Первичный и вторичный: два фокуса в изображении

В рисовании и иллюстрации присутствуют основы композиции, которые должен знать каждый. Главным среди них является фокусный центр.

Фокусный центр – это главный фокус рисунка, будь то человек, объект или абстрактная часть изображения. У человека, как и у других млекопитающих, бинокулярное зрение, поэтому мы не просто «видим», а инстинктивно фокусируемся на чём-то. Если только мы не разглядываем волшебную 3D-картинку, нашим глазам комфортно смотреть лишь на изображение с чётким фокусным центром. Когда он определён, мы позволяем взгляду побродить по рисунку и воспринять другие детали.

Добиться чёткого фокусного центра не так уж сложно. Вот несколько инструментов, которые вам помогут:

Контраст (абсолютно обязателен)

Комплементарные цвета (подраздел контраста)

— И общая структура

Однако эти правила соблюдаются в живописи и иллюстрации, которые преследуют немного иные цели в отличие от комиксов. Комиксы, даже один-единственный кадр, используют искусство визуального повествования, что подразумевает особые требования к управлению взглядом читателя. Одного фокусного центра может хватить для некоторых панелей или кадров, но часто в комиксе нужно использовать несколько фокусных центров в одном изображении не только для того, чтобы читатель двигался последовательно, но и росло его волнение, и он все больше погружался в историю.

Последовательный комикс – это не просто последовательность кадров; отдельные изображения движут взгляд в нужной последовательности. Существует иерархия фокусных центров, которая ведет читателя через визуальное повествование. Выше в кадре из FamilyMan мы видим, что вышеупомянутые «инструменты фокусного центра» были использованы, чтобы создать прекрасный кадр, но затем композиция разбивается, фокусируясь сначала на мужчине, затем на женщине. Чёткую иерархию внутри кадра устанавливают другие продвинутые техники.

Взгляд движется слева направо:

В западных комиксах панели и текст читаются слева направо, так что в интересах художника воспользоваться этой естественной привычкой читательского взгляда. Если не заставить сделать обратное, читатель посмотрит на верхний левый угол страницы комикса и будет двигаться направо. Читатель также инстинктивно будет смотреть в том же направлении, что и персонаж, и в данном кадре художник воспользовался обеими этими привычками. Мы начинаем с мужчины, который смотрит на женщину, на которой мы затем и фокусируемся.

Рамка:

Рамка, созданная книгами и книжной полкой, не даёт взгляду соскользнуть вниз. Это усиливает предыдущую технику, когда взгляд движется слева направо. (Заметьте, что небольшой пробел среди книг рядом с рукой женщины привлекает взгляд к третьему и менее заметному фокусному центру – письму).

Мягкое разделение через негативное пространство:

Что сильно разделяет два фокусных центра, так это негативное пространство с малым количеством деталей и низким контрастом, где глаз не задерживается. Оно создаёт своеобразный трёхмерный треугольник: если бы наши глаза стреляли лазерами, луч прошёл бы через мужчину, срикошетил от стены и попал бы в женщину.

Первичный и вторичный уровни контраста:

Едва различимо, но светотень, окружающая мужчину, более контрастна, чем окружающая женщину. Это служит для усиления инструментов, упомянутых выше.

Данные техники преобладают и в первом изображении, которое я показывал, где Кимико является главным фокусным центром, а её сумка — вторичным:

Как видите, необходимые инструменты слегка отличаются, отчасти из-за большего количества цветов и других композиционных требований (например, картинка с Кимико имеет более сложную рамку, так как использует перспективу с тремя точками вместо одной). Усвойте урок, что не существует единственного способа заставить их работать; вы можете использовать одни инструменты, а не другие в зависимости от того, что требует изображение. Вдобавок нужно заметить, что мы не ограничены двумя фокусными центрами. От комикса к комиксу их может быть больше. Всё зависит от того, что требует повествование.

Ключевой момент: неважно, в каком стиле, комикс – это визуальное повествование. Если мы установим чёткую последовательность важных деталей, читатель будет активен и вовлечён. Увлеките его в свой мир и задержите на немного.