Основы мультипликации: создаем эмоции

В мире существуют миллионы глаз, ртов, носов, ушей, подбородков, и каждый из них обладает собственными характеристиками. В любом случае, рисуя лица в мультипликации, вам необходимо понимать основы.

Раз вы освоили эти основы, обратите свое внимание дальше, убедитесь, что головы ваших персонажей создают впечатление объемности, и вы сможете нарисовать их с любого возможного ракурса. Если вы способны на это, великолепно! Однако если вы действительно хотите обратить внимание на свои рисунки, вы должны освоить способы придания им жизни при помощи создания эмоций!

На самом деле, любой может нарисовать лицо. Вы рисуете круг с несколькими точками и линиями, и любой скажет, что это лицо. Но, в то же время, несмотря на легкость построения, затем возникают сложности, когда хочется показать чувства и эмоции…

Совет: Если у вас имеются какие-либо сомнения в том, как правильно нарисовать лицо, взгляните на мой предыдущий урок: или, если вы заинтересованы в более реалистичном подходе к рисованию эмоций, ознакомьтесь с уроком Н. Петерс.

Как ведет себя человеческое лицо

Различные выражения лица, совсем как различные тона голоса, могут быть легко изменены. Выразительность – это не столько результат сокращения лицевых мускулов, сколько комбинированное действие сокращения одних мускулов и расслабления других. Существуют некоторые группы действий, например, когда человек улыбается или смеется, разница проявляется лишь в интенсивности сокращения.

Если я попрошу вас описать эмоцию на картинке ниже, что вы скажете?

Я знаю, вы скажете мне, что фигура создает впечатление спокойствия и размышления. Возможно, он думает о чем то. На самом деле все совсем не так! На самом деле на этой картинке изображено полное отсутствие выражения, ни один мускул не задействован. Мы смотрим на отсутствие эмоций как таковых, хотя, возможно, в другом случае, спокойствие и расслабленность – это будет хорошее описание для данной эмоции.

Вполне нормально, если вы используете это выражение лица в рисовании постоянно. Действительно, именно оно используется людьми чаще всего, примерно 80% времени! Это выражение лица люди используют наедине с собой, потому что, когда они смотрят на кого-то другого или ставят себя в какую-то ситуацию, появляется реакция, которая является ответом на другую реакцию! И, когда мы переносим это в мультипликацию, мы должны сильно преувеличить этот эффект, чтобы зрителю стало понятно, какую эмоцию выражает персонаж.

Базовые эмоции

Базовые (первичные) эмоции – это те эмоции, которые человек не способен полностью контролировать. Это означает, что нельзя полностью управлять их проявлением. Например, такая эмоция появляется внезапно в ответ на простой стимул.

Эти первичные эмоции проявляются на лице вне зависимости от культуры, расы и возраста. Ниже я представляю вам главные из них:

  • Счастье (1): уголки рта подняты вверх – брови расположены высоко – глаза широко открыты.
  • Гнев (2): уголки рта опущены вниз – кончики бровей опущены к переносице – глаза широко открыты.
  • Страх (3): рот представляет собой кривую с опущенными кончиками – брови неровной формы приподняты – глаза широко открыты.
  • Печаль (4): уголки рта опущены вниз – кончики бровей у переносицы слегка приподняты – веки приопущены.

Вот основные выражения лица и мы используем их чаще всего в течение нашей жизни. В мультипликации из этих четырех эмоций мы можем вывести другие, которые нам необходимы.

Существует еще две эмоции, которые менее известны, но также дополняют группу базовых:

  • Удивление (5): маленький и полуоткрытый рот – брови неровные и высоко подняты – глаза широко открыты.
  • Раздражение (6): линия рта изогнута – кончики бровей опущены к переносице – глаза закрыты.

«Какого черта вы отделили эти эмоции от первой группы?» Все просто: если вы заметили, эти выражения являются измененными выражениями из первой группы.

Теперь, когда вы познакомились с первичными эмоциями, вы должно быть удивлены, почему их так мало, верно? Все просто: также как существуют базовые цвета, которые при смешении дают другие цвета, базовые эмоции также могут быть смешаны для создания других – вторичных эмоций! Просто взгляните:

Отметьте, чтобы создать выражение сонливости, мы взяли брови от выражения счастья и смешали с почти закрытыми глазами от эмоции печали. Клево, да?

Родственные эмоции

Веселье еще не кончилось! Родственные эмоции – это те, которые основаны на простых эмоциях. Мы заменяем только один компонент лица, и получаем другую эмоцию!

Отметьте, что на этой картинке был изменен только рот. Мы можем выразить два различных чувства раздражения, изменив всего один элемент лица! Вот вам еще пример:

И снова мы всего лишь изменили рот, чтобы передать нужную эмоцию.

Пока мы используем рот и глаза, чтобы получить иной вариант, основанный на базовой эмоции.

Не только первичные эмоции способны порождать вторичные, мы также можем получить «третичные» эмоции из вторичных. Зацените:

Также как мы делали раньше, изменили только рот.

Фантастично, не так ли? Вполне возможно, что вы получите дюжину или даже сотню выражений лица для ваших работ, применяя эту технику!

Эмоции физических состояний

Эмоции, порождаемые различными физическими состояниями, по сути своей близки к базовым эмоциям, но, в отличие от них, могут принимать индивидуальные и непредсказуемые формы.

Отметьте, что «физические» эмоции также ведут свое происхождение от базовых. Усталость здесь происходит от печали.

Мы можем усилить эмоцию, добавив дополнительный элемент, например стекающие капли пота, смотрим:

Давайте взглянем на другой пример физической реакции, которую мы не можем полностью контролировать. Тут наш персонаж подвергнулся разряду электрического тока! В двух словах: полностью потерял контроль над своей реакцией!

Шоковая реакция является тем, что мы не можем контролировать, и в мультипликации это является преимуществом, так как мы можем преувеличить выразительность для получения желаемого результата. По этой причине, мы увеличили рот.

Также заметьте, что первичные эмоции главенствуют. Реакция шока, даже будучи неконтролируемой, является вариантом страха. Самое интересное, связанное с эмоциями физических состояний это то, что в реальной жизни мы испытываем их без осознания того, как мы это делаем, потому что мы подвергаемся влиянию внешних факторов и других условий.

Интенсивность и добавочные элементы

В мультипликации выражения лица не ограничены степенью интенсивности. В зависимости от интенсивности мы можем получать очень интересные результаты:

Вегета, ты ли это? (персонаж Dragon Ball, если вы не в курсе)

Кроме интенсивности, мы можем также добавлять элементы для усиления эмоций. На первой картинке мы добавили несколько капель пота, разлетающихся от лица, чтобы усилить выражение страха. На второй картинке мы добавили высунутый язык, чтобы усилить желаемый эффект.

Возвращаясь к страху, давайте дополним картинку, чтобы увеличить интенсивность страха, превратив его в панический ужас!

Увеличивая глаза персонажа и заставляя их расшириться на все лицо, мы создаем впечатляющий эффект для мультфильма! Мои поздравления!

Изменяем ракурс

Для получения мощной выразительности и достижения драматического эффекта, довольно интересным решением является изменение угла обзора события – с более необычной позиции. Таким образом, когда мы переносим зрителя в непривычную точку обзора и ставим его в «неудобную» ситуацию, это делает событие более динамичным.

Пример того, как ракурс изменяет интенсивность выразительности.

Отметьте, что когда мы помещаем угол обзора сверху вниз, это автоматически ставит нашего персонажа в более низкое положение, заставляя его «съежиться» и выглядеть слабым против нависшей угрозы. И наоборот, когда позиция камеры дает обзор снизу вверх, мы заставляем нашего персонажа выглядеть более внушительным! Выступающий подбородок, усмешка и огонь во взгляде помогут создать идеальную атмосферу исходящей от него угрозы!

В мультипликации грозные персонажи обычно имеют большой подбородок и маленькие глаза. А вот персонажи более слабые обладают большими и выразительными глазами, но имеют небольшую челюсть и рот, расположенные всегда очень близко к подбородку. Попытайтесь применить эту технику на практике и вы увидите это!

Играем с социальными стереотипами и контекстом

Чтобы добавить больше стереотипности нашим персонажам, мы можем добавить едва различимые элементы, которые усилят контекст события. Некоторые техники позволяют создать подобный эффект сразу же – из-за информации, которую мы получаем в течение нашей жизни. Мы получаем эту информацию из кинофильмов, телевидения и окружающих нас людей.

Рассмотрим пьяного человека: неопрятные волосы, небритый, тяжелые веки и зубы, торчащие изо рта, создают идеальный образ пьянчуги. Мы взрослые люди и способны распознать кого-то, кто долгое время употреблял алкоголь. Посмотрим на больного мужчину в возрасте, обладающего большим носом. Глаза закрыты и капли слюны изо рта показывают нам, что его здоровье оставляет желать лучшего.

Вот другой пример. Картинка ниже может быть воспринята с разных точек зрения. Я мог бы сказать, что человек вверху испытывает боль, тогда как человек внизу находится в ярости!

Давайте дополним картинку несколькими элементами, чтобы полностью изменить ее восприятие. Вы поняли, что мы сделали? Добавив слезы обоим персонажам и кусок ткани, мы с уверенностью можем сказать, что они оба плачут.

Добавляем элементы, чтобы изменить контекст события.

Сигналы лица

Мы используем наше лицо, чтобы посылать различные невербальные сигналы другим людям, это заставляет наше лицо двигаться в различных направлениях. Все потому что, как и в случае с эмоциями физических состояний, мы не способны полностью контролировать эти «сигналы», которые заставляют нас реагировать непонятным образом: наиболее часто движения лица определяются сердечными порывами.

Ниже представлен понятный пример обмена подобными сигналами. Красавчик посылает свой роковой взгляд девушке, используя всю свою силу обольщения, чтобы завладеть ее вниманием. Она отвечает ему, показывая, что находится во власти страсти. Как вы думаете, она падет в его объятия?

Давайте рассмотрим другой пример. Картинка ниже самый обычный пример в мультипликации: симпатичная девочка строит «щенячьи глазки» и получает все, что захочет, используя эту милую уловку.

Кто может устоять перед этим миленьким личиком??

Давайте поменяем контекст. Мы изменили только направление ее взгляда, теперь она смотрит в противоположную сторону от собеседника. Эта маленькая деталь делает ее более застенчивой. Как мило, да?

В дополнение к направлению взгляда, мы добавили немного румянца на ее щеки, создавая впечатление, что она очень стеснительная.

Заключение

Если у вас есть сложности в рисовании чувств и эмоций вашего персонажа, лучшим способ достичь успеха будет копирование любых проявлений эмоций человека. Этим способом вы натренируете свое восприятие и таким образом обогатите ваш арсенал техник.

Лицевая выразительность – это обширная тема, которая не ограничивается только выражением эмоций и чувств в мультипликации. Как было сказано ранее, мы полностью контролируем свои эмоции лишь до того момента, когда мы полностью теряем контроль над ними (к примеру, когда нас укусила собака).

Хотите получить интересный опыт? Пригласите всю семью сделать совместное фото и отметьте, как похоже все улыбаются – это контроль над эмоциями, они симулируют чувства. Затем попытайтесь напугать их до чертиков, и вы увидите, насколько различно каждый их них выражает страх!

Я надеюсь, что смог заинтересовать вас в практике создания различных эмоций ваших персонажей. Не забывайте, что, рисуя мультипликацию, вам необходимо преувеличивать большинство выражений лица и понимать, по крайней мере, основы: как эмоции формируются, чтобы зритель сразу смог идентифицировать их!

Кто же не использовал силу обольщения, чтобы покорить чье-то сердце одним лишь взглядом?