Миф о фултайм-художнике

Почему художнику не обязательно работать целыми днями и что делать тем, у кого не хватает времени на творчество.

Прим. переводчика: В английском языке есть замечательное слово «artist» характеризующее все творческие профессии, начиная с художников и заканчивая писателями. К сожалению, русского аналога, который бы уложился в одно слово, нет. Поэтому далее речь будет идти о художниках (у нас CG-журнал, как-никак). Но все эти советы применимы к любой творческой деятельности.

Не нужно работать 8 часов в день, чтобы быть художником

«У меня просто не хватает времени на творчество».

Это я слышу сплошь и рядом. Люди считают, что у них никогда нет времени, чтобы сосредоточиться на творческих проектах. И это можно понять. Но мне кажется, будь у нас хоть в 10 раз больше времени, большинству бы это не помогло.

Да и не так много людей могут быть креативными по 8 часов в день.
Стивен Кинг, автор более чем 65 книг, пишет всего по 4–5 часов в день. Композитор Игорь Стравинский, отличавшийся своей творческой плодовитостью, также считал, что может работать над композицией не более трёх часов в день.

Энтони Троллоп написал 47 романов, но при этом редко работал больше чем 3–4 часа в день. Писатель однажды сказал: «За три часа в день можно произвести всё, что нужно. Однако надо тренировать себя таким образом, чтобы эти три часа работать непрерывно.»

Писатель и философ Жан-Поль Сартр поддерживал эту идею работы небольшими «творческими всплесками». Сартр говорил, что «Чтоб быть продуктивным, не обязательно очень много работать. Три часа поутру и три вечером — таково мое правило».

Прим. переводчика: Цитаты выше взяты из книги Мейсона Карри «Режим гения. Распорядок дня великих людей», которой, по-видимому, и вдохновлялся автор статьи.

Это, конечно же, лишь примеры, а не рецепт творческого успеха. Никакой магии. Я просто хочу отметить, что тот настрой и уровень концентрации, которые нужны для творческой работы, большинство людей может удерживать лишь несколько часов в день. Затем наступает эмоциональное истощение.

За редким исключением, даже те, кто могут работать весь день, разбивают креативный процесс более рутинными задачами (деловая переписка, технические проблемы, маркетинг и т. д.).

Мы не хотим идти на компромисс

Проблема не в том, что мы можем работать всего несколько часов подряд, а в том, что недостаток времени используем как оправдание.

Это ведь отличный довод, который мы приводим в ответ на вопрос, как там продвигается наш арт-проект. Мы отказываемся идти на компромисс между делами и творчеством. И убеждаем себя, что если хотим стать профессиональным художником, должны посвящать работе весь день. Так и продолжаем ждать и обещать себе (и окружающим), что когда-нибудь обязательно найдём время.

И чем больше откладываем, тем сложнее потом начать. Но об этом обычно стараются не думать.

Когда 1+1=3

Почему-то все привыкли откладывать творческую работу. Отодвигать её на второй план, даже когда нужно приложить совсем немного усилий.

Если у нас есть лишь 20 минут, чтобы вытащить кисти или сесть за письменный стол, мы сразу же решаем, что эти минуты всё равно никакой роли не сыграют. Если уж работать, так работать, верно? Зачем распыляться на мелочи до тех пор, пока не найдём время, чтобы полностью погрузиться в работу?

Мы ищем приличный промежуток времени, который можно было бы посвятить искусству. Например, творческий отпуск на полгода, двухнедельный отгул или хотя бы свободный уикенд, чтобы сдвинуться с мёртвой точки. Мы верим, что когда возьмёмся, то сможем продолжать работу над проектом и дальше, уже на фоне шума и суеты повседневной жизни.

И так мы ждём, ждём, ждём… но ничего не меняется. Возможность никак не появляется…

А что, если есть другой путь?
Может не стоит ждать идеальной возможности, а просто сесть и порисовать всего несколько минут в день?

Возвращаем себе творческую энергию по 10 минут в день

Знаю, звучит как заголовок типичного поста, которыми нас кормят в соц. сетях. Но что, если мы и в правду можем изменить свою творческую жизнь, просто выделив на неё 10 минут в день?

Если вы уже работаете художником в офисе или у вас и так хватает времени, то к вам мой совет не относится. Он для всех остальных, кто никак не может вырваться из вечного водоворота домашней и рабочей рутины.

Вопрос: Много ли ты сможешь сделать за 10 минут в день?
Ответ: Немного (но суть не в этом)

Когда я предлагаю людям попробовать такой метод, они обычно спрашивают: «Какой смысл работать над проектом 10 минут в день? В конце концов, что можно сделать за это время?»… Безусловно, немного.

Но здесь они не улавливают саму суть, т. к. смотрят на проблему не под тем углом.

Большинство из нас рассматривают работу с точки зрения производительности. Как много страниц мы написали или сколько нарисовали рисунков? Для нас это такой метод измерения успеха или неудачи. Но смысл не в том, чтобы считать, сколько мы можем сделать за день, а в том, чтобы просто сесть и начать это делать.

Самое сложное — начать

Возьмите за правило: каждый день вы садитесь за стол и работаете 10 минут. Как минимум, чтобы не забыть, что для вас значит творчество.

Иногда самое сложное (в любой работе) — это собраться с духом и начать. Поэтому важен сам факт того, что вы сядете и поработаете хотя бы несколько минут в день. 10 минут может найти каждый, и благодаря этому ему не придётся ежедневно жалеть о том, что он даже не прикасался к своему проекту.

Со временем это входит в привычку, и вы уже автоматически настраиваетесь на работу, когда появляется время. Чем чаще вы работаете, тем меньше боитесь делать что-то новое. Вы заметите, что исчезает этот подспудный страх (или лень) взяться за кисть и начать творить.

Поверьте, эти минуты того стоят.

10 минут — это только начало

Не забывайте, что это лишь отправная точка.

Постепенно нужно перестать отсчитывать своё обязательное время. Дело не в его количестве. Главное, чтобы у вас была возможность творить. Каждый день. И не так важно, проработаете вы 10 минут или 10 часов.

Временами вы будете с трудом высиживать пресловутые 10 минут, и это нормально. В иной день втянуться в работу будет легко, и оторвавшись, вы обнаружите, что прошло уже несколько часов.

Как говорил Пабло Пикассо, «Вдохновение существует, но оно приходит во время работы».

Просто попробуйте и посмотрите, что из этого выйдет.