Когда мы впервые начали что-то рисовать, у нас не было четкого намерения. Был инструмент и был результат его применения, но он не имел особенного значения, потому что сам процесс был захватывающим!
Потом либо кто-то сказал, что картинки у вас выходят красивые, и вы почувствовали себя замечательно, услышав такие слова, или вы услышали, как это сказали кому-то другому — и почувствовали укол зависти. Таким образом, у процесса появилась еще одна ценность — ценность законченной картинки.
Но чем конкретно определяется эта ценность? В современном мире мы то и дело слышим о том, что какие-то странные абстрактные картины продаются за миллионы долларов. Как они могут стоить так дорого, если никому не нужны ваши полу-реалистичные картинки? Они, конечно же, гораздо лучше, чем несколько цветных линий на пятнистом фоне, верно? Почему ваши картины называют страшными, а их всячески восхваляют?
Чтобы ответить на эти вопросы, нам придется дать определение самому искусству. Это будет сложная задача, а может быть и вовсе невозможная. Но как может искусство существовать в нашем мире и не иметь определения? и если оно каким-то магическим образом так может, то как мы можем обсуждать ценность искусства, если каждый понимает под этим словом что-то свое? Это примерно как, если бы в споре на тему “что лучше: кошки или собаки”, человек, высказывающийся против кошек, на самом деле имел в виду пауков. Так что, может быть, какое-то определение все же есть? Давайте разбираться.
Что есть искусство… для Тебя?
Кое-что я знаю наверняка: искусство субъективно. Его определение появляется в чьем-то сознании, и оно может не иметь ничего общего с определениями других людей. Однако, что-то все же должно эти определения связывать. Иначе, как тогда об искусстве вообще можно было говорить?
Для начала давайте постараемся быть настолько объективными, насколько это возможно. Сделать это можно только одним способом — вернуться в то время, когда еще не было всего того многообразия художественных сред, какое есть сейчас. Давайте посмотрим, как искусство зарождалось!
Искусство и ремесло
Людей отличает от животных их способность изобретать новые вещи. На протяжении эпох мы узнали, что разные люди могут осваивать разные ремесла, а затем обменивать продукты своей деятельности на что-то другое – таким образом, все получили возможность использовать предметы, которые не могли бы сделать собственноручно. К числу этих предметов относились необходимые для жизни вещи – дом, кровать, миска, свеча, седло для лошади… Таким образом, ремесленники обеспечивали базовые потребности растущих цивилизаций.
Но у человека есть еще одна черта характера, которая сделала возможным появление искусства (и науки!). Нам всегда всего мало. Вы не хотите спать на холодном полу – нужна кровать. А кровать недостаточно удобна, и хочется чего-то побольше и помягче. А когда наша кровать достаточно большая и на ней лежит мягкая подстилка, то вам нужно что-то что легче было бы чистить. Наконец, ваша кровать замечательная, огромная, мягкая и с покрывалом сверху, которое можно было бы стирать отдельно, но у вашего соседа есть кровать, которая вызывает у всех зависть. А вы хотите, чтобы и вам тоже завидовали!
Когда мы получаем желаемое, то появляются потребности совершенно нового уровня. Когда нечего есть, мы не думаем о мягкости кровати – мы с удовольствием обменяем ее на еду. Но как только вы получите эту самую вожделенную черствую корочку хлеба, то вы сразу же найдете новый объект желания и новую цель. Вы удовлетворены только на протяжении пары секунд, а потом счастье испаряется. Черствый хлеб? Я бы лучше поел жареной курицы.
Итак, представьте преуспевающий город, полный ремесленников. У жителей есть все, в чем они нуждаются, и теперь они начинают обращать внимание на качество продуктов, а не только на его функциональность. Если продукт функционирует так, как от него ожидают, долговечен и прост в использовании, неизменно появляется новая необходимость – он должен стать еще и эстетически приятен.
Когда у вас есть все, вы хотите еще большего, достичь новых вершин, удовлетворить духовные и эмоциональные потребности. Теперь вы можете позволить себе что-то, у чего нет никакой другой функции кроме того, что это будет радовать глаз. Так рождается искусство в своей первоначальной, базовой форме. Удивительным образом, простое определение появляется перед нами в этот момент: искусство – это нечто нефункциональное, но, тем не менее, нас привлекающее. Нечто, у чего какие-то иные критерии ценности за пределами функциональности.
Конечно, иногда у вещей есть, как и практичная, так и непрактичная ценность. Вспомните, сколько раз вы покупали вещи, которые стоят немного дороже только потому, что они выглядят лучше? Кроме этого, у такого определения есть еще один недостаток — как быть с рисунками, которые нас не привлекают?
Искусство и Творение
По большей части это проблема лингвистическая, или даже культурная. Слова “рисование” и “искусство” почти всегда употребляются как синонимы: если ты рисуешь, то производишь искусство. Мне кажется, это происходит из-за того, что нет лучшего слова, в котором, возможно никогда и не было потребности. Итак, если искусство должно привлекать, а ваш рисунок никого ничем не привлекает, то, как его назвать? “Плохое искусство? Но асфальт или обычная картофелина тоже обычно никого ничем не привлекают. Тогда они тоже “плохое искусство”? или скорее.. Не искусство вовсе?
Вот это рисунок, но является ли он искусством?
Возможно, эта картинка выглядит несколько глупо, но вдумайтесь в суть вопроса. Основная проблема в процессе обучения рисованию заключается в том, что начинающие обычно чувствуют себя ущербными и крайне слабыми. Почему же? Потому, что искусство по определению привлекает людей, и новички не могут считаться “художниками” (людьми, творящими искусство) — даже не то что “хорошими художниками”, но художниками вообще — если их работы никого не привлекают. А кем они являются до того момента, как это произойдет? Здесь как раз и всплывает ограниченность английского языка. Может быть, подойдет такой подход: работы можно назвать “творениями”, а их авторов — “творцами”.
Это название хорошо тем, что звучит просто, честно и объективно. Давайте представим, что ребенок слепил из глины снеговика. Это его творение — все просто. Когда вы рисуете палочного человечка, вы его создаете, и вы — творец. Если когда-то появится программа, которая сможет реалистично рисовать без участия человека, она тоже будет творцом. Теперь все достаточно объективно и определимо. Вокруг слова “творение” нет уже таких острых противоречий.
Существование рисунка (“творения”) не зависит от чьей-то оценки или суждения.
В этом пункте осталось добавить только одно. “Творец” лично вовлечен в создание своего рисунка. Рабочий на фабрике не является создателем какого-либо продукта этой фабрики не больше, чем ваша кисть является создателем вашего рисунка. Это просто инструменты. Как отличить инструмент от творца? “Творец” управляет инструментами, без него (или нее) они не справятся с задачей.
Хорошие и плохие “творцы”
Самое лучшее в том, когда ты творец — это то, что нельзя быть плохим или хорошим творцом, если, конечно, у ваших “творений” нет какой-то дополнительной функции. Например, если вы делаете коробки для хранения вещей, от вас будут ожидать того, что они должны быть прочными и относительно долговечными. Если это не так — то вы плохой создатель самих коробок. Ну а если вы делаете коробки, которые не очень хорошо выполняют свою функцию, но должны привлекать покупателей чем-то еще, то вы становитесь художником (опять же, согласно выведенному нами базовому определению).
1—творец; 2—художник
Итак, а кто же плохой художник? Это творец таких “творений”, которые задуманы для того, чтобы привлекать внимание людей, несмотря на отсутствие другой функциональности, но не привлекающие. Но нужно отделить его от неуспешного художника. Это те, у кого есть потенциал, но нет тех, с кем можно было бы поделиться своими “творениями”. Если творение, претендующие на статус “произведения искусства”, никому не показывается, у него просто нет способа проявить свою силу притяжения.
1—плохой творец; 2—плохой художник
Забавный факт: произведение искусства может появиться и без художника. Вы так и останетесь просто творцом, если ваши функциональные “творения” привлекают людей своим дизайном, но в этом не было вашей прямой задумки. Произведение искусства может появиться также и вовсе без какого-либо творца (если конечно, вы не считаете себя религиозным человеком, и будете видеть во всем волю вселенского Творца): например, закат, шторм, человеческий череп в пустыне.
Кстати, такое определение идеально объясняет, почему мы часто чувствуем некоторое отвращение к авторам, которые слишком активно “продают себя”. У нас как-то пропадает желание называть их художниками, но почему же? Все просто: потому что они начинают создавать произведения искусства без первоначального намерения привлекать людей. Теперь их главное намерение — заработать на нашем внимании. Так что, даже если они и создают произведения искусства, то художниками уже не являются. Они успешны, они хорошие создатели, но искусство, которые они творят, является лишь побочным продуктом зарабатывания денег.
А почему это кажется нам таким в корне неправильным? Мы что, … завидуем? На мой взгляд, дело скорее в том, что мы чувствуем себя обманутыми и использованными. Ведь нас привлекает произведение искусства, но его создателю наплевать на наши чувства, он или она хочет только денег (что, однако, не значит, что нельзя зарабатывать деньги, оставаясь художником. Здесь важен баланс).