Для тех, кто впервые пробует свои силы на пленэре, самой сложной задачей будет перенести основную визуальную информацию о пейзаже на бумагу.
Для тех, кто впервые пробует свои силы на пленэре, самой сложной задачей будет перенести основную визуальную информацию о пейзаже на бумагу. Ключ к успеху лежит в упрощении и объединении объектов в группы, которые с лёгкостью можно в дальнейшем дополнить, уточнить и детализировать. В этот пост я включил упражнение с моего урока рисования пейзажа, а именно серия пошаговых фотографий с моего личного пленэра с соответствующими пояснениями, как именно это упражнение может быть применимо для создания законченного рисунка.
Первое, что я прошу выполнить своих студентов, это составить композицию рисунка, используя белый цвет и жжённую умбру в пяти тонах. В этом упражнении белый играет роль самого светлого тона, а умбра – самого тёмного; между ними остаётся ещё три тона. Целью данного упражнения является реализация необходимости преодолеть себя и заставить создать простую композицию в графике, используя ограниченное количество оттенков и стараясь при этом сохранить соответствие изображаемого пейзажа реальному.
Перед тем, как начать срисовывать какой-то сюжет у жизни, несколько её мгновений я отдаю тому, чтобы назвать те цвета и их насыщенность, которые собираюсь изобразить. Это помогает мне создать некий план, прежде чем я начну наносить на холст краски, и помогает сократить количество ошибок и уменьшить разочарование, которые возникают при поспешном начале.
Я специально взял этот вид чтобы показать наиболее эффективное использование ограниченного количества оттенков. Пересекающиеся области света и тени не только добавляют рисунку визуальной привлекательности, но и обозначают глубину, отделяя передний план от заднего и среднего.
Солнце, ваш источник света, находится в непрерывном движении, пока вы рисуете на улице, поэтому используйте своё время с умом и старайтесь не быть слишком дотошным в рисунке. Чтобы избежать проблем в дальнейшем, когда источник света изменит своё положение, сразу же зафиксируйте свет и тени. Никогда не пытайтесь гнаться за солнцем, пока рисуете! Вместо этого начните свой рисунок с зафиксированным источником света и придерживайтесь его. Это спасёт вас от бесконечного разочарования.
Для начала я выстраиваю композицию, делая свободный набросок. Потом я начинаю рисовать в средних тонах, оставляя на потом самые темные и светлые места, поэтому у меня больше возможностей для маневра, чтобы отрегулировать контрастность. Когда вы рисуете на улице, зачастую бывает разумно оставить небо просто не закрашенным, потому что, как правило, это самое светлое место, и если вы поспешите его закрасить, то, скорее всего, в итоге оно получится у вас слишком тёмным.
Наложив средние тона, я перехожу к самым ярким участкам изображения и добавляю самые темные тона на места соединения и наложения. Будьте осторожны и не нарушьте систему света, которую вы установили в самом начале рисования – сейчас нашей целью является корректировка композиции несколькими штрихами в тщательно выбранных местах, чтобы не допустить пятнистости палитры тонов. Я часто стараюсь свести самые контрастные места к центру, к главной фокальной точке, чтобы сделать изображение визуально интереснее.
Хотя целью данного упражнения не является создание произведения искусства, оно напрямую относится к умению создавать законченное произведение и станет отличным помощником в обучении построению композиции. Ниже приведено пошаговое исполнение городского пейзажа, который я нарисовал на пленэре, используя вышеописанный метод.
Прежде чем начать рисовать, я определил соотношение горизонта и элементов композиции и определил зоны света и тени в карандашном наброске.
Я начал процесс с того, что наложил средние тона там, где была тень, используя сильно разбавленную краску.
Чтобы создать стилизованный, винтажный и создающий атмосферу вид, я использовал серию монохромных тонких слоев, корректируя тона в сторону усиления или ослабления. На этой стадии я оставляю самые светлые места не закрашенными, как в случае с небом в вышеописанном упражнении.
И только когда я перехожу к светлым местам, я меняю тонкие слои и штрихи на более насыщенные тона и резко очерченные контуры для создания более сильного визуального контраста между зонами света и тени, чтобы позволить им далее смешиваться и полностью исчезать. Я ограничил светлые места тонами, дополняющими тени, используя только оттенки синего и зелёного, чтобы создать резкий контраст между оттенками красного и оранжевого в тени. Самые яркие контрасты цвета и оттенков я приберег для главной фокальной точки – синего винтажного седана.
Вот мой законченный рисунок, который по стилю сильно отличается от начатого нами упражнения, однако у них одна и та же концепция.
Это вид на улицу в моей интерпретации. К концу работы свет значительно изменился, но именно поэтому я заранее зафиксировал структуру оттенков. Надеюсь, это вдохновит некоторых из вас переместить свои мастерские хоть ненадолго на свежий воздух и попробовать свои силы на пленэре. Счастливого рисования!