Как создать сильное портфолио

В независимости от того, кто вы: визуальный разработчик, внештатный иллюстратор или кто угодно другой, – сделать сильное портфолио в любом случае очень трудно. Вот несколько советов о том, как получить работу вашей мечты. Помните, это исключительно мои мысли, а не компаний или любых других заказчиков, которые могут нанять меня сейчас или в будущем.

ЧАСТЬ I

КТО ВЫ?

Если вы уже определились с выбором профессии, переходите сразу ко второй части. Если нет, прежде чем читать далее, подумайте-ка вот над чем. Первым-наперво вы должны решить, чем хотите заниматься. Это самое важное при создании портфолио! Вся ваша работа должна быть прямым отражением вас! Вспомните, когда вы впервые решили построить карьеру в художественной сфере. Что вас подвигло на это? Сосредоточьтесь на возникших чувствах и поразмышляйте над ними. Они – ваша путеводная звезда. Затем спросите себя:

«КТО ВЫ СЕЙЧАС? КЕМ ВЫ ХОТИТЕ СТАТЬ?»

Представить свое будущее – это отличный старт. Серьезно, попробуйте. Последуйте примеру Майкла Джордана. У него была привычка: перед игрой он представлял, как забивает мяч. Майкл делал это ВСЮ свою жизнь, и мы все знаем, как для него все обернулось. Это твоя «предыгровая» медитация. Представь, что ты будешь делать во время «игры».

После того как вы определитесь, кем хотите стать, сравните возникший образ с тем, что вы представляете собой сейчас. Это бывает не так-то просто сделать, потому что обычно мы думаем, что мы лучше, чем есть на самом деле… какое-то время. Лучший навык, который я в себе развил и продолжаю развивать, – это трезвая оценка уровня моих способностей. Должен признаться, это не та вещь, которую мне приятно осознавать, но это единственное, что помогает мне двигаться вперед. Как понять, к чему надо стремиться? Один из самых простых способов – ознакомиться с работами выдающихся мастеров. Если вы художник, погрузитесь в книги Сорольи и потратьте час на изучение одной какой-нибудь его картины. Не сомневайтесь, вы найдете что-то свое и получите огромное удовольствие от ознакомления с его работами. Прокручивая бесчисленные посты в соцсетях, вы рискуете попасть в ловушку. Вы смотрите на все эти картинки и начинаете думать, что очень даже хороши на фоне остальных. Когда мне в голову приходит подобная мысль, я начинаю беспокоиться. Искусство – это путешествие. Не обманывайте себя. Откройте книги Сорольи и спуститесь с небес на землю.

Теперь, когда вы настроены двигаться вперед, составьте список возможных профессий. Вы можете начать с чего-то более универсального и впоследствии перейти к чему-то более специфичному. Например, у меня выборка была очень широкой. Я поговорил с представителями всех этих профессий и в конечном итоге остановился на промышленном дизайне, архитектуре, рекламе и развлекательной индустрии. (Не забудьте, те, кто уже работает в этой сфере, могут стать хорошим источником информации.) Чем больше я узнавал об этих индустриях, тем отчетливее понимал, как много предубеждений у меня было на их счет. Каждая профессия привлекала чем-то своим, но ни одна из них не вызывала у меня ощущения «Вот оно! То, что я искал!», пока я не узнал о такой специальности, как концепт-художник. Для меня она была сосредоточием всего лучшего, что было в промышленном дизайне, архитектуре, рекламе и развлекательной индустрии. Безусловно, вначале найти работу по этой специальности было так же сложно, как и татуированного мормона, однако впоследствии появилось много вакансий на эту должность. ХОРОШИЕ ДИЗАЙНЕРЫ всегда востребованы. Одно это уже говорит вам о том, что вас ждет на рынке. Анимация, телевидение, лайв-экшн, видеоигры, изобразительное искусство, иллюстрации, графический дизайн, коммерческая реклама… везде нужен тот, кто разработает внешний вид продукта. Попробуйте теперь сказать, что некоторым из этих сфер не в чем соревноваться между собой! Каждый хочет зарабатывать рисованием! Чтобы этого достичь и получить работу мечты, вам прежде всего нужно понять, на что в действительности надо тратить ваше время. Однажды вы осознаете, что вам никак не обойтись без портфолио.

Итак, помните: если вы сможете проникнуть в индустрию, считайте, больше половины дела сделано. Не поддавайтесь общим отговоркам типа «слишком большая конкуренция» или «мало вакансий». Если вы разовьете свои навыки до профессионального уровня, вы всегда будете желанным сотрудником. Выдающиеся таланты всегда востребованы, всегда, во все времена!

ЧАСТЬ II

«Выдающиеся таланты всегда востребованы, всегда, во все времена!»

1. ЗАЧЕМ МНЕ ПОРТФОЛИО?

Это ваша визитная карточка, ВО ВСЕ ВРЕМЕНА. Прежде чем приступить к работе, мне нравится поразмышлять над тем, зачем я собираюсь сделать ту или иную вещь. Это помогает мне понять цель и во многих случаях определить ее. Когда передо мной стоит задача наподобие создания портфолио, я хочу иметь надежный план действий. Без него, я буду ходить по кругу. Я создаю портфолио, чтобы получить работу. Оно должно выделяться среди остальных и быть понятным, чтобы мои потенциальные работодатели смогли сразу увидеть, где я могу им пригодиться. Позвольте забежать вперед: я создаю портфолио, чтобы начать карьеру. И еще дальше: я создаю портфолио, чтобы заниматься тем, что я люблю. Иногда я произношу эти фразы вслух, потому что, во-первых, я странный и, во-вторых, так я усваиваю идею. Я хочу убедиться, что на 100% согласен со своим решением. Особенно когда на работу придется тратить уйму времени. Черт возьми, какое-то время я буду заниматься именно этим, так что мне же лучше будет, если я не ошибусь в своих желаниях.

2. НА ЧЕМ Я СПЕЦИАЛИЗИРУЮСЬ?

Специализация на чем-то одном позволит вам выделиться среди остальных. Здорово, если уже в начале карьеры у вас есть отличительная черта. Это отнюдь не требуется, но, конечно, повышает ваши шансы. Каждая страница вашего портфолио будет тщательно изучаться опытными художниками. Поэтому подойдите к вопросу серьезно. Пусть контент вашего портфолио будет сконцентрирован вокруг одной сферы деятельности. Вы, конечно, можете включить разного рода работы, но лучше сосредоточиться на чем-то одном. Не время демонстрировать все, на что вы способны. Подождите до тех пор, пока не получите работу. А уж там покажите себя во всей красе. Художник в анимации может специализироваться на:

  • дизайне – дизайн персонажа, дизайн места действия, дизайн объектов окружения, графический дизайн;
  • цвете – цветовые схемы/набор цветовых схем, ключевая сцена, цветовые пробы.

Имеет смысл ознакомиться с портфолио, работы в котором сгруппированы как раз вокруг какой-то из этих областей. Например, в портфолио сценографа вы можете увидеть дизайн нескольких объектов окружения и персонажей. У колориста – цветовые схемы, возможно, набор цветовых схем для всего фильма, несколько ключевых сцен. Это не общепринятые примеры компоновки, но довольно распространенные.

3. ЧТО ВКЛЮЧИТЬ В ПОРТФОЛИО?

Выберите, что лучше всего расскажет о вас. Я для начала размышляю над тем, что вдохновляет меня, подвигает на что-то, заставляет смеяться, плакать, и над вещами, которые я люблю. Пропустите все эти вещи через себя. Решите, какую мысль вы хотите донести. Решите, что делает вас теми, кто вы есть, и потом расскажите о себе с помощью ваших работ. Вдохновляясь разными вещами, вы можете создать что-то свое и не менее прекрасное. Если вы любите дарить старым историям новую жизнь, вам прямая дорога в Голливуд, особенно если он близок вашему сердцу.

ЧАСТЬ III

«Важно иметь портфолио и в напечатанном, и в цифровом виде»

4. КАКОГО ОБЪЕМА ДОЛЖНО БЫТЬ ПОРТФОЛИО?

Количество страниц остается всецело на ваше усмотрение. Пожалуй, лучше спросить: «Как я могу уместить все на нескольких страницах?» Часть думают, что чем больше, тем лучше, но в искусстве главное – качество. То, сколько работ и какие вы отберете, многое о вас расскажет, в частности о том, способны ли вы оценить собственное творчество. В сильном портфолио, как правило, представлены только лучшие работы художника. И пусть вас не смущает, если оно получится маленьким. Возможно, там будет показана лишь часть всего созданного вами, но это обеспечит вас настоящей работой. Некоторые сильные портфолио из тех, что я видел, были объемом всего лишь в 12–15 страниц.

5. ЦИФРОВОЕ ИЛИ ПЕЧАТНОЕ?

Важно иметь портфолио и в напечатанном, и в цифровом виде. Вы осознаете, как малы ваши шансы, когда вдумаетесь, как много других художников претендуют на ту же позицию, что и вы. В 2009 году я стажировался в анимационной студии Pixar. Мне говорили, что тем летом было подано более 14 000 заявлений на программу стажировки. Наряду с печатным вариантом не помешает отправить и ссылку на портфолио. Это повысит ваши шансы: не увидят напечатанное портфолио, так может наткнуться на цифровое. В конце концов, именно талант выделит вас среди остальных соискателей.

6. КАКОГО РАЗМЕРА ДОЛЖНО БЫТЬ МОЕ ПОРТФОЛИО?

Минимальный размер – это 8,5х11 дюймов (21,59х27,94 см). Портфолио размером 11х17 дюймов (27,94х43,18 см) лучше всего подойдет художнику, который претендует на должность дизайнера среды или графического дизайнера. На страницах большого формата ваши работы будут выигрышнее смотреться.

7. КАК МНЕ ЕГО РАСПЕЧАТАТЬ?

Существует много способов, как можно распечатать портфолио. Вы можете приобрести блокнот в переплете в магазине и затем распечатать свои работы дома. Я нашел компанию, на сайте которой можно заказать такой блокнот. Так проще. Я предпочитаю mypublisher.com. Мне там сделали такой блокнот, какой мне нужен, а уже дома я оформил все страницы с помощью фотошопа. В результате получается солидное портфолио, что, несомненно, сыграет вам только на руку.

8. КОГДА ПОРТФОЛИО ГОТОВО К ОТПРАВКЕ?

Будучи художниками, мы склонны использовать каждую последнюю секунду, чтобы «допилить» нашу работу. Что касается портфолио, помните, у вас есть куча времени, чтобы подготовиться. Не принимайте неразумных решений только потому, что приближается намеченный вами дедлайн. Почаще показывайте ваше портфолио опытным художникам. Они могут дать вам дельный совет. Делайте это задолго до наступления дедлайна, чтобы вы успели внести исправления, и в конечном итоге вы добьетесь лучшего результата.

ЧАСТЬ IV

Примеры страниц для портфолио художника

ЧАСТЬ V

Примеры страниц для портфолио дизайнера