Дополнительные советы по рисованию человека

В этом  уроке мы будем рассматривать некоторые вещи, о которых я не говорила раньше, но о них очень полезно будет знать.

Немного об анатомии

Плечи

Ниже вы можете видеть, как линии мышц соединяются с торсом в разных позициях руки. Они такие же и для женщин, если линия грудной клетки просто впадает в абрис груди.

  1. Линия подмышки всегда умещается под линией грудной клетки, но выступает впереди задней линии, если та видна.
  2. Линия трапециевидной мышцы идет позади линии шеи и дельтовидной мышцы.
  3. Когда рука вытянута, линия бицепса полностью спереди, возвышается над дельтовидной мышцей и предплечьем. Посмотрите, как она перетекает в линию груди, даже если их соединение не видно (его легко можно заметить на мускулистом или жилистом теле).
  4. Когда рука поднята, линия трапециевидной мышцы все еще находится сзади и может совсем исчезнуть, если дельтовидная мышца слишком большая. Посмотрите, как мускулы выступают в этой позиции, даже если они не большие, они остаются массой, и перемещаются в движении, а не исчезают.
  5. В этой позиции линия мышцы груди начинает исчезать (на нее может намекнуть светотень, а не просто резкий контур). Даже женские груди (в зависимости от размера) теряют большинство своего объема при поднятой руке.
  6. В этой же позиции руки пунктирными линиями выделяются мускулы, располагающиеся внутри. Не путайте внешнюю линию с внутренней линией плеча (1), которая никогда не может переходить в переднюю часть руки; здесь находится мышца, которая слегка выступает при поднятии руки.

Локоть

Локтевой сустав похож на шарнир – он заостренный при согнутой руке, и впалый при вытянутой. Вы можете увидеть это на примере ниже:

  1. Концы двух костей (или мыщелки) видны при согнутой в локте руке, поэтому  кончик локтя всегда двойной и с различных углов зрения выглядит по-разному. С этой точки зрения выступающая точка ниже, но здесь есть еще и выпуклость (1), которая обычно освещена.
  2. Если рука согнута в локте, видимая ранее выступающая точка проявляется более отчетливо и почти торчит. Выпуклость на другой руке теперь находится внизу и образует тупой угол. Сопоставляя эти две позиции, помните, что выпуклость локтя всегда на линии нижней стороны предплечья.
  3. Если вы посмотрите вниз на свой согнутый локоть, то увидите не острый кончик, а клинообразный.
  4. Когда рука вытянута, выпуклость локтя исчезает, но вместо этого костная структура создает впадину. Она может отличаться в зависимости от позиции руки, как показано на рисунке…
  5. … или контур руки может «перетекать» во впадину на этом примере. С помощью зеркала вам будет полезно понаблюдать за собственной рукой в этих позициях.

Немного о движениях

Позиции ходьбы

Внизу представлены четыре главных позиции ног при ходьбе. В полном цикле ходьбы, которым интересуются преимущественно аниматоры, вы можете увидеть вдвое больше позиций, но для нас будет достаточно знать четыре.

  • Наиболее экспрессивен шаг 1, но если вы рисуете нескольких идущих людей, вам не стоит изображать их в одной позиции, здесь пригодятся остальные три.
  • При ходьбе поясница остается прямой. Наклон ее вперед подразумевает быстрый шаг, но помните: если бы идущий человек сильно наклонился, словно при беге, он бы опрокинулся!
  • Еще отметьте, что при ходьбе одна ступня всегда должна опираться о землю, и есть короткий момент (в шаге 1 это называется «контакт») когда обе ступни касаются земли.
  • Рука отводится назад в позиции 1, а вперед в примере 4. Сверху показана средняя величина взмаха руки при ходьбе, но она может быть разной, и  карикатурно гротескной в том числе.
  • Взмах руки направлен в противоположную от ноги сторону: правая рука впереди, когда правая нога сзади, и наоборот.

Позиции бега

Я привожу пример пяти динамичных фаз бега, а также еще одну, шестую, которая аналогична первой, только представлена с другой стороны.

  • 1-я и 4-я позиции наиболее выразительные, когда 2-я (иногда называющаяся отскок) остается почти статичной, 3-я кажется медленной, а 5-я немного смущает – это прыжок или бег? Так что даже более тщательно нужно выбирать, в какой фазе рисовать бегущего персонажа, и держать остальные в голове, когда нужно будет внести разнообразие.
  • Наклон поясницы при беге зависит от скорости. На рисунке показана средняя скорость, достаточно быстрая. Тело бегуна может быть почти полностью вертикальным или слегка наклоненным, а корпус спринтера может быть наклонен почти горизонтально, как это часто используют в гротескном мультяшном стиле. Также запомните, взмах рук начинается слева направо, а грудь больше видна в позиции 1 (П), а спина – в 1 (Л).
  • При беге только одна ступня касается земли, а в фазе 5 – обе ноги над землей.
  • Обратите внимание на позицию 1: сначала касается земли нога, а руки достигают предела своего размаха – это самое большое расстояние рук от тела. Точное величина их взмаха зависит от того, насколько быстрым или впечатляющим является бег!
  • Движение рук снова противоположно движению ног.

Немного о деталях

Степень детализации

Иногда возникает вопрос: «Как мне упростить детали объекта, находящиеся на большом расстоянии?» Здесь нет абсолютного правила, но с помощью примера ниже вы можете проследить, как детали становятся видны или наоборот, в зависимости от расстояния. Эти картинки взяты из моего комикса, и я привожу их в цвете, потому что иногда только цвет может четко определить детали.

  1. Примеры 3 и 4 – средний план, поэтому уровень детализации средний: видна верхняя губа, веки, ноздри. Посмотрите на примере этого персонажа: брови и борода не обведены контуром оттого, что они светлые, и похожи на неясную тень.
  2. На примере 2 лицо увеличено, и борода с усами все еще не обведены, но слегка детализированы. Однако брови теперь нуждаются в контуре: поскольку глаза и нос более четкие, то брови без контура выглядели будто бы нарисованные краской на лбу!
  3. Пример 1 – крупный план и максимум деталей, которые я использую, рисуя в этом специфическом, упрощенном стиле. Практически все имеет контур, даже синяк, который в противном случае выглядел бы как чернильное пятно, а не как припухлость.
  4. Пример 5 уменьшенный, отчего теряется линия переносицы, ноздри более не отчетливы, верхняя губа «исчезает». Глаза могут быть просто точками в этом масштабе, хотя их размер зависит от того, насколько сильную эмоцию я хочу выразить. Лицевую растительность теперь сложно отличить от тона кожи, который почти такой же светлый (и так с такого расстояния было бы видно и в реальности).
  5. Пример 6, сильно уменьшенный – еще немного, и я бы оставила лицо пустым: остались лишь точки глаз, брови (их цвет теперь практически незаметен) и линия кончика носа. Рот я не выделяю, если только он не широко раскрыт в крике. Однако если бы это был женский персонаж, я бы хорошо очертила нос, чтобы передать изящество лица, и, может быть, выделила губы красным цветом.

Дополнительный совет: если вы рисуете на планшете, используйте карандаш одного размера на всем протяжении работы. Когда вы рисуете на бумаге, то, даже не задумываясь, инстинктивно определяете верную степень детализации. Затем вы обводите карандаш (обычным способом или на компьютере) ручками различной толщины, но изначальное количество деталей, с которыми вы работаете, правильно. Люди, использующие «карандаш» и «ручку» из набора инструментов графического редактора, попадаются в досадную ловушку: когда они приближают рисунок и меняют размер карандаша, они полностью упускают из виду общий масштаб. В конечном итоге рисунок становится либо очень детализированным, либо слишком грубым. Умение осознавать степени детализации – признак профессионала!

Складки одежды

Касаемо складок, я не хочу вдаваться в подробности, ведь мы сейчас не разбираем анатомические премудрости. Но я готова к тому, что вы захотите узнать, как рисовать людей в одежде, так что рассмотрим некоторые основы!

Складки на выступающих формах. В таких местах, как, например, плечо или согнутое колено, ткань легко покрывает примерно округлые формы. В основном, складки собираются вокруг подмышки и следуют линиям от подмышки к «вершине» плеча (даже если она не видна, вы можете найти ее на ощупь: это тот же мыщелок).

Складки на сгибе появляются в области сгиба суставов, таких как локти и колени, а также при сгибе талии. Формы ткани, похожие на кармашек, окружаются складками, которые ведут себя так же, как складки на выступающих формах, формируясь с точки изгиба сустава в направлении его сгиба. На примерах вверху все хорошо видно, но вы должны запомнить и изобразить одно из главных, «скульптурных» свойств ткани, собирающейся таким образом. Такие складки похожи на рты, пустоты между выступающими губами.

Складки «гармошка» появляются, когда засучивают рукав. Это приводит к большому количеству параллельных складок, которые довольно просто нарисовать! Суть не в том, чтобы сделать их слишком правильными – случайные выглядят лучше и более естественно. Вы должны запомнить, что складки одного вида естественно различаются между собой. Если вы не будете тщательно вырисовывать их, то они не привлекут к себе много  внимания.

Складки на спине: если ткань висит свободно или почти свободно, она выделяет любые выдающиеся формы, свисая с них. На спине это может быть линия плеч, а также вершины лопаток – зависит от того, как стоит человек и от особенностей его собственного тела.

Торс мужчины относительно плоский, поэтому добавление складок не всегда оправдано – иногда их множество указывает на то, что персонаж худой, и одежда висит на нем. Однако если он носит ремень, это создает некоторое движение ткани – над ремнем обычно находится рубашка, на которой появляются четкие складки.

Первая особенность ремня, показанная здесь, в том, что ткань немного выпирает прямо над ним – движение корпуса тянет рубашку из-под ремня и потом эта вытянутая часть сама собой не убирается назад, создавая складку. Она становится больше, если человек совершил какие-нибудь напряженные движения, способствующие еще большему вытягиванию ткани из-под ремня.

Даже если рубашка растягивается и облегает тело стоящего человека, то когда он садится, ее ткань немного складывается, и больше всего горизонтальных складок появляется в середине корпуса: между грудной клеткой и животом (посмотрите на пример в красной рубашке).

Наконец, как показано на последнем примере, поскольку рубашка или одежда достаточно свободны, линии складок могут быть вертикальными, когда ткань свисает с плеч и «лежит» на ремне или поясе, если таковой присутствует (свисать вниз ткань будет по-любому).

На женском торсе обычно присутствует объемная грудь, и ткань натягивается на сосках. Облегающие топы из синтетических материалов, более или менее подверженные образованию складок, создают горизонтальную складку между грудями, так как материал больше всего натягивается в этом месте. Так как в некоторой степени формы грудей различаются по объему, облегающая одежда вашей героини не должна быть просто «краской», покрывающей их.

Когда материал висит более свободно (признак натуральных тканей), линии складок начинаются от сосков, а область живота обычно затеняется.

В профиль всегда видны складки от сосков вокруг груди, так как на них натягивается ткань.

В области промежности ткань натягивается между ног, и складки начинаются здесь, оборачиваются вокруг таза и появляются в месте его соединения с бедрами. Вы не можете не обозначать складки здесь, но по понятным причинам получится неловко, если вы перестараетесь и обратите внимание зрителя именно на эту часть тела вашего героя. Нескольких линий будет достаточно, но запомните две вещи: складки не должны «врезаться» между ног (будет похоже на чересчур натянутые трусы), следует начинать рисовать их прямо от так называемой «линией бикини». И еще: складки изгибаются в направлению к талии, однако если нога поднята, даже немного, они изгибаются книзу. Посмотрите на два примера вверху и проследите, как складки приобретают различные направления, и как это связано с позицией ноги. Сравните это с предыдущим примером, на котором изображен стоящий персонаж.

Принцип складок на коленях, как мы видим, такой же, как на локте. На выглаженных брюках просто изобразить линии «стрелок» от талии к ступням. Но большинство людей носят каждый день джинсы или рабочие брюки, и через некоторое время на них появляются постоянные складки на коленях: «карман» спереди, где ткань постоянно натягивается при сидении, и параллельные складки на сгибе сзади. На складки внутренней стороны колена, как минимум всегда должен быть намек. Если джинсы узкие, то форма колена должна быть видна в любом случае, как сильно выступающая вперед.

Свисающие складки легко изобразить, так как они подчиняются закону притяжения. Если складка свисает с одной точки, например, с кости бедра, она будет направлена строго вниз. Если же она свисает с двух точек, например, с плечей по типу шали, то ее центр всегда внизу. Рисуйте линии естественными, случайными. Отметим на примере юбки, что множество складок на обеих боковых сторонах направлены прямо вниз, так как идут от кости бедра, но спереди складки уже начинаются с двух верхних точек и подчиняются второму правилу. Если у персонажа есть пояс, как показано на примере справа, с мест, где пояс прижимается к телу, ткань свисает и образовывается множество вертикальных складок.

И напоследок, запомните, что количество складок зависит от количества лишней ткани. Другими словами, чем уже одежда, тем меньше будет собираться ткань, и складки будут совсем незаметными. «Вторая кожа» моей супергероини имеет признаки складок, иначе этот костюм выглядел бы словно краска, покрывающая ее тело.

Время практики

Ходьба/бег. Порисуйте людей (можно совсем схематично), когда они ходят или бегают, по-разному наклоняют тело во время бега и размахивают руками. С какой скоростью, как вам кажется, они бегут? Насколько можно ее мысленно увеличить прежде чем это будет выглядеть неправильно?

Складки. Заведите блокнот для зарисовки складок и организуйте их наброски по типу и материалу. Хлопок, шелк, кожа, шерсть – у всех этих тканей есть отличительные особенности. Когда вы соберете такой бесценный материал из жизни, он всегда будет у вас под рукой в качестве референса.

Человеческое тело, включающее в себя удивительное разнообразие форм и движений, открывает огромный простор для наблюдений. Подумайте о чем-то – о детали, позе или движении – которое вы еще не рисовали и понаблюдайте за ним в течении недели, делайте зарисовки и заметки. Итак, у вас есть все необходимое, чтобы учиться рисовать людей самостоятельно!