Этот пост предназначен для тех, кто учится рисовать драпировки с натуры и делает это самостоятельно, без помощи педагогов в художественной школе или еще где-то. Так как знания, что именно выбрать для рисования и как этим пользоваться тоже не появляются сами собой, а педагога, который эту работу проделывает за учащегося, нет, то разъясню пару моментов.
Итак, какой должна быть драпировка для первых тренировок?
1. Цвет
В идеале ткань должна быть совсем белого цвета, как кипяченая простыня и гипс, по возможности не бледно-желтого или розового. Просто белый, равномерный цвет. Почему? Потому что белый — это не только отсутствие цвета, как такового, но еще и отсутствие тона (в противоположность черному, где цвета нет тоже, но тон максимально насыщен). Белые предметы не имеют самого тона. и единственный тон, который на них есть — это разнообразные тени: падающие или собственные. Насыщенность тона говорит только о глубине тени, которую необходимо изобразить, а значит — толщине складки, ее освещенности и форме, то есть о тех параметрах, которые и являются основными для изучения, когда человек рисует ткань. Любой цвет или тон кроме белого усложнит задачу — если драпировка будет серой, то у нее будет иметься и собственный тон, и переломы формы будет сложнее «считать» при рисовании, если же она будет еще и цветной — то «канал связи» глаз и головы будет забиваться еще и передачей цвета (в случае монохромного рисунка — еще и попыткой перевести видимый цвет в какую-то из градаций серого на рисунке). Безусловно, эти усложняющие задачу параметры однажды надо будет в нее ввести, но начинать с них по большому счету нет никакого смысла, они никуда не денутся — разберитесь сначала с формой и тоном.
2. Фактура ткани и ее тип
Для начала берите плотный, матовый хлопок — самую обычную простыню, например. Простое хлопковое переплетение дает жесткие, достаточно четкие складки (особенно если ткань выглажена, что рекомендую сделать для первых разов), их форма тоже вполне конкретна. Все переломы формы, переходы тона и плоскостей легко читаются и осознаются, что, собственно, и требуется. Любые ткани, имеющие внутри себя гладкие, блестящие волокна (как атласная ткань, например), несмотря на тот же белый цвет, не будет иметь «нулевой тон». Из-за того, что гладкие волокна ткани отражают свет, чисто белый, нулевой тон будет только в местах бликов, отраженного света. Остальная плоскость опять же будет различных градаций серого, плюс содержать резкие тени и свет из-за «зеркальности» ткани. Атлас — тоже плотная ткань, дающая четкие складки, так что ее «зеркальность» может быть следующим этапом усложнения после первых драпировок, но все-таки не первым — складки атласа очень текучи, с мягкими линиями, и в попытках их нарисовать без должной практики на более простых тканях теряется ощущение материала. Бархатистые ткани наподобие бархата, велюра и им подобных имеют большую рыхлость структуры и дают сложные, нечеткие мягкие складки, усложненные непростыми переходами тона из-за наличия ворса. Такие ткани я бы рекомендовала брать для тренировок уже тем, кто неплохо натренировался на хлопке различных цветов и тонов и ему подобных тканях. И ни в коем случае не берите для драпировок полупрозрачные ткани! Они не имеют ни четкой структуры складок, так как слишком тонкие и мягкие, многие из них бликуют, но при этом — не имеют четко выраженного цвета и тона из-за полупрозрачности. Это самый сложный тип тканей, и его никогда не рисуют изолированно, отдельно от других предметов, фона или другой драпировки, так как их изображают через изменение вида объекта, который сквозь них просвечивает. если можно так выразиться.
3. Орнаментированные ткани
По возможности, старайтесь избегать сложно и густо орнаментированных тканей. Их очень тяжело изображать, и это имеет смысл в сложных натюрмортах с множеством драпировок, где та или иная ткань с орнаментом придает композиции красивый акцент, например. Часто такие ткани тяжелые, плохо гнущиеся, и практически лишенные на постановке складок, что не очень полезно для разбора структуры ткани. Даже если ткань достаточно тонкая и хорошо драпируется, то узор будет отвлекать от ее конструкции и светотени — орнамент не столь значим для таких учебных работ, чтобы изображать его, но и абстрагироваться от него сложно. Так что ткани с рисунком лучше оставить либо для живописных натюрмортов в цвете, либо для тренировок на текстуру материала, где уже интересно проработать особенности ткани как то, что можно «пощупать».
4. Источник освещения
Это не относится напрямую именно к драпировкам, так что этот пункт можно считать универсальным для всех тренировок с натуры. Лучше всего иметь направленный источник освещения — настольную лампу, направленную под тем или иным углом к постановке, или четкий солнечный свет из окна. Это нужно для того, чтобы тоновой рисунок был более очевидным, а при рассеянном свете (особенно от нескольких ламп) тени будет менее густые, четкие, иногда будут двоиться, а некоторые переходы формы не будут читаться из-за излишней освещенности. В дальнейшем можно экспериментировать и с несколькими источниками света, и с цветным светом, но сначала лучше не усложнять задачу на пустом месте.
В целом, усложняться работа должна примерно в такой последовательности: белая матовая ткань светлая цветная матовая ткань светлые ткани с блеском матовые темные ткани и блестящие темные ткани ткани с фактурой (с ворсом или заметным переплетением нитей, грубая холстина или вязаный свитер, к примеру) тяжелые ткани, такие как парча или ей подобные, которые дают сложные, глубокие складки и часто бликуют композиции из нескольких драпировок, включающие и полупрозрачные ткани (комбинировать несколько разных тканей можно на всех этапах, кроме первого, тут я помечаю это отдельно, чтобы не было идей рисовать полупрозрачные ткани отдельно от всего). Вышеприведенная последовательность — это примерный план, чтобы не пытаться прыгнуть выше головы и чтобы не мучиться, с какой стороны подойти к вопросу) Все написанное верно для ситуации, когда это конкретные упражнения с целью разобраться в рисовании ткани и ее структуры.