Арт-блок и с чем его едят

Текст чуть менее, чем полностью состоит из моих гипотез, построенных на собственном опыте и наблюдениях за другими людьми. Если у вас есть соображения по этому поводу - выскажите их, вместе мы сможем докопаться до истины!

Понятие «арт-блока» или, в народе, «нерисовача», известно каждому рисующему человеку. Просто в какой-то момент садишься за стол, берешь в руки карандаш и всё. Линии кривые, штриховка кошмарна, анатомия ухромала вдаль, волоча изломанные ноги и вывернутые руки. В лучшем случае бумага и принадлежности откладываются в сторону до лучших времен, в худшем – швыряются в стену в порыве гнева.

О том, как бороться с арт-блоком, говорили и будут говорить – кто-то советует переждать его, кто-то – грызть кактус и рисовать, не смотря ни на что. Способы действенны или не очень, но почему-то никто не задумывается, откуда этот самый арт-блок взялся и чем он, по сути, является.

Попавшему под его действие, в первую очередь, кажется, что он разучился рисовать. Вот вчера умел, а сегодня уже не умеет. Одно дело, если рисование было заброшено на длительное время – в этом случае регресс вполне реален. Но 12-24 часов – слишком малый срок для этого.

На самом деле всё куда проще.

Я предлагаю вам найти свои рисунки, которые были нарисованы 3-4 года назад. Поройтесь в закромах компьютера или стола. Разложите их перед собой. Они вам нравятся? Наверное, не очень.

Найдите то, что было создано недавно. Сравните. Неплохо, не так ли?

Так вот, если бы не арт-блок, они бы не отличались между собой уровнем. Прозвучало немного странно, не так ли?

Дело в том, что хоть человек и рисует руками, но руки – это мелкая моторика, то, чем держут карандаш. Дайте двум людям мелкий паззл – оба смогут его собрать. Но почему-то у одного штриховка получается ровная и аккуратная, а второй вдавливает карандаш в бумагу, проводя корявые линии.

За качество рисования отвечают не руки, а мышление. Восприятие. Художник, потеряв руки, может научиться рисовать ногами, потому что голова-то всё еще при нем.

Вернемся к рисункам, которые были нарисованы 4 года назад. Что вы чувствовали, закончив их? «Классно вышло!». Вам нравилось. Вашему восприятию это нравилось. Теперь-то видно, что у нарисованного руки до колен, правый глаз уехал, линии лохматые, а фон вообще вырвиглазный.

Вот это явление и можно назвать арт-блоком. Арт-блок – это момент, когда голова перегнала в своих предпочтениях то, что умеют делать руки. Садясь рисовать, художник идет по накатанной — как было до — но теперь ему не нравится результат. Арт-блок – это не упадок таланта. Это причина для повышения качества рисунков. Пинок, чтобы попробовать что-то новое.

Дело в том, что мало кто рождается с умением творить шедевры. Все начинают с корявых рисунков с солнышком в верхнем углу альбомного листа. Можно предположить, что некоторых восприятие заставляет любить свои работы и прогрессировать, а других – смотреть на работы других и убеждаться в собственной «бесталанности». Первые со временем дорастают до домиков, яблочек, машин или принцесс, а со временем – и до художников, которых мы называем талантливыми, а вторые – нет.

Методов борьбы с арт-блоком много – вдохновиться чужими работами, делать много набросков в попытке нащупать то, что нужно, или же просто сделать паузу и заняться чем-то другим, чтобы потом с новыми силами взяться за творчество.

Так или иначе, артблок – это конец текущего рисовательского уровня, признак прогресса, а не упадок таланта. Кто-то живет от нерисуя до нерисуя несколько месяцев, кому-то хватает недели. В любом случае, это не повод уходить в депрессию. Достаточно отложить планшет или краски и сказать себе – я стал круче.