Пошаговое создание иллюстрации
Вступление
Некоторые из вас, возможно, помнят, что я уже публиковала урок, посвященный созданию простых пейзажей в программе Painter в 24-м выпуске журнала 2d Artist. И вот недавно ко мне обратились с просьбой описать процесс создания одной из моих работ в матовом стиле, под названием Stranded («Покинутый»), который также был создан в Painter.
Лично мне понадобились целых три месяца, чтобы выбрать любимые инструменты в Painter, которыми и пользуюсь в настоящее время. Однако, я советую вам пробовать новые инструменты при создании ваших работ. Ведь на вкус и цвет…
В данной краткой истории создания мы побеседуем о важности цветовой схемы и композиции, а также о том, что происходит с удаленными от зрителя элементами композиции. Мне пришлось попотеть, работая именно над этими элементами, и мне хотелось бы теперь поделиться своими открытиями с вами, в надежде на то, что вы сможете взглянуть по-новому на ваши собственные работы, а также и на мир вокруг вас.
Пейзажи
Я начну с того, что коротко опишу типы пейзажей. Вообще, можно выделить два типа пейзажей: первый можно встретить как отдельную иллюстрацию, что означает, что иллюстрация должна быть достаточно интересной, чтобы самостоятельно увлечь зрителя; второй же тип – «вспомогательный», который служит для того, чтобы создать жизненное пространство вокруг какого бы то ни было персонажа.
Stranded был создан для книги «Мэт пэйнтинг 2», выпущенной издательством Ballistic Publishing. Это одна из немногих картин, над которыми я работала с удовольствием! (Кстати, во многом в работе помогла соответсвующая тематическая музыка). Работа была готова уже через шесть часов. Довольная, я уселась поудобнее и воззрилась на результат своих трудов и не сразу смогла поверить, сколько удовольствия доставила мне эта работа. Я бросилась искать форум художников в матовой технике, чтобы поскорей поделиться своим результатом…и тут же узнала, что моя работа – полный «мусор», т.к. формат ее был якобы неправильный и она была преимущественно написана «от руки». Меня еще никогда не разносили за то, что я рисовала «вручную». Возможно, мой подход к мэт пейнтингу может кому-то показаться несколько «старомодным», однако, может быть, он подойдет именно вашему стилю.
Композиция
Stranded («Покинутый») – это картина в стиле мэт-пейнтинг, в центре которой находятся фотографически точные белые дома – это так называемый базовый узор – которые окружены нарисованными вручную полями, деревьями. Также присутствует покинутый дирижабль. Чтобы рисунок получился интересным, но дирижабль не выходил на передний план, я решила установить точку обзора высоко в воздухе. Благодаря этому стало возможным показать множество различных изменений ландшафта, что интересно как художнику, так, надеюсь, и зрителю.
Сама картина может быть легко разделена на три части: нижняя, ближайшая к зрителю, из-за чего в ней присутствуют наиболее темные тона; средняя, которая направляет взгляд к покинутому дирижаблю возле домов, и поэтому окрашена в более светлые тона; и, наконец, небо, которое непосредственно связано со средней частью, так как все предметы, видимые на удалении, начинают сливаться с цветом горизонта.
Цветовая палитра
Палитра «Покинутого» довольно разнообразна. В ней представлены менее насыщенные варианты почти полного спектра радуги, благодаря чему картина становится более интересной. Цветовые вариации позволяют создать глубину, а также направляют взгляд зрителя на конкретные объекты. В то время как облака выдержаны в розовато-белых тонах, небо окрашено в ярко голубой цвет, что создает нежный цветовой контраст. Когда тучи сгущаются в массивные образования, заслоняя собою солнце и впитывая часть цвета горизонта, создается ощущение приближающейся опасности, например, грозы.
Дирижабль и дома также выдержаны в палитре с преобладанием беловатых оттенков, обогащенной сероватыми и коричневатыми тонами. Это немедленно приковывает к ним внимание, поскольку они заметно выделяются на фоне более темной поверхности земли, окружающей их. Чтобы направить взгляд зрителя между облаков, домов и дирижаблем, мне также пришлось осветлить область вокруг домов. Надеюсь, это заставит взгляд зрителя переходить взад-вперед между дирижаблем и облаками и задержит его в пределах картины.
Горизонт
В молодости, когда я только начинала серьезно интересоваться ремеслом художника, мне было совершенно очевидно, что я начну видеть окружающий меня мир совершенно другими глазами. В рамках этого познания мне было крайне важно установить из каких цветов состоит объект, или же почему некоторые элементы на картине кажутся очень реалистичными, в то время как другие нет. Помню, я как-то раз сидела в машине и рассматривала бесконечную даль полей и деревьев, как вдруг меня осенило. Оказывается, горизонт тоже влияет на наше восприятие окружающего мира! Я тогда осознала, что область деревьев, находящаяся ближе всего ко мне, казавшаяся такой темной, что можно было подумать, будто она черная, на самом деле имела темно-фиолетовый цвет. А когда я посмотрела по сторонам, то увидела, что деревья становились все более синеватого оттенка по мере того, как увеличивалось расстояние. И эта синева шла от горизонта. Честно говоря, в этой уловке ничего сложного нет, но мне никто тогда не рассказывал ни о чем подобном, поэтому я была поражена и получила дополнительный творческий стимул!
Описанное выше явление очень хорошо демонстрирует снимок экрана, который я здесь привожу. Поскольку все объекты и субъекты на картине влияют на цвета друг друга, я решила сделать тона очень похожими в местах, где они соприкасаются, а также последовательно увеличила синеву небосвода, по мере его удаления от переднего плана картины. Также более убедительной картину может сделать правильный выбор цвета горизонта. Например, я заметила, что во многих новых играх горизонт выдержан в приятном взгляду ярком тоне, что делает его более убедительным, чем простые голубые небеса в старых играх.
Освещение
Должна признаться, я никогда особо не умела пользоваться освещением, так как мне никогда не приходилось работать с убедительными источниками света. Однако на картине «Покинутый» вопрос света гораздо проще. Поскольку мир там представлен сверху, мне не пришлось ломать голову над тем, как свет будет выглядеть на поверхности трехмерных объектов. Единственным, о чем мне пришлось побеспокоиться, было положение солнца и облаков, которые невидимы для зрителя.
Также на картине присутствуют несколько освещенных областей, задача которых – привлечь внимание зрителя к определенным местам. Конечно, эти освещенные области должны оправдываться убедительным источником света. А поскольку мы видим все сверху, мне просто пришлось додумать, где должны были бы располагаться облака, что и решило проблему! Изобразив массивные облака, частично закрывающие солнце, я сделала намек для зрителя, что где-то должны быть еще облака, влияющие на освещение сцены, поэтому можно заявить: «такая сцена вполне возможна и убедительна». И решение найдено.
Детали
На моей картине «Покинутый» присутствует, как может показаться, огромное количество деталей, однако я ее создавала всего лишь нанося множество мелких штрихов после того, как была нарисована база. Для добавления деталей я обычно использую кисти Real Bristle Brushes («Кисти с настоящей щетиной») в сочетании с Artists Oils («Масляные краски»). Чтобы было понятнее, что я имею в виду, я сделала несколько снимков экрана в высоком качестве, показывающих различные части картины.
Выводы
Когда вы серьезно заинтересованы в том, чтобы научиться чему-нибудь новому, советую вам учиться самостоятельно. Тогда другие не смогут отобрать у вас удовольствие только потому, что у них получается лучше, чем у вас. Когда речь заходит о новых для вас темах, например, о создании портрета, либо же о работе над сложным пейзажем, рекомендую сначала прочитать хорошую книжку на эту тему, либо найти подробную статью в Википедии. Так вы сможете сориентироваться, изучаете ли вы, собственно, именно то, что вам необходимо для овладения данным видом живописи. Вы должны сами научиться понимать, являются ли советы, которые вы получаете от других, полезными лично для вас, и не отвлекают ли они вас от вашей первоначальной цели.