Как научиться рисовать: практика

Вы можете рисовать, и вы знаете это. Вы способны держать карандаш, проводить линии, но почему-то они не хотят вас слушаться. Пока вы рисуете что-то, что не требует точности, нечто хаотичное – все идет хорошо. Но как только вы пытаетесь пользоваться референсом – пропорции настолько неправильны, что это пугает.

Почему же это случается? Может, с вами что-то не так? С глазами все в порядке, с руками тоже.… Почему же вы не можете рисовать то, что видите? Это же так просто на первый взгляд!

Многие вещи, которые мы делаем в жизни, кажутся простыми, потому что мы делаем их «на автомате». Но если бы вы попытались объяснить их кому-то, кто никогда их не делал, вы бы поняли, насколько они сложны. Например, попробуйте сосредоточиться на ваших шагах, когда идете!

Автоматизация – это потрясающе; она позволяет делать определенные вещи легко и почти волшебно. Тем не менее, для того, чтобы достичь этого, вы должны, прежде всего, приложить усилия. Когда учатся водить машину, узнают так много вещей, на которых необходимо сосредоточиться, что это совершенно сбивает настрой. Но после некоторой практики вы сможете говорить и слушать радио за рулем, и вы все еще будете уделять достаточно внимания дороге и пешеходам.

Когда наблюдаешь за работой профессиональных художников, все кажется довольно просто, но это лишь потому, что они прошли через множество трудностей ранее. Когда вы снова и снова заставляете себя делать сложные вещи, и они не получаются такими, какими были задуманы, это из-за игнорирования того простого факта, что вы должны узнать, как это работает для того, чтобы сделать это.

Это вторая часть из серии. В первой части мы узнаём, как управляться с инструментом так, чтобы он не мешал нашим упражнениям. Если у вас есть сложности с этим, не начинайте эту часть до ознакомления с предыдущей. Очень важно тренироваться в своем собственном темпе. Вернитесь, когда вы действительно будете готовы, в противном случае этот урок вызовет больше трудностей, чем нужно.

Что мы узнаем

Что-то вы узнаёте сознательно. Это то, что можно полностью объяснить. Правильное и точное рисование не является частью этого. Это одна из «способностей нашего разума», что означает, что вы узнаете это не сознательно. Например, как в детстве вы узнали, что же такое перспектива. Именно поэтому теперь вы не боитесь того, что мир постоянно движется, и вещи изменяются в размере, в зависимости от того, как движетесь вы. Но знаете ли вы основные правила перспективы?

Этим «способностям разума» очень легко научиться, и очень трудно в то же время. Они трудные, потому что вы не можете получить эти знания сознательно. Вы не можете прочесть книги о них, и вы не можете прослушать лекции, вернуться домой и просто выучить их. Только ваш ум способен на это.

И ум учится лучше через повторения. В этом и простота. Вам просто нужно практиковаться и много, пока не доведете все до автомата. Это и будет признаком того, что ваш ум все понимает! Легко, не так ли?

Ну, если бы это было так просто, вы бы уже были мастером копирования референсов. Разве вы не достаточно практиковались? Ваши «ручные» навыки, безусловно, развиваются, но ваша проблема с пропорциями не решена. Это потому, что вы практиковали разные виды упражнений одновременно. Даже если вы продвинулись в одном из них, это не было заметно из-за других ошибок.

И вот что вы узнаете сегодня:

Я покажу вам простые упражнения, каждое из которых сфокусировано на немного различных проблемах. Таким образом, вы будете четко видеть свой прогресс, и даже если эти рисунки не будут шедеврами, вы сможете использовать навыки, полученные здесь, для ваших «реальных» работ, и не только для копирования референсов!

О чем необходимо помнить во время рисования:

  • Никогда не забывайте, что вы делает это, потому что хотите. Никто не принуждает вас, и у вас нет никаких обязательств рисовать идеально.
  • Совершенно нормально, если выходит не очень хорошо. Вы учитесь! Если вы ожидали, что каждая ваша работа будет прекрасной, зачем же вам учиться? Тут нет никаких проблем с тем, что получается в итоге, проблемы могут быть с вашими ожиданиями.
  • Каждое упражнение основывается на навыках, полученных в предыдущем упражнении. Поэтому, последние могут быть невозможными для выполнения, прежде чем вы еще немного не попрактикуетесь. Не торопите себя, относитесь к этому проще. Будучи слишком амбициозным, вы можете замедлить ваш прогресс!
  • На это потребуется время. Практика не требуют много времени каждый день (см. предыдущую часть для получения дополнительной информации), но она должна быть постоянной и регулярной.
  • Возможно, порой вы будете чувствовать себя не очень комфортно. Это чувство «психического напряжения» является явным признаком того, что вы работаете над давно неиспользуемой «мышцей». Это может быть болезненно, но это знак того, что вы изучаете что-то новое! Научитесь принимать это чувство, и не использовать его в качестве предлога для отвлечения на более приятные вещи.
  • Отвлекитесь от рисования серьезных вещей в течение какого-то времени. Таким образом, вы можете предостеречь себя от разочарования (если вы ожидаете гигантских улучшений после одного сеанса упражнений), и вы приятно удивитесь, когда придет время.
  • Всегда начинайте сеанс с «разминки», описанной в предыдущей части.
  • Используйте непрерывные линии только для небольших форм. Для рисования в большем масштабе, использовать «мягкие линии», описанные в предыдущей части.

1. Измеряем расстояние между точками

Девайте не будем спешить. Нарисуйте две точки на любом расстоянии друг от друга. Затем нарисуйте еще одну точку на похожем расстоянии. Повторите это много раз в различных направлениях, и не стесняйтесь использовать диагональные линии. Попробуйте разное расстояние каждый раз, когда вы делает это упражнение. Чем больше расстояние, тем сложнее испытание.

Это упражнение:

  • «Разогревает» ваш мозг для работы с перспективой
  • Сфокусировано на определении расстояния, основах пропорций
  • Ужасно простое — можно совершить лишь однотипную ошибку

2. Повторение длины линий

Нарисуйте произвольную линию. Теперь попытайтесь нарисовать её снова под первой. После того, как нарисуете колонку таких линий, повторите её рядом. Линии не обязаны быть идеальными (мои точно не такие), но если их рисование кажется слишком тяжелым – это знак, что вы не достаточно тренировали предыдущее упражнение.

Это упражнение:

  • Не только для того, чтобы видеть расстояние, но и для того, чтобы повторить его
  • Занимает сразу руки, глаза и мозг
  • Дополняет предыдущее упражнение

3. Измерение расстояние между линиями равной длинны

Нарисуйте линию произвольной длины, а затем изобразите её еще раз. Повторите процесс, используя то же самое расстояние, которое появилось между первыми двумя линиями. Чем больше расстояние и количество линий, тем сложнее упражнение.

Это упражнение:

  • Новый уровень двух предыдущих
  • Активно заставляет работать ваш мозг из-за того, что вы думаете о различных расстояниях одновременно. Но не позволяйте этому испугать вас!

4.Рисование крестов: Квадраты

А мы ускоряемся, не волнуйтесь, если «запыхаетесь». Начало не должно быть легким!

Опять же — нарисуйте линию произвольной длины, а затем перекрестите ее другой линией той же самой длины. «Закройте» крест другими линиями. Чем больше это похоже на квадрат, тем лучше. И делаем то же самое с повернутыми крестами (45 градусов).

Это упражнение:

  • ясно покажет ваш прогресс (насколько «квадратны» ваши квадраты)
  • прибавит вам опыта в рисовании квадратов
  • вы начнете свое знакомство с углами

5. Рисование снежинок: Круги

Нарисуйте линию произвольной длины. Перекрестите ее линией той же самой длины, но под углом в 45 градусов. Добавьте еще одну линию, повернутую еще на 45 градусов. Продолжайте в том же духе, пока у вас не получится 4 пересекающихся линий. Ограничьте снежинку окружностью – чем больше линий её касаются, тем лучше.

Это упражнение:

  • ясно покажет ваш прогресс (все ли линии касаются круга)
  • не из легких: сочетает в себе умение видеть расстояние, копирование этого расстояния, умение правильно рисовать углы, и повторять их
  • прибавит вам опыта в рисовании окружностей

6. Повторение кругов и квадратов

Нарисуйте круг, затем квадрат аналогичного размера под ним. Нарисуйте еще раз круг и квадрат, пытаясь добиться того же размера. Помните: если это слишком сложно — рисуйте фигуры «мягко», с накладыванием линий друг на дружку.

Это упражнение:

  • расширит ваш опыт в рисовании кругов и квадратов
  • познакомит вас с понятием «неточного размера» (набор линий различной длинны для создания формы)
  • тренирует ваши навыки точности и аккуратности – это первый шаг к изображению более сложных форм

7. Размер квадратов и кругов

Нарисуйте круг, затем его уменьшенную копию. И то же самое с квадратом.

Это упражнение:

  • расширит ваш опыт в рисовании кругов и квадратов
  • первый шаг к определению размеров референсов

8. Повторение сложных фигур

Пришло время для объединения всех навыков, которые вы разрабатываете, в одном комплексном упражнении, это похоже на то, что вы будете делать, работая с референсом.

Нарисуйте комбинацию из разных фигур: квадраты, круги, прямоугольники, линии. Затем копируйте получившуюся форму настолько точно, насколько сможете.

Это упражнение:

  • предполагает использование всех навыков из предыдущих упражнений
  • один в один похоже на работу с референсом

9. Повторение и размер сложных фигур

Опять, нарисуйте комбинацию из различных фигур. В этот раз не копируйте её полностью, вместо этого, повторите её, но в меньшем размере.

Это упражнение:

  • предполагает использование всех навыков из предыдущих упражнений
  • моделирует копирование масштаба – когда можно легко запутаться в пропорциях

10. Копирование и вращение сложных фигур

Нарисуйте комбинацию из разных фигур. Копируйте все составляющие, в этот раз, повернув их под одним и тем же углом. Но будьте очень, очень внимательны!

Это упражнение:

  • предполагает использование всех навыков из предыдущих упражнений
  • тренирует ваше умение определять пропорции даже на неудачных референсах

11. Повторение, размер и вращение сложных фигур

Нарисуйте комбинацию из разных фигур. Копируйте составляющие, изменяя их в размере и одновременно вращая их. Парадоксально, но это может быть даже легче, чем предыдущее упражнение.

Это упражнение:

  • заставляет работать сразу все ваши «мускулы» мозга

12. Повторение, размер и вращение плавных, мягких форм

Давайте закончим наш урок на интересной ноте. Нарисуйте простую, плавную форму. Проделайте с ней следующие изменения: копируйте 1 в 1, измените её размер и попробуйте делать все это одновременно.

Это упражнение:

  • чертовски трудное!
  • заставляет работать сразу все ваши «мускулы» мозга
  • хорошее последнее упражнение; если все предыдущие наскучили – это заставит вас потрудиться

Отличная работа!

Но убедитесь, что достаточно долго тренировались. Эти упражнение не самые легкие, и если у вас все еще появляются трудности при их выполнении, то очень важно поработать с ними еще. Потратьте на это столько времени, сколько вам будет необходимо, и даже больше.

Как же узнать, когда нужно остановиться? Когда упражнения наскучили, но не тогда когда «мне уже что-то не весело», а скорее когда «ооох, я уже могу сделать это с закрытыми глазами».

Следующий шаг – использование референсов. Однако, помните, что это будет далеко не просто. Все зависит от того, как много вы тренировались и что узнали из этих упражнений.

Удачи и вдохновения!