послепечатной обработки и доставки, – установите реальные сроки для выполнения каждого этапа. И придерживайтесь их!

Растр – растровая графика состоит из огромного числа крошечных пикселей и отличается от векторной графики форматом (см. Вектор). Изменение размера растровых изображений может привести к потере качества и нежелательной пикселизации изображения. Поэтому всегда используйте в своих работах растровые изображения с высоким разрешением.

Сетка – базовая сетка, образуемая пересекающимися вертикальными и горизонтальными линиями на вашем макете, поможет структурировать контент вашего печатного дизайна. Линии сетки вы можете наблюдать только в процессе работы в вашем рабочем файле; в конечном печатном продукте они будут не видны. Сетка поможет обеспечить баланс (см. Баланс) в вашем печатном дизайне.

Симметрия – как правило, макеты печатных изданий делятся на две категории: симметричные и асимметричные. Каждая из них хороша по-своему: если асимметрия притягивает взгляд, вызывает дополнительный интерес, то симметрия делает акцент на совершенстве формы, производит успокаивающий эффект.

Служебное поле – небольшая область за пределами линии обреза и вылета в вашем документе InDesign, где можно оставить черновые заметки для других дизайнеров (если вы работаете в команде) или инструкции для печатника.

Смета – коммерческая типография, как правило, запрашивает все технические требования касательно предстоящей работы и предоставляет смету. Вы можете уменьшить сумму счета, скорректировав объем тиража, заменив цвета дизайна, отказавшись от плашечных цветов, напечатав в два тона (см. Дуплекс).

Страница – отдельная читабельная поверхность вашего печатного документа; ее содержание может быть связано с другими страницами, но существует она как отдельная самостоятельная единица. Одним легким сложением пополам лист форматом А4 превращается в четыре страницы А5;)

Счет – копировальный центр может потребовать у вас оплату при получении заказа, а коммерческая типография вероятнее всего отправит счет с указанием стоимости всех произведенным работ. Затем у вас будет 28 дней (или около того), чтобы произвести платеж. Обязательно запросите смету на выполнение работы и утвердите ваш бюджет перед тем, как дать типографии разрешение на печать, – это поможет избежать неприятных сюрпризов при оплате.

Текст – четкая и доходчивая текстовая составляющая может значительно улучшить ваш печатный дизайн. Текст, как совокупность шрифтовых знаков, должен представлять собой гармоничную унифицированную систему.

Тетрадь (см. также Переплет) – это сфальцованный лист бумаги, часть переплетенной книги. Книга состоит из некоторого количества тетрадей, сшитых вместе. Количество страниц в тетради может варьироваться, и зависит от количества страниц в книге в целом и плотности бумаги.

Тираж – представляет собой единовременно напечатанное количество копий печатного продукта (книги, журнала, флаера). Как правило, выгоднее печатать издание одним большим тиражом, чем несколькими мелкими.

Треппинг – печатники применяют прием треппинга, подгоняя места соприкосновения объектов разных цветов во избежание рассовмещений так, чтобы при печати между ними не возникало белых пространств.

Фальцовка – множество печатных документов, таких как брошюры, буклеты и меню, требует фальцовки после печати. Как правило, типографии предлагают этот вид услуги как часть печатного процесса, однако обратите внимание на то, что сфальцованное изделие будет стоить дороже и потребует больше времени на изготовление.

Фаска (скос) – дополняя графический объект искусственной фаской, вы создаете эффект приподнятости. Применение скашивания к печатным элементам в последние годы используется редко. В настоящее время господствующим трендом является плоский дизайн.

Флаер – недорогая печатная реклама объемом в одну страницу, зачастую используемая для раздачи на улице или раскладки по почтовым ящикам.

Фольга – тиснение фольгой – это процесс нанесения металлизированного пигмента или фольги на печатное изделие. Фольга (чаще всего золотая или серебряная, но доступны и некоторые другие варианты, к примеру, пастель) закрепляется разогретым штампом, зачастую в сочетании с конгревным тиснением (см. Конгревное тиснение) для усиления эффекта.

Формат файла – вы должны сохранять ваши проекты в формате, требуемом типографией. Большинство типографий, как правило, просит предоставлять файлы в готовом к печати формате PDF (см. PDF).

Цвет – ваш печатный проект будет исполнен в цвете, даже если будет задействована только один черный цвет. Вам следует передавать цвета в CMYK (см. CMYK), чтобы получить при печати наилучший результат. Но при необходимости вы можете использовать и плашечные (простые) цвета (см. Плашечные цвета). Очень часто цвет, который вы видите на экране, проявляется на печати чуть по-другому. Чтобы свести это различие к минимуму, откалибруйте свой экран.

Четырехцветный черный – фактически, черный цвет формируется смешением четырех CMYK цветов, т.н. «четырехцветный черный». А значит, возможны варианты черного: результатом С=0 M=0 Y=0 K=100 станет менее насыщенный черный, который на печати даст серый оттенок. Используйте числовые значения CMYK вроде C=40 M=30 Y=30 K=100 для создания глубокого черного цвета.

Читабельность – полиграфический дизайн, как вы уже знаете, имеет главной целью эффективную коммуникацию (см. Коммуникация). Даже если ваш дизайн красив и привлекателен, но при этом полиграфия неясная и читается плохо, — считайте, ваш дизайн не удался. Взгляните на свой проект под различными углами. Если это книга, вряд ли вы захотите уткнуться в нее носом, разбирая мелкий шрифт; если же это широкоформатный плакат, размер текста должен быть достаточно большим, чтобы его можно было рассмотреть издалека.

Читательский разворот – этот термин описывает разворот, который видит читатель в готовом многостраничном документе после того, как тот будет напечатан и переплетен. Читательский разворот отличается от т.н. печатного разворота, который видит перед собой (и печатает) типограф. Вам нет необходимости конвертировать ваш рабочий макет в совокупность печатных разворотов – ваш типограф при помощи дополнительного программного обеспечения расставит ваши страницы на печатных формах в необходимой для печати последовательности.

Штамп – специально изготовленный инструмент для высечки и придания определенной формы бумаге, картону или переплетной крышке при помощи пресса. Как и матрица, штамп, как правило, изготавливается на заказ в типографии для конкретного печатного проекта. И поэтому, стоимость изготовления штампа может быть включена в конечную стоимость работы. Вы можете попросить типографию сохранить штамп для дальнейшей работы, либо забрать его и хранить у себя.

Заметки о шрифтах

Имитирующий высокую печать прекрасный шрифт, использованный нами на обложке данной статьи, вы найдете здесь, а варианты декоративных лент – здесь.