​20 советов по ботанической живописи

Вот и пришла долгожданная весна. Значит, самое время рисовать цветы, фрукты и овощи! А советы лучших ботанических иллюстраторов мира вам в этом помогут.

Британский журнал Artists & Illustrators обратился за советом к целому букету уважаемых художников и иллюстраторов, среди которых есть обладатели золотой медали RHS, члены общества ботанических художников Великобритании (SBA), члены общества ботанических художников юго-запада Великобритании (SWSBA), и просто любимые публикой авторы.

1. Следуйте за сезонами

Подбор натуры, характерной для текущего сезона, без сомнения придаст выразительности вашим ботаническим картинам. Дешевый карманный календарь садовода может оказаться незаменимым инструментом.

2. Замечание о тоне

Джэнет Вуд (Janet Wood, SBA): «Чтобы отобразить трехмерную форму растения на бумаге используйте как минимум три тона: темный, средний и светлый. Для этого необходимо хорошее освещение: если вы правша, свет должен падать слева, если вы — левша, то — справа. Область среднего тона, промежуточного между остальными двумя, это именно то место, где виден реальный цвет объекта».

Всегда стремитесь к гладкости переходов от светлого тона к темному. «Перед первой лессировкой тщательно изучите свою натуру и запомните те места, где расположены самые яркие блики. Старайтесь оставить светлые области светлыми и не „переработать“ расположенные в них прожилки и текстуру поверхности. Если вы хотите проверить, стоит ли сделать темные зоны темнее, возьмите кусок кальки, положите поверх работы и простым карандашом попробуйте затемнить интересующий участок. Даже маленькие зоны очень темного тона могут увеличить глубину объекта и сделать его более „живым“».

3. Заботьтесь о свежести натуры

Поддержание свежести натуры на протяжение того времени, пока вы ее изучаете, может быть жизненно необходимым компонентом успеха. Начинайте рисовать с лепестков, потому что они вянут, сворачиваются и теряют цвет первыми. А вот стебли можете оставить напоследок. Если вы работаете с головками цветов без стеблей, то положите их на куски ваты и опустите в блюдо, до краев наполненное водой.

4. Определите фокус

Утвердите фокусную точку вашей картины и оставьте ее белой. Это значит, что в самом конце вы можете вернуться к ней и добавить деталей в контексте уже проделанной работы. Не бойтесь применять это метод на головках цветов. Это сделает вашу картину более захватывающей и сделает проработку деталей более достижимой.

5.Найдите подходящую кисть

Билли Шоуэлл (Billy Showell): «Для рисования цветов, вам просто необходима хорошая кисть! Я преимущественно использую заостренные кисти с тонким кончиков, № 6. Когда вы набираете краску на кисть, проверните ее ворс между большим и указательным пальцами, чтобы сформировать красивый кончик. Всегда тяните кисть в направлении себя так, чтобы ворс не ломался.

Хорошая кисть стоит тех денег, в которые она вам обойдется. А вы, в свою очередь, должны о ней хорошо заботиться — перевозите кисти в специальных пеналах или свертках. Добавьте немного профессиональной краски и хорошую бумагу, и все что вам останется для достижения цели — это очень много практиковаться».

Билли — автор многих книг по ботанической иллюстрации, а еще она периодически проводит мастер-классы на своем сайте www.billyshowell.co.uk.

6. Ставьте перед собой сложные задачи

Роузи Мартин (Rosie Martin) и Мириэль Турстан (Meriel Thurstan), SWSBA: «Сложно рисовать белые цветы, но рисовать черные — не менее легкая задача. Прежде всего, нужно понять как смешать нейтрально-черный для основных цветов. Еще вам понадобятся прохладный и теплый варианты желтого, красный и синий (например, лимонная желтая и индийская желтая; ализариновый красный, алый (Scarlet Lake); берлинская лазурь и французский ультрамарин). Добавляя дополнительные цвета вы можете смешать много вариаций черного, как показано на круге. По часовой стрелке, начиная сверху можно видеть холодный и теплый варианты желтого, оранжевый, красный, фиолетовый, синий и зеленый.

Чтобы рисовать черные цветы, набирайте цвет от светлого к темному, начиная с разбавленного водой варианта базового черного. Набирайте новые слоя, используя немного более черный оттенок и увеличивая интенсивность слоев. Перед тем как наносить новый слой, подождите, пока предыдущий высохнет. Сглаживайте границы нового слоя влажной кистью. Когда средний тон будет достигнут, смените технику с набирания лессировочных слоев на нанесение рифленых штрихов, таким образом снижая риск нарушить нарисованное на предыдущих слоях».

Роузи и Мириэль — соавторы курса по ботанической иллюстрации, проводимого при помощи таких организаций как the Eden Project (ботанический парк в Великобритании) и Contemporary Botanical Illustration.

7. Добавьте текстуру, прорисовав прожилки и волоски.

Прожилки на листах имеют хитрое расположение и часто складываются в сложные узоры, и рисование их в рамках ботанической живописи — это пан или пропал. Это тяжелая работа и лучше всего оставить рисование прожилок напоследок: сначала рисуйте промежутки между, постепенно расширяя их и ограничивая очертания прожилок, которые следует рисовать очень маленькой кистью. Чтобы передать яркие блики, которые встречаются на некоторых типах листьев, не следует возлагать надежды на мазок белой гуашью в самом конце. Чтобы достичь натуралистичного блеска нужно оставить нужный участок идеально белым с самого начала работы. Чтобы добавить текстуру ворсистому или бугристому листу, воспользуйтесь сухой кистью и наносите ей штрихи на «поднятых» участках.

8. Всегда ищите новую натуру

Ширли Слокок (Shirley Slocock): «Как было бы замечательно, принимать решение о том, что бы нарисовать, мгновенно. Никаких тебе блужданий по фруктово-овощным отделам супермаркетов, никаких бессонных ночей, взамен этого — просто некое знание того, что рисовать дальше. Да это же блаженство!»

«Постарайтесь сократить агонию. Записывайте весь год времена цветения любимых растений, пролистайте книги, чтобы посмотреть, что рисовали другие, запланируйте серию, делайте быстрые зарисовки возможных объектов, делайте фотографии — референсы — все, чтобы сформировать в голове образ следующей замечательной картины, которую вам следует начать рисовать.»

9. Используйте резервирующую жидкость

Рисуя тычинки нежных цветов, таких как лилий или морозника, покройте участок резервирующей жидкостью, перед тем как рисовать лепестки. Намочите участок бумаги, на котором будете рисовать лепесток, нанесите краску лепестков вокруг места расположения тычинок. Резервирующая жидкость вберет в себя цвет и защитит тычинки. Затем снимите резервирующую жидкость, поработайте гуашью и маленькой кистью, чтобы нарисовать детали тычинок.

10. Капли к бою!

Анна Найтс (Anna Knights): «В реальной жизни мы знаем, что капельки воды задерживаются на яблоках, и поэтому люди часто думают, что и в ботанической иллюстрации сверху яблок нужно рисовать капли. Но ключ к этому вопросу (как и ко всему остальному в ботанической живописи) — следует рисовать, что вы видите, а не то, что вы думаете, что видите.

В случае этой картины, я относилась к «каплям» как к какому-то количеству форм, состоящих из светлого и темного цветов. Я рисовала с фотографии, начиная с карандашного рисунка. Потом, тонкой кистью (spotter brush) третьего размера, я нарисовала самые светлые части картины. Я начала с бликов на каплях, и продолжала работать, накладывая в более темных частях больше слоев более густой и интенсивной краской. Самые темные части включают в себя края капель, и для этих тонких граней я использовала кисть размера 3.0».

11. Смешайте эту зелень

Мэри Энн Скотт (Mary Ann Scott, SBA): «Если использовать зеленую краску прямо из тюбика или кюветы, это будет выглядеть не естественно, так что я предпочитаю смешивать свои собственные оттенки зеленого. Я яро верю в полезность карт цветов — shade cards — они экономят время и полагают изучить свойства каждой краски. Например, я люблю смешивать умбру Raw Umber с синими, чтобы получить красивый зеленый, который хорошо подходит для рисования нижней стороны листьев. Еще одно хорошее сочетание — это ализариновый красный и зеленый Hooker’s Green, которые при смешении дают нежный пурпурно-зеленый, который идеален для рисования бутонов морозника (Helleborus orientalis)».

12. Нокаутируем блики

Для поистине блестящего завершения, сконцентрируйтесь на активности ваших бликов. Чтобы сделать блики более мягкими, можно промакнуть не просохшую акварель салфеткой или чистой сухой кистью. Кристально чистой белой бумаги достаточно, чтобы блики были яркими, но мазок белой гуашью в конце тоже может быть эффективен.

13. Избегайте четких краев

Работа с акварелью по-мокрому дает удивительно гладкие переходы между тонами. Однако, если вы не хотите, чтобы форма заканчивалась четким краем, намочите бумагу вокруг нее тоже. В этом случае пигмент не будет скапливаться в лужицы у краев мокрого участка, оставляя после высыхания существенно более гладкий край.

14. Выходите на улицу

Ботаническая иллюстрация интересна ровно настолько, насколько интересен сам нарисованный объект. Иногда идея взять что-нибудь из собственного сада может быть очень соблазнительной, но для того, чтобы бросить себе настоящий вызов нужно выйти «в поле». Например, попробуйте нарисовать растения другой климатической полосы и для этого сходите в ботанический сад.

15. Подмалевок для глубины

Гарет Маккорри (Gareth McCorry): «Для меня подмалевок с хорошо проработанными тонами — это ключ ко всему остальному; даже в случае такого деликатного предмета, как цветок магнолии. Приличный подмалевок не только утверждает тональную гамму рисунка от самых темных уголков до самых светлых бликов, но также создает ощущение глубины и перспективу. Это замечательная база, на которую можно смело накладывать цвет. Мене нравится думать об этом, используя музыкальные термины: подмалевок выступает в качестве басовой партии и ритма, создает фундамент для мелодии. Тональный подмалевок также помогает работать с цветом и даже смешивать правильные цвета для палитры, потому что вы сразу можете понять, правильного ли тона тот цвет, с которым вы работаете».

16. Будьте методичны

Работая над наброском, создавайте чистые пространства под покраску. Потом работайте над одним из таких пространств, пока не закончите, и только потом переходите к следующему. И так до завершения работы. Так у вас будет схема продвижения в работе по картине.

17. Не оставляйте листья

Мэри Энн Скотт (Mary Ann Scott, SBA): «Мне нравится рисовать листья, особенно большие и текстурные, как например у японской мушмулы. Для них нам нужен оттенок с высокой возможностью размывки, потому что мы собираемся изображать блестящую поверхность. Так что я смешала French Ultramarine и Cadmium Lemon и добавила капельку Alizarin Crimson и накладывала этот цвет слой за слоем, по-мокрому. Я осторожно оставляла довольно большое количество белых участков для бликов и давала слоям просохнуть перед нанесением нового».

Мэри Энн — автор книги Botanical Sketchbook.

18. Регулярно тренируйтесь!

Фиона Стрикланд (Fiona Strickland, SBA): «Замечательный способ улучшить ваши работы — это тренироваться, рисуя в маленьком скетчбуке по 10–20 минут каждый день. Выберите цветок или лист, осматривайте его с разных углов на протяжение нескольких дней. Если вы выберите непредсказуемый ракурс, это поможет вам лучше изучить объект и рисовать не то, что вы „думаете“, вы видите. Рисунок должен быть аналитичным, не просто быстрой зарисовкой. Автоматический карандаш, грифель 0.3 HB — идеальное решение, потому что он не затупляется».

19. Не экономьте на презентации

После всей нашей тяжелой работы по рисованию картины, хорошая презентация тоже важна. Прикиньте, сколько пространства требуется вашему рисунку — попробуйте сделать «окно» из двух уголков. И не перегружайте работу слишком ярким окружением. Самый лучший (в том числе и с коммерческой точки зрения) вариант — белое паспорту и деревянная рамка естественного цвета.

20. Избегайте черной краски

Пол Феннел (Paul Fennell, SBA): «Избегайте использования черной акварели в ботанической живописи. Когда рисунок мокрый, она может выглядеть неплохо, но по мере высыхания, благодаря матовым свойствам акварели, то, что казалось черным, становится темно-серым с белым осадком. Эта мутность, похожая на сажу, резко выделяется на общем фоне и портит гармоничность вашей картины.

Я бы советовал избегать также и других красок, в которых содержится черный пигмент — Payne’s Grey, сепия и индиго. Когда-то их можно было запросто использовать, но сегодня все больше изготовителей создают имитации оригинальных цветов, используя в своих смесях в том числе и черный. Гораздо лучшую альтернативу черному, можно смешать, используя другие цвета».