Как научиться рисовать

Научиться рисовать может каждый. Было бы желание. И терпение. Ведь, прежде чем вы создадите что-то стоящее, вам придется усердно потрудиться и потратить немало времени на изучение теории и практику.

Освоение любой профессии, ремесла – это своего рода путешествие.

Вначале вы выбираете цель: куда направитесь, зачем. Собираете все необходимое. Затем, собственно, отправляетесь в путь – и либо достигаете намеченной цели, либо просто наслаждаетесь самим путешествием. После вы можете приобрести что-то новое или отправиться дальше с тем, что есть. Так и при обучении рисованию. Вначале вы ставите перед собой цель – например, стать хорошим художником. Затем изучаете теорию, приобретаете нужные материалы. Далее – практика. Вы рисуете, анализируете работы, наблюдаете за жизнью вокруг, снова рисуете, рисуете, рисуете… И вот, наконец, создаете то, к чему стремились, – свой шедевр! Становитесь Художником!

Итак, что же именно нужно взять с собой в «путешествие»?

Багаж

Багаж – это основы рисования и материалы. С последним способен разобраться каждый сам: все знают, на чем рисовать, чем рисовать, плюс у каждого свои предпочтения на этот счет. А что же это за основы?

Вот что необходимо изучить в первую очередь.

Базовые формы

Их всего четыре:

  • сфера,
  • куб,
  • конус,
  • цилиндр.

В жизни встречаются не только они, но и их трансформации. Например, форма яйца – деформированная сфера.

Помните, все построено из базовых форм. Так что уясните это и хорошенько изучите их.

Светотень

Помогает передать форму, объем, фактуру объекта, глубину пространства. Если правильно наложить светотень, то «прочитать» изображение будет легко. Проверьте. Переведите любой свой рисунок в режим Grayscale. Он все еще «читается»? Понятен?

Построение фигур, объектов

Умение построить объект – очень важный и полезный навык. Ошибка в построении непременно скажется на конечном результате – рисунок выйдет кривым.

Когда вы обучаетесь построению по примерам из жизни или рефам, вы разбиваете объект на простые формы. Когда рисуете «из головы» – наоборот: вы из базовых форм строите целое.

Знания по построению объектов особенно пригодятся при рисовании фигуры. Помогут передать форму, движение, правильно отобразить пропорции.

Прежде всего их можно почерпнуть у Эндрю Лумиса (Andrew Loomis) («Забавы с карандашом» («Fun with a Pencil»), «Обнаженная натура. Руководство по рисованию» («Figure Drawing for All It’s Worth»), «Рисование голов и рук» («Drawing the Head and Hands»)).

А также у Вилппу (Vilppu) (видеоуроки, «The Vilppu Drawing Manual») и Майкла Хэмптона (Michael Hampton) («Рисование фигуры: композиция и создание» («Figure Drawing – Design and Invention»)).

Кого из них выбрать – вопрос личных предпочтений. Но лучше всего – изучите книги всех трех авторов. Начните с того, кто больше всего вас привлекает.

Чем больше вы будете практиковаться в изображении телодвижений, тем более плавными они будут у вас получаться, а ваш персонаж будет становиться все более подвижным и живым. Знание анатомии поможет придать вашим героям человеческий вид.

Перспектива

Другое фундаментальное и очень важное понятие. Она необходима для того, чтобы правильно изобразить объекты друг относительно друга в пространстве. К сожалению, ее многие игнорируют. Знание о ней пригодится при построении транспортных средств, архитектуры и т. п., а также при рисовании природы или фигуры.

Для того чтобы ее изучить, подойдет любая книга о перспективе. Например,«Объемный рисунок и перспектива» («Perspective Made Easy») Эрнеста Норлинга(Ernest Norling).

Композиция

Придает картине цельность, соподчиняет ее элементы друг другу и замыслу.

Правила и приемы композици:

  • сюжетно-композиционный центр;
  • симметрия и асимметрия;
  • статика и динамика;
  • ритм;
  • контраст;
  • нюанс;
  • акцент;
  • аналог и т. п.

Умение копировать

Самый необходимый навык для художника. Это первый шаг на пути к анализу и изучению рефов и работ других художников с целью самосовершенствования.

Одно из самых известных упражнений по копированию – нарисовать портрет Игоря Стравинского Пикассо вверх ногами. Когда изображение перевернуто, сложнее линии ассоциировать с понятиями.

Почему бы вам не попробовать проделать упражнение прямо сейчас? Возьмите листок бумаги и карандаш.

«Портрет Игоря Стравинского» Пабло Пикассо (вверх ногами)

Итак, попробуйте скопировать портрет, не поворачивая листок бумаги, пока не закончите. Ну как? Получилось?

Есть и другие упражнения: рисование по сетке, с помощью кальки и негативных пространств.

Вот пара книг вам в помощь:

После того как изучите одну из них (или даже обе), начните рисовать объекты, предметы из жизни. Естественно, лучше делать это как можно чаще.

В дальнейшем начните анализировать то, что копируете. Разбивайте крупные объекты на базовые формы. Разберитесь в том, как положена светотень. Почему именно так? Как влияет отсвет? Как изобразить мокрую поверхность?

Чистая линия

Типичная ошибка новичка – «куриные царапки», или «волосяная линия». Она получается такой, когда вы проводите по своей линии много раз.

Не делайте так. Используйте чистую линию. Стремитесь к тому, чтобы она была уверенной, ровной. Если вы не знаете, где провести следующую линию, подумайте об этом, а не рисуйте как попало.

Конечно, чистые линии рисуются поверх начального наброска, но даже он не должен страдать «куриными царапками». Считайте скетч своим арт-планом. Благодаря чистым линиям ваша картинка будет ясной, понятной и вам не придется гадать, что вы изобразили и какая линия правильная.

Знание, где и как провести линию, – это часть базовых знаний о рисовании.

* * *

Помните: все взаимосвязано. Поэтому изучать надо не по отдельности: сначала светотень, потом анатомию, затем композицию и т. д., – а все вместе, начиная с чего-то простого и двигаясь к чему-то более сложному, то есть следует начать с простой световой схемы, композиции и т. п. и затем постепенно усложнять их.

Как достичь цели?

Итак, «багаж» собран, цель определена, пора двинуться в путь! Но как же достичь вашей цели? Что делать со всем тем, что «вы взяли с собой»?

Вот практические советы:

1. Рисуйте то, что вас окружает: цветы, здания, животных, посуду… Все что угодно. С каждым разом вы будете все лучше и лучше чувствовать форму, глубину и понимать, как лежит и почему именно так светотень.

Рисуйте с фотографий, «из головы». Анализируйте. Снова рисуйте и снова анализируйте. Рисуйте как можно чаще. Увеличивайте вашу визуальную библиотеку и набирайтесь опыта.

2. Рисуйте людей. Найдите специальные курсы, занятия, на которых вам будет позировать модель. Или рисуйте своих друзей. Или себя. Не важно. Главное, рисуйте. И как можно больше.

Делайте быстрые наброски телодвижений и поз. Чем больше практики, тем лучше результат: персонажи будут становиться все более живыми и энергичными.

Полезные сайты:

3. Изучайте рефы. Будь то реальный объект, фотография или работа мастера. Не суть. Главное — анализ. Изучив референс, вы сможете использовать его целиком или только часть в вашей работе.

Техники живописи и рисунка лучше всего изучать по картинам великих художников.

4. Вылезайте из зоны комфорта. Не нравится рисовать, к примеру, коал? Кажется, что это слишком сложно, и они у вас всегда не получаются? Тогда рисуйте их так часто, пока не научитесь и пока работа не принесет вам удовлетворение. Остановиться на чем-то одном значит стагнацию. Поэтому двигайтесь вперед: продолжайте бросать вызов самому себе, продолжайте совершенствоваться! Расширяйте свои границы!

* * *

Эти советы пригодятся всегда, независимо от того, как далеко вы продвинулись на вашем пути. Вся дорога от начала до конца – это практика, оттачивание навыков.

Навигаторы

Ну и конечно, какое путешествие без навигатора, будь то компас, человек или путеводитель. Он вас направит и не даст сбиться с пути. А возможно, и даст пару советов или поделится своими знаниями и хитростями.

А вот и несколько навигаторов для вашего путешествия в мире рисования!

Книги по рисованию

Для новичка:

Для опытного художника:

Книги по рисованию животных

Книги по рисованию окружения

Книги по рисованию комиксов/анимации

Каналы на Youtube

Другие ресурсы

Произвольные уроки, спидпеинты… и сообщества!

Используйте любой ресурс, какой сможете. Но будьте осторожны: существует множество людей, которые, сами толком не умея рисовать, пытаются обучить рисованию других. Будучи новичком, вы часто не способны отличить хорошее от плохого. Поэтому советуйтесь со своим преподавателем или более опытными художниками или следуйте рекомендациям.

Участвуйте также в сообществах:

Там вы можете узнать много нового, поделится своими работами. Да, велика вероятность столкнуться с критикой, и она, скорее всего, будет неприятна и больно отзовется в вас. Но она необходима и важна: позволит оценить вам свой уровень и увидеть ошибки. Так что не бойтесь, не опускайте руки, воспринимайте ее как вызов. И двигайтесь только вперед!