Как улучшить портфолио

Что представляет собой современное портфолио? Что потенциальные работодатели хотят в нем увидеть? Мы поговорили с ADC и все разузнали.

С таким огромным количеством советов по поводу того, что включить в портфолио, порой трудно понять, что действительно выделит вас из общей массы и позволит найти работу. Что представляет собой современное портфолио? Что в нем должно быть? И как донести его до потенциальных работодателей? Чтобы разобраться во всем, мы пообщались с Art Directors Club и судьями Portfolio Night, а также с молодыми дизайнерами, которым помогли подобные мероприятия.

Как не устают повторять креативщики, ваше портфолио – это ключ к дверям рынка. Нет ничего более важного или убедительно демонстрирующего ваши технические и творческие навыки, чем тщательно отобранные работы. Поэтому достаточно включить в ваше портфолио правильные работы, отправить его в нужном формате и убедиться в том, что его получили нужные люди, и это гарантирует вам успех. Так?

Не совсем. В творческих индустриях самая большая конкуренция среди соискателей. Только в одном Соединенном Королевстве каждый год из колледжей выпускается почти 200 000 дизайнеров. После завершения обучения путь вверх по карьерной лестнице только начинается, и при продвижении по нему вы столкнетесь с суровой действительностью – на огромное количество младших дизайнеров приходится всего несколько исполнительных креативных директоров. В независимости от того, выпускник ли вы, делающий свои первые неуверенные шаги в поисках работы, или устоявшийся дизайнер, желающий продвинуться по карьерной лестнице, жизненно важно убедиться в том, что ваше портфолио не останется незамеченным на фоне остальных.

Творческая революция

Что представляет собой современное портфолио? Чтобы ответить на этот вопрос, мы расспросили лидеров индустрии о том, что они хотят увидеть в портфолио потенциального сотрудника, какого формата оно должно быть и как донести его до них.

«Прежде всего [я хочу увидеть] блестящие, оригинальные идеи, которые просты в реализации от начала до конца и из которых в итоге получаются хорошие и, надеюсь, поразительные вещи, – делится Пьер Одендаал (Pierre Odendaal), главный креативный директор йоханнесбургского отделения McCann. – Это то, что ищет работодатель. Портфолио молодого дизайнера должно быть о творческой революции, а не о творческой эволюции».

Одендаал, занимаясь развитием южноафриканских творческих индустрий, признает важность поощрения притока новых кадров в отрасль. Он помог организовать первую ADC Portfolio Night в Кейптауне в 2013 году. Будучи непохожим на остальные международным событием, на котором устанавливаются деловые связи, даются консультации и происходит набор кадров, Portfolio Night предоставляет молодым дизайнерам возможность в течение 15 минут пообщаться с креативными директорами со всего мира. Но это все же не «быстрые свидания для дизайнеров». Portfolio Night объединяет вместе тысячи молодых дизайнеров и сотни креативных директоров через десятки хост-агентств в городах по всему миру.

После 20 лет работы на ряд крупных агентств по всему миру Одендаал знает, как выглядит сильное портфолио, и правило номер один для него – это убедиться, что работа представлена лаконично и просто.

«Молодые дизайнеры должны больше времени проводить за обдумыванием того, как сделать их портфолио более презентабельным и глубокомысленным. Я бы руководствовался подходом «Меньше – это больше»», – сказал он.

«Когда дизайнеры преподносят себя как мастера на все руки, они воспринимаются как слабые и не имеющие четкой специализации, – продолжает Одендаал. – Пусть портфолио расскажет о ваших сильных сторонах. Вашим голосом должны стать идеи, художественная направленность и портфолио».

 

Размер имеет значение

Все большее значение приобретает то, в каком формате представлено портфолио. Выпускники (особенно это касается web- или digital-дизайнеров) полагают, что достаточно иметь портфолио в электронном виде – такой формат позволяет быстро получить доступ к своим работам с телефона или планшета. Но для деловых встреч, собеседований или случайных знакомств все еще очень необходимо портфолио в напечатанном виде.

Размер вашего портфолио так же важен, как и его содержание. «Для тех, кто хочет сделать портфолио наподобие книги, советую выбрать формат А3. Не больше», – говорит Одендаал. Он верит, что у портфолио в электронном виде есть свое место (это либо страничка на Behance, либо заказной сайт) и что к его оформлению также есть свои требования. «Самые важные стороны портфолио в электронном виде – это аккуратность и синхронность, – продолжает он. – Что касается меня, я бы хотел иметь на руках оба варианта – портфолио и в электронном, и в напечатанном виде. Одни идеи воспринимаются лучше в одном виде, а другие – в другом».

Кровь, пот и слезы

Вы тщательно отобрали работы, которые, на ваш взгляд, лучше всего демонстрируют ваши творческие способности. Вы добавили информацию о проекте, комментарии и указали автора. Вы убедились в том, что ваше портфолио простое, продуманное и что работы в нем располагаются наилучшим образом. Итак, как же донести его до нужных людей?

Дни, когда приходилось обивать пороги каждого местного агентства, давно прошли. Индустрия до сих пор нуждается в свежих талантах и новых сотрудниках – и такое событие, как ADC’s Portfolio Nights, тут как нельзя кстати. «Ради нашей отрасли нам всем необходимо вкладываться в следующее поколение талантливых дизайнеров, – говорит Брендэн Уотсон (Brendan Watson), начальник отдела образования в ADC. – Это беспроигрышная ситуация. Дизайнеры получают весьма необходимый фидбэк, который, в свою очередь, делает их сильнее. Поэтому среди кандидатов появляется все больше талантливых дизайнеров, имеющих высокий уровень мастерства, из чего в конечном итоге извлекают выгоду и сами агентства, нанимая их на работу».

Десятки аккредитованных Portfolio Nights были организованы по всему миру. AIGA, Design Council, New Designers и D&AD New Blood, и в частности такие творческие организации, как Association of Illustrators и YCN, все организуют и поддерживают мероприятия, подобные ADC’s Portfolio Nights.

Раз вы здесь, прямо перед всемирно известным креативным директором, время воспользоваться выпавшим шансом. «Это большое шоу. Молодым дизайнерам следует вложить кровь, пот и слезы в их портфолио. Карьера делается на Portfolio Night», – говорит Уотсон.

«Встретиться лицом к лицу с сегодняшними лидерами в области рекламы и дизайна – это бесценно», – добавляет Хелэйн Спивак (Helayne Spivak), директор VCU Brandcenter, одной из самых уважаемых аспирантур в области рекламы и маркетинга в США. Спивак не только была судьей на Portfolio Nights, но также и помогала студентам VCU составить портфолио, которое позволит им попасть в мир бизнеса. «Получить фидбэк в режиме реального времени – это бесценная возможность. И если правильно рассчитать, то это также способ заработать себе имя и получить первую работу», – объясняет она.

Спивак предлагает привнести в портфолио элемент сюрприза. «Представьте, как много портфолио креативные директора просматривают каждую неделю, – обосновывает она. – Мышление дизайнеров должно быть таким свежим, таким стратегически точным, чтобы потенциальные работодатели удивились и в их голове проскочила мысль «Я никогда не думал об этом раньше»».

«Чтобы добиться этого, – советует Спивак, – ваше портфолио должно демонстрировать многообразие. Есть ли в нем юмор? Хорошо рассказанные истории? Уникальная точка зрения? Удлиненный и укороченный формат? Могут ли ваши идеи вернуть вещи к жизни?»

Спивак продолжает: «Также следует сделать портфолио более интерактивным и индивидуальным, чем это было принято раньше, – сейчас оно служит больше для того, чтобы узнать соискателя получше». Привнести индивидуальность, добавляет она, можно с помощью видео. «Я всегда с удовольствием смотрю короткий, относящийся к делу фильм о студенте или о чем-то, во что он страстно верит, например документальный фильм из летней поездки или фильм о страсти к езде на велосипеде. Но видео должно быть уместным и дополнять портфолио, а не быть самим по себе», – предупреждает она.

Равные условия

Молодым дизайнерам, посещающим Portfolio Nights, не стоит рассматривать это мероприятие как собеседование. Это не оно. Да, вы должны быть уверены в своей работе, ясны в объяснении своего критического мышления и быть способными ответить любому оценивающему ваше портфолио. Что касается всего вышесказанного, говорит Саураб Кейривал (Saurabh Kejriwal) – индийский дизайнер, который после посещения Portfolio Night в Париже стал участником ADC All-Star и был нанят на работу в BB DO Düsseldorf, – самое важное – это получить как можно больше опыта.

«В рекламе не всегда у всех равные условия», – говорит Кейривал.

«Такие мероприятия, как ADC Portfolio Nights, открыли двери для меня там, где их не было. У меня была возможность пообщаться с очень талантливыми и опытными людьми – очень хороший фидбэк и много проверок, – говорит он. – Вы приходите на Portfolio Night не затем, чтобы выиграть или получить работу. Вы приходите туда, чтобы узнать, что ECDs думают о вашей работе и что они могут вам посоветовать. Слушайте внимательно, и сможете получить много свежих взглядов на ваши идеи и творческий процесс. Так вы всегда победите».

С этим соглашается и сингапурский дизайнер Зара Кок (Zara Kok). Она работала в качестве младшего арт-директора, когда посетила местную ADC Portfolio Night. «Мне дали совет по поводу того, как продолжить совершенствовать мое мастерство, – это определенно положительно скажется на карьере в долгосрочной перспективе», – делится она.

Кок предлагает подготовить портфолио так, чтобы оно демонстрировало ваши идеи четко и лаконично. «У вас будет всего несколько минут, чтобы произвести впечатление, – размышляет она, – так что будьте очень избирательны и жестки к тому, что вы хотите включить в портфолио».

Определяясь с речью, наиболее важно не то, что вы скажете, а то, как вы это сделаете. «Донесите свою мысль, – советует она. – Мне бы хотелось думать, что мое портфолио содержит свежие идеи, которые заставят людей реагировать по-разному – это сделало бы мои работы запоминающимися, потому что они бы воздействовали на эмоциональный уровень».

«Я думаю, самое главное – это не волноваться о результате, – добавляет Кейривал. – Расслабьтесь, говорите четко и получайте удовольствие. Важны люди, которые видят искры гениальности там, где они есть. Те, кто не видит, не имеют значения».