Как добиться реалистичного изображения металла при помощи карандаша

Вот такой рисунок мы будем выполнять.

Сами по себе автомобили заслуженно могут считаться произведениям искусства, ведь многие художники создавали их прекрасные изображения на протяжении многих лет. Однако стоит заметить, что эффект хромированного и металлического покрытия деталей машин достаточно трудно отобразить при помощи карандаша. В этом руководстве я покажу вам весь процесс создания рисунка, на котором изображена часть машины.

Вам понадобится

  • Бумага, на которой вы будете рисовать
  • Чертежная доска (опционально)
  • Малярный скотч
  • Карандаши (от 7В до 3Н)
  • Механические карандаши (от 6В до 2Н)
  • Точилка
  • Линейка
  • Черный цветной карандаш (а лучше два)
  • Тонкая папиросная бумага
  • Ватные палочки
  • Ластик-клячка
  • Резиновый ластик
  • Ластик со сменными стержнями (в данном руководстве автор использует ластик определенной марки, Tombow Square)
  • Растушевки разных размеров
  • Графитовый порошок
  • Сухая кисть
  • Фиксажный раствор

1. Как создать сетку в цифровом формате

Шаг 1

На самом начальном этапе нужно удостовериться, что наша фотография в цифровом формате достаточно качественная — для дальнейшей работы это очень важный момент. Я использую изображение с PhotoDune.

При помощи Adobe Photoshop откроем фото в нужном размере. Я предпочитаю работать с форматом А4 (210 х 297 мм). Лучше всего будет использовать черно-белое фото, потому как в таком виде проще подобрать тона и увидеть их границы.

На верхней панели находим вкладку Вид (View), открываем Отображение (Show) и выбираем опцию Сетка (Grid) — так на нашем изображении мы получим сетку.

Шаг 2

В случае, если потребуется корректировка настроек для упрощения процесса рисования, то её модно будет выполнить следующим образом: во вкладке Установки (Preferences), находим Редактирование (Edit), открываем Направляющие, сетка и фрагменты (Guides, Grid & Slices) и выбираем размер линий сетки. Я буду использовать сетку длиной 8 см, а на каждую ячейку выберу по 2 см.

Шаг 3

После настройки сетки делаем скриншот экрана, после чего используем его в качестве слоя. При помощи команды изменения размера, настроим изображение таким образом, чтобы оно соответствовало размеру холста. После чего, обрежем края, используя команду Рамка (Crop Tool), которая находится в левой части экрана.

Шаг 4

Можно также указать символичные обозначения двух осей — горизонтальной и вертикальной, как это показано на рисунке ниже. Я предпочитаю обозначать так: 1, 2, 3 вдоль верхней горизонтальной оси и А, В, С вдоль вертикальной левой. Эти обозначения могут помочь вам отслеживать секции исходного, референсного изображения, и вы можете быть уверенны, что не запутаетесь.

Далее нужно выбрать, будете ли вы распечатывать готовое изображение или же поступите как я, и переведете изображение на графический планшет, который будете использовать в качестве референсного источника. Я считаю, что при помощи графического планшета вы не потеряете качество изображения, которое может быть искажено при печати, а кроме того, на планшете вы можете увеличивать исходный рисунок для более детального изучения.

2. Подготовка бумаги

В данном руководстве мы договорились использовать бумагу формата А4 (210 х 297 мм). Если у вас есть под рукой чертежная доска, то вам стоит закрепить бумагу на ней, дабы лист не скользил по во время рисования.

3. Процесс рисования сетки

Шаг 1

Для начала, представьте, насколько большим вы хотите сделать рисунок. Вы конечно можете выполнить его точно такого же размера или вы можете рисовать в более мелком масштабе, как это буду делать я. При помощи линейки наметьте рамку, которая будет отставать от края листа на пол сантиметра

Шаг 2

Используйте линейку для того, чтобы наметить размеры вашей вспомогательнйо сетки. Не стоит рисовать слишком мелкие ячейки, так как это может усложнить построение рисунка. Я советую вам использовать ячейки 2,5 х 2,5 см (1 х 1 дюйм) или даже чуть побольше. Для данного урока я решил использовать ячейки размером примерно 3,8 х 3,8 см (1,5 х 1,5 дюйма)

На данном рисунке размеры указаны в дюймах. 1 дюйм = 2,54 см

Шаг 3

Начертите сетку на бумаге, используя остро заточенный, мягкий карандаш  и не сильно нажимайте на него при черчении — вам потребуется в процессе рисования стирать линии сетки. Слишком сильное нажатие на карандаш или слишком твердый грифель могут оставить на бумаге нежелательные вмятины.

Шаг 4

Отметьте значения на осях вашей сетки: 1, 2, 3 на верхней и А, В, С, на левой, как мы обсуждали ранее. Убедитесь, что обозначения проставлены точно так же, как на фотографии рисунка. (Но для данного руководства я этого делать не буду)

4. Построение

Шаг 1

Для дальнейшей работы лучше всего также использовать карандаш . Перед началом, убедитесь, что ваш карандаш заточен, так как наиболее частая ошибка, которую я наблюдаю у художников — это использование в работе притупленных карандашей. Используя референсное изображение, выберите точку фокусировки, с которой стоит начать рисовать. Лично я начну рисовать с фары автомобиля, потому что это основной элемент данной картинки. Не сильно давите на карандаш, так как некоторые линии вам возможно придется стирать и корректировать.

Шаг 2

Продолжайте делать наброски форм изображения, намечая его основные области. Если вы делали обозначения осей, как я объяснял ранее, то процесс рисования элементов изображения для вас заметно упростится.

Шаг 3

Как только будут выполнены наброски основных форм нашего объекта, необходимо начать проработку деталей. Начиная с этого этапа, будьте аккуратны и почаще сверяйтесь с вашим исходным изображением — если на этом шаг не все детали будут отображены, то на этапе обработки изображения у нас может возникнуть много проблем.

5. Многослойная обработка изображения

Шаг 1

Теперь, когда мы имеем набросок нашего рисунка, мы можем начать добавлять детали и создавать определенные эффекты.

Мы будем использовать два основных метода нанесения графитного порошка и карандашей:

  • поперечная штриховка
  • округлая штриховка

Выбирая поперечный метод, штриховка сначала выполняется в одном направлении по диагонали, а затем накладываются линии штриховки поперек предыдущих. Чем ближе располагаются штрихи друг к другу, тем насыщеннее получается тон. Округлая штриховка выполняется вращательными движениями карандаша вдоль листа бумаги, без сильного нажима. Как и в случае поперечной штриховки, насыщенность тона здесь зависит от нажатия карандаша, а также от количества повторяющихся движений.

Поперечная штриховка может использоваться для более светлых тонов и она очень проста в растушевке либо тесненой бумагой, либо клячкой. Я использую круговую штриховку для более тёмных тонов, особенно она хорошо применима для черных областей, потому что такой метод штриховки легко ложится на бумагу.

Шаг 2

Для начала нанесем небольшое количества графитного порошка на сухую кисть, для того чтобы обозначить легкий базовый тон на бумаге. Будем выполнять круговую штриховку, метод которой мы только что разбирали. Наносим основной тон при помощи кисти с пудрой. Имейте в виду, что на данном шаге необходимо получить тон не на всей поверхности рисунка

Шаг 3

Как только первый слой готов, нанесите на ватную палочку немного графитного порошка и пройдитесь поверх этого слоя, снова используя технику круговой штриховки, чтобы показать более темные участки. Расположение более темных участков сверяйте с исходным изображением. Следует остерегаться густого черного тона на данном шаге — это грубая ошибка, которую в дальнейшем будет затрудительно исправить.

Шаг 4

После того, как весь слой, созданный при участии ватной палочки, будет завершен, я буду использовать тесненную бумагу, чтобы дополнительно смешать полученные слои друг с другом и создать более плавный переход цветов, который нам нужно достичь в конечном результате. Для смешивания слоев на небольших площадях, таких, как например, вокруг фар или узкие участки вокруг решетки — пригодится небольшая растушевка или же снова ватная палочка. 

На этом шаге снова сверьтесь с референсным изображением — если ваш результат не совсем совпадает с оригиналом, попробуйте добавить еще немного тона. В данном случае я использую мягкий грифель (либо , либо ) и применяю сплошную поперечную штриховку. Здесь также потребуется дополнительная растушевка тесненной бумагой.

Шаг 5

С базовым тоном покончено и теперь мы можем приступить к прорисовыванию бликов и более светлых участков. Начнем с использования небольшой клячки, так как она менее грубая, по сравнению с обычным ластиком. Кроме того, на изображениях, подобных данному, я советую применять клячку для создания тусклых бликов.

После этого, можно уже использовать ластик с малыми сменными стержнями для более детальной проработки, например, для зеркальных и ярких отблесков. Если необходимо показать белый участок большой площади, который, например, изображен в верхнем левом углу нашего исходника, то в этом случае понадобится обычный резиновый ластик. Это единственный случай применения этого ластика в работе, ну кроме разве что завершающего этапа, когда нужно будет подчистить границы.

Шаг 6

На данный момент, я надеюсь, у вас получается изображение, которое все больше похоже на исходное. Чтобы «затянуть» область вниз, например, область вокруг фар, используйте механический карандаш (желательно ). Прорисовка более плотным штрихом граничной линии вокруг фар даст эффект резиновой окантовки, но опять же, прорабатывая линии вокруг отблесков, регулируйте давление карандаша на бумагу — вам понадобится еще подтереть эти линии для эффекта бликов на солнце.

6. Обработка хромированных деталей

Шаг 1

Теперь, когда основная часть рисунка проработана, приступим к супер-светлым участкам автомобиля — к хромированным деталям! На мой взгляд, именно они придают машине особую привлекательность и манящий блеск.

Нанесем небольшое количество графитного порошка на ватную палочку, а не на кисть, и начнем проработку хромированных деталей. Как и в случае с основным фрагментом рисунка, наносите тон в соответствии с тоном на исходном рисунке.

Так как хромированным деталям свойственны отблески, то для них скорее понадобится только один слой графитной пудры. Начиная с этого шага мы будем использовать карандаши и , чтобы отобразить более темные участки вокруг фар. Здесь подойдет методика легкой, поперечной штриховки, сильно давить на бумагу не стоит.

Шаг 2

Для светлых тонов, возле зеркальных отблесков фар, рекомендую использовать обычный карандаш НВ или механический . Здесь используем технику поперечной штриховки, базовый тон — механическим карандашом 2Н, а следующий слой, тем же методом, но только карандашом НВ.

В конце используем небольшую растушевку для смешивания двух слоев, тем самым создаем эффект плавного перехода цветов. Для выделения более ярких областей используйте маленький ластик со сменными стержнями, а для большей точности действий на данном этапе, сверяйтесь с оригиналом. Если вы выполняете данный этап с верным нажимом, то для вас все будет просто.

Шаг 3

Теперь, когда большая часть тонов выполнена, можно начать выполнять самые темные и черные тона, чтобы действительно закончить участок. Используем механический карандаш или , выбираем технику плотной, круговой штриховки. На этом шаге уделяйте особое внимание деталям — например, на нашем исходном изображении вы можете заметить отражение деревьев, так что стоит отобразить и их. Процесс может быть трудоемким, но он имеет большое значение для конечного результата.

Шаг 4

Настало время для максимально черных тонов и для них мы будем использовать черные карандаши. Будем закрашивать черные площади вокруг фар круговой штриховкой.

7. Обработка внутренней части фары и её стекла

Работа над внутренней частью фары основана на той же последовательности действий, как и в случае с хромированными деталями. Вспоминайте последовательность действий от самого светлого тона к самому темному. Для создания реалистичного изображения стекла лучше использовать ластик со сменными стержнями и обознчить уровень света внутри фары.

Как только вы выполните эту задачу, снова берите в руки механические карандаши, предпочтительно НВ и , и начинайте прорисовывать мелкие детали стекла, которые проецируют пучки света. Помните, что нажим на данном этапе должен быть легким, чтобы не возникало ошибок в работе над столь мелкими деталями, иначе придется снова использовать ластик.

8. Проработка деталей капота и решетки

Шаг 1

Если в какой-то момент вы почувствуете усталость, то передохните минут 10, чтобы освежить свой взгляд. Самая худшая вещь, которую может сделать любой художник — это продолжать работать, когда он уже очень устал. Именно тогда появляются ошибки, которые остаются незамеченными до самого последнего момента, и исправлять их уже становится поздно.

Теперь вам должно быть понятно, как именно накладывать тон за тоном, чтобы показать и металлические, и хромированные поверхности. А сейчас мы будем двигаться слева направо вдоль нашего изображения машины или справа налево, для тех, кто лучше владеет левой рукой. Продолжим работать над основными слоями при помощи графитного порошка и сухой кисти на поверхности капота. Так как данная поверхность довольно широкая, вы можете разделить её на половинки, если это упростит вашу работу и сделает ее комфортной. Дополнительно тон графитным порошком можно создать при помощи ватной палочки, а также используйте тесненную бумагу для смешивания двух слоев вместе. Как и ранее, используйте клячку, чтобы осветлить тон тех областей, где это требуется.

Шаг 2

Работайте с тенями при помощи и карандашей, применяя технику округлого штриха. Растушевку в данном случае можно выполнить ватной палочкой, или клячкой, или широкой растушевкой. Вы, возможно, заметили, что я оставляю прогалы вокруг краев капота и решетки. Они должны быть черными и их можно выделить в самом конце, а пока наслаждайтесь светлыми и средними тонами.

Шаг 3

Теперь, приступим к решетке. Посмотрите на исходное изображение — вы можете заметить отражение человеческой фигуры в левом верхнем углу решетки. Было бы неплохо добавить её и на ваш рисунок. Не забывайте о мелких деталях, ведь они могут по-настоящему впечатлить тех, кто будет любоваться вашей работой.

Шаг 4

Продолжаем двигаться вдоль рисунка к нижнему правому углу, прорабатывая бампер

9. Добавление черных областей

Шаг 1

Как только вы закончите все светлые и средние тона вашей работы — приступайте к черным. Как ранее было сказано, их лучше всего накладывать при помощи плотной, округлой штриховки. Возможно вам понадобится два черных карандаша на данном этапе, потому что, как вы можете сами убедиться, сильное давление очень быстро затупляет карандаш. Особенно полезно иметь второй, остро заточенный карандаш, если нужно прорисовать тонкие линии или узкие детали.

Шаг 2

Под решеткой расположена черная область, и чтобы показать переход от этой области нам потребуется остро заточенный карандаш , которым нужно будет выполнить поперечную штриховку узких областей изображения. Эти области становятся все более вытянутыми по направлению к бамперу, если двигаься к правому нижнему углу изображения. Кроме того, темные тона могут быть выполнены при помощи карандаша .

10. Последние штрихи

Теперь ваша работа практически завершена! Я снова вам рекомендую свериться с исходным изображением, чтобы убедиться в том, что ни одна деталь не была упущена. Если вы аккуратно выпоняли каждый шаг и уделили достаточно времени вашему риснку, то я надеюсь, что вы и правда ничего не упустили.

Чтобы закрепить ваш рисунок воспользуйтесь фиксажным раствором. Это вещество предотвратит случайное смазывание рисунка, где бы он ни находился.

Наконец, у вас получился шедевр!

Рисование карандашами и многослойная обработка изображения могут показаться слишком долгими, особенно, в наш век цифровых технологий, но взгляните на ваш результат и вы поймете, что при помощи простейших инструментов можно создавать невероятно красивые рисунки!

Оригинал: How to Draw Realistic Metallic Effects With Pencil

Автор: James Butler

Добавить комментарий