Основы человеческой анатомии: базовые знания о пропорциях тела

Если Вы заглядывали в соседнюю статью об энергии тела, то у Вас наверняка должно было сложиться хорошее представление о том, как свободно делать наброски людей. Здесь же мы собираемся поговорить о том, как этим интуитивным зарисовкам придать структуру, изучая тело с более научной точки зрения.

Если Вы заглядывали в соседнюю статью об энергии тела, то у Вас наверняка должно было сложиться хорошее представление о том, как свободно делать наброски людей. Здесь же мы собираемся поговорить о том, как этим интуитивным зарисовкам придать структуру, изучая тело с более научной точки зрения.

Позвольте отметить, что понадобится не один урок, чтобы познать все прелести человеческого тела. Ведь помимо того, что оно находится среди самых сложных животных структур в природе, так ещё и среди тех, у которых больше всего вариаций: очень мало других видов могут приобретать так много форм и цветов. По этой причине, никому не стоит чувствовать себя раздражённым из-за проблем в рисовании людей; это поистине амбициозное дельце.

Мы собираемся развить этот навык с самых основ, в том же порядке, что и процесс рисования, начинающийся с упрощённого скелета (простого образа или фигуры «человечка»), переходящий в знания о мышечной структуре и затем, наконец, в детализацию каждой части тела и лица.

Первое необходимое основополагающее – пропорции, и мы собираемся попрактиковаться с простым образом определённое время, пока не познакомимся не только с традиционными «идеальными пропорциями», но так же и с тем, как они меняются в соответствии с полом, возрастом и этническим происхождением.

Простой образ

Начинайте чертёж с головы

Образ с правильными пропорциями, вне зависимости от вариаций, предоставляемых полом или чем бы то ни было, задаётся расстановкой суставов, которая неизменна (ибо получается что-то странное, если их переставить). Это наш фундамент для пропорций. Нарисуйте свой собственный чертёж пошагово, вместе со мной, т.к. это действительно помогает изучить материал.

Начните с рисования овала или яйцевидной формы (заострённым концом книзу) — это наша голова, — и отметьте от подбородка вниз восемь мерок такой же высоты, последняя из которых будет касаться «земли».

Такие измерения (идеальный рост мужчины = восемь голов) были заданы во время Ренессанса как идеализация человеческой формы. Наверняка очевидно, что лишь у малого количества людей рост соответствует восьми головам (даже у северных европейцев, которые являлись прототипом этой модели, рост ближе к семи головам), но это всё ещё самая лучшая модель, с которой можно начать, ведь она позволяет проще понять расстановку.

Таз

Нарисуйте тазовую кость следующей, упрощённой до плоской окружности между отметками 3 и 4, с тазобедренными суставами по бокам на четвёртой отметке. Расстояние между оными должно быть, грубо говоря, от 1.5 до 2 голов. Теперь можно нарисовать позвоночник, соединяющий голову с этой наиболее важной частью тела, ведь она является центром тяжести и устойчивости.

Ноги и колени

Давайте предположим, что эта фигура стоит на стопах, которые по своему расположению вертикально выравнены с тазобедренными суставами. Коленные суставы располагаются на отметке 6, и она соответствует расположению нижней части коленных чашечек.

Когда нога выпрямлена, коленный сустав находится на одной линии с бедром и щиколоткой (пример слева). Но эта прямая линия условна: чтобы дорисовать ногу, нужно соединить тазобедренный сустав с внутренней стороной коленной чашечки, а после внешнюю сторону последней с внутренней стороной лодыжки (пример справа). Это очень упрощённое, но точное представление истинной структуры костей, и помогает нарисовать естественно выглядящую человеческую ногу, которая суживается, начиная от бедра, а после расширяется у колена, затем вновь сужаясь. Такое представление также помогает располагать мышцы при более позднем изучении.

Грудная клетка, соски и пупок

Группа грудная клетка-лёгкие – это третья по важности составляющая тела после головы и таза. Упрощённо, это овал, который начинается между отметкой 1 и 2, и опускается к отметке 3; но лучше всего обрезать нижнюю часть, как показано на рисунке, чтобы сымитировать настоящую грудную клетку, так как промежуток между двумя частями важен: он мягок и может иметь разные вариации (плоский живот, мягкий живот, узкая талия), а также тут происходит наибольшее количество смещений и скручиваний в позвоночнике. Хорошо бы это помнить и не соединять торс и таз вместе как два блока, так как это не позволило бы вашему человечку нормально двигаться. Ширина овала сейчас должна быть приблизительно такая же, как у таза.

Две маленьких детали: соски стоит рисовать у отметки 2, едва ли внутри головы (если опустить их на один уровень), а пупок – прямо на отметке 3.

Плечи

Линия плеч находится примерно между метками 1 и 2, а ширина плеч равна ширине 2-3 голов, но их видимое расположение может очень сильно различаться. Для начала, линия плеч слегка закруглена вниз, но при растяжении-сжатии плечи напрягаются, и кривая может приподняться и выглядеть выше.

Более того, трапециевидные мышцы, которые спереди соединяют плечи с шеей, крайне индивидуальны; если они уж очень мускулисты или имеют много жиров, то это может заставить линию плеч выглядеть настолько высоко, как если бы не было шеи; напротив, недостаточно развитая трапеция, часто наблюдаемая у очень юных девушек, создаёт впечатление длинной шеи.

Краткое отступление в «нескелетные» детали здесь для того, чтобы заверить вас в том, что расположение линии плеч остаётся статическим, вне зависимости от того, как оная представлена зрительно. Можете рассмотреть примеры ниже для пущего понимания.

Руки, запястья и ладони

Наконец, руки: запястья находятся на уровне отметки 4, немного ниже тазобедренных суставов, которые прилегают к ним (вы можете проверить это сами, вставая и прижимая запястья к бёдрам). Пальцы заканчиваются, прикинув достаточно грубо, где-то на половине бедра, где находится отметка 5. Локти – несколько сложные суставы, которые мы рассмотрим детально позже, но для начала лучше всего отметить их как продолговатые овалы на одном уровне с меткой 3.

Мы почти закончили. Прежде, чем подвести итоги, давайте расширим эти отметки до линий и увидим, как это выглядит в профиль.

Простейший профиль

Начнём вновь с рисования головы, та же яйцевидная форма, но конец заостряется к низу по диагонали, и опускает вертикальную линию с макушки до земли.

В прямом положении вы можете расположить тазовую кость (болем узкая версия яйцевидной головы), плечо и колени приблизительно на одной вертикальной линии. Они на том же уровне, что и ранее: все суставы, но другие не на той же линии с этими.

Позвоночник в профиль

Со стороны позвоночник выглядит, как будто он преобразован в форму сплющенной буквы «S». От основы черепа он двигается вниз и назад, пока не достигает дальнейшей точки на уровне плеч (между лопатками). Заметьте, что плечевые суставы находятся перед позвоночником! Это потому, снова же, что плечевая линия, на самом-то деле, представляет собой кривую: в синем кружке можно узреть вид сверху.

Позвоночник уходит назад, а далее снова выступает немного выше таза (сзади небольшого, изменяющегося в плане глубины и подобающего для изогнутой спины). В конце концов, он изменяет направление вновь, но совсем немного и заканчивается копчиком.

Грудная клетка и ноги в профиль

Грудная клетка плотно прилегает к позвоночнику и, в закономерно стройном прямостоящем теле, грудь естественно чутка выпирает вперёд.

Тазобедренный сустав находится несколько впереди нашей вертикальной оси, и это сбалансировано тем, что лодыжка находится немного позади. Следовательно, наша линия бедро-колено-лодыжка отклоняется назад, а затем вновь вырисовывается вперёд: от тазобедренного сустава к коленному суставу спереди, и от задней части колена к лодыжке.

Общее впечатление от этой фигуры визуально представляет собой кривую от головы до груди, и до ног (отмечено зелёным), а когда оная сплюснута или зеркально отражена, мы наблюдаем неопределённость или сутулость в осанке.

Руки в профиль

В конце концов, руки. Плечевая часть руки идёт прямо от плечевого сустава, поэтому локоть может быть на одном уровне с последним (либо немножко впереди оного). Но рука никогда полностью не выпрямляется, даже в состоянии покоя, следовательно, предплечье не вертикально: рука слегка сгибается, а запястье подаётся вперёд, прямо на тазовую кость. (Также, когда рука расслаблена, пальцы немножечко сгибаются, как показано на рисунке).

Подбиваем итоги

Мы завершаем изучать простые, ни от чего не зависимые человеческие пропорции, а вот и диаграмма, дабы изобразить всё вкратце:

Заметки о пропорциях

Эти заметки несколько полезны как зрительные напоминания в теле. Они довольно удобны, когда тело не находится прямостоячем положении.

Время попрактиковаться

Мы осилили много материала, поэтому сейчас хорошее время приостановить обучение и рассмотреть простейшую фигуру, прежде чем мы начнём рассматривать различия между структурами мужчин и женщин (и другими). Например, Вы можете внедрить свои новые знания в свои ежедневные зарисовки, набрасывая быстрый динамичный рисунок простейшей фигуры с правильными пропорциями.

Несколько советов

Я постоянно начинаю с головы, но не имеет значения, с какой части тела Вы начинаете рисовать, до тех пор, пока чувствуете себя уверенно и получаете хороший результат. Если же не уверены и Вам от рисунка явно неладно, то я настоятельно советую начинать с головы.

Привыкайте рисовать эту простейшую фигуру налегке, ибо законченное тело будет построено именно на ней. Традиционно, последние штрихи наводятся, а указательные линии стираются (именно поэтому важно не надавливать), но даже когда я делаю зарисовки ручкой с намерением обвести их на другом листе с помощью копировальной бумаги, рисуя лёгкими штрихами я могу наблюдать за тем, что получается.