Глаз не камера. Когда мы видим объект, особенно движущийся, наш мозг склонен разбивать его не на набор разнообразных оттенков, а на силуэты. Быстрое распознавание объектов – это главная эволюционная необходимость, и именно она лежит в основе работы нашего визуального восприятия. В том числе поэтому и работает маскировка.
Когда силуэт объекта сложно различить, нам трудно уследить за тем, что мы видим. Вот почему во многих комиксах и иллюстрациях художники используют условный контур фигур и объектов. Цвета и тени вторичны по отношению к базовой форме, когда дело доходит до распознавания. Поэтому эффективное использование силуэтов – это жизненно важный инструмент для визуального повествования.
По существу, основное правило здесь таково: если бы вам пришлось закрасить всех персонажей и объекты чёрным, вы всё равно могли бы сказать, что они делают. Все самые важные элементы должны располагаться достаточно далеко от главного силуэта, чтобы их можно было различить. Менее важные элементы не обязательно разделять таким образом. Из примера выше мы должны узнать только две значимые вещи: 1) Ким разговаривает с Роном и Вонни и 2) что она жестикулирует, что-то объясняя, а затем отстраняется. Вот так просто.
Чёткие жесты могут создать или разрушить сцену. Сравните ясные движения Чудо-Женщины в комиксе Kate Beaton:
С этой явно менее читаемой страницей комикса о Чудо-Женщине:
Если происходящее непонятно изначально, детали не спасут. Конечно, это не означает, что не бывает детальных и одновременно ясных иллюстраций. Они просто требуют большего навыка и внимания:
Все необходимые элементы здесь присутствуют. Линии движения, уместные пересечения силуэтов и общая ясность того, что происходит.
Набрасывая сцену, полезно распределить объекты по степени важности. В целом, изолированный силуэт визуально привлекает больше внимания, чем силуэт, пересекающийся с чем-либо ещё. Чётко отделяя первостепенный объект, а второстепенные пересекая с другими силуэтами или обрисовывая их менее отчётливо, вам легче удастся установить ясность и привлечь взгляд читателя к главному в сцене. (Следует заметить, что когда я говорю «важность», я имею в виду порядок, в котором читатель рассматривает детали, необязательно буквально самое важное в сцене).
В то время как силуэт сам по себе не определяет всю необходимую информацию в сцене, он очень часто являются её основой. Если самые важные элементы нельзя различить в упрощенной форме, значит, основу нужно переработать. Это применимо не только к кадрам и сценам, но и к самим дизайнам персонажей и окружения.
Если вы не можете с легкостью отличить персонажей только по силуэтам, их нужно переработать. Распознавание по силуэту – жизненно важная часть дизайна, настолько жизненно важная, что я собираюсь посвятить ей несколько следующих статей.