Рисуем животных: позы разные нужны, позы разные важны 

Когда я была маленькой, я вредничала: «зачем мне учебники, зачем мне какие-то позы, я и так способна нарисовать животное как единое целое». Но, спустя много упущенного времени, я поняла, что таким отношением к рисованию я тормозила собственный прогресс. Теперь я знаю, что построение позы – важнейший этап рисования. Хотите узнать, почему? Или уже знаете, но позы вам всё еще не поддаются? Этот урок я создала специально для вас.

Что такое поза?

Поза – это упрощенное изображение скелета объекта. Поза определяет общую форму тела, его положение в пространстве и ракурс. Каждое существо находится в какой-нибудь позе, даже само того не планируя, и эту позу можно изобразить схематично.

Поза представляет собой скелет, поэтому она включает суставы и кости, а некоторые части схематично сливаются в целое, для удобства восприятия. Нет единого правильного метода рисовать позы, но есть единая цель: представить скелет, в каком бы то ни было стиле. Лично я создаю позы сразу на основе мышечной массы существа.

Почему это так важно?

Поза – вроде минимальной единицы в анатомии. Если пропустите её создание, то вашему существу грозит бесхребетность. Да, может вам и повезет, и вы нарисуете позу удачно. Но часто ли вам будет везти? Талант и внтуреннее чутье помогут вам нарисовать что-то или кого-то. Но когда вас спросят: «как ты это делаешь?», что вы ответите? «Я просто так чувствую». Ага, да. И ничего не знаете. Всё просто: рисовать, обучаясь – залог понимания того, что вы рисуете.

Так что же талант, не уж-то не главное? Если вы не знаете, почему же ваш прекрасный рисунок выглядит прекрасно, вы наверняка не понимаете, почему ваши ужасные рисунки выглядят ужасно, и поэтому даже не догадываетесь, как исправить их. Вы можете поступить хитро: рисовать всегда в трех-четырех позах, которые у вас получаются, а остальные – избегать. Они ведь слишком сложные. И даже если вы станете популярным художником с кучей фанатов и лайков, в глубине души вы будете ощущать, что на этом прогресс закончится. Интуиция, талант, и всё, на что вы надеялись, дальше вас не повезут!

Прыжок в реализм

Над рисунком можно тщательно поработать: детально прорисовать животный мех, придать живой блеск глазам, но никакой естественностью пахнуть не будет. Возможно, на этапе скетча, в месиве спутанных линий будет проглядывать реалистичный образ, но дальше дело не пойдет. Так вот, первое, о чем стоит позаботиться, если мы нацелены на реалистичность, — правильно построенная поза. Можете мне не верить, но сама по себе поза может спасти рисунок, даже если вы рисуете… не очень!

Есть ли в вашей коллекции рисунок, над которым вы корпели так долго и вдохновенно, а получился он плохо? Отсканируйте его и попробуйте изобразить схематически позу поверх рисунка. Смотрите, как это сделала я: отметила кости и суставы, вышел простой и понятный рисунок. Теперь видите ошибки? Сейчас мы их исправим.

Кстати, ниже вы можете наблюдать мои первые рисунки драконов. Я рисовала их для друзей в далеком 2007, что мне было знать о драконах? Что мне было знать об анатомии? Я просто рисовала. И вот, пожалуйста: двойная грудная клетка, сломанная передняя лапа. Этого в планах у меня не было…

Универсальность скелета

Хотя каждое животное отличается своим особенным строением (с небольшими межвидовыми различиями), позвоночные обладают единой концепцией строения. Это значит, что части скелета универсальны, но их форма, расположение и функции различны. Изучив их, и внимательно посмотрев на животное, вы сможете нарисовать его правильно!

Из чего состоит поза

Хотя мы чаще рисуем в 2D, изначально формы следует представлять в уме в 3D. Таким образом, нам будет легче ими оперировать. А еще так легче следовать правилам перспективы.

Грудная клетка

Эта часть скелета состоит из ребер, но если животное здоровое и сытое, их можно не рисовать. Просто изобразите вытянутый шарик. Это будет самая большая составная часть тела, передняя часть туловища. На вершине шара будет находиться надплечье – небольшой овал, включающий линии ключицы и лопаток. Даже если у животного это место не выделено на теле, его следует отметить на позе, потому что к нему примыкают передние лапы.

Бедра

Бедра – это сложная структура, меняющая форму с разных ракурсов. К счастью, они встроены в тело, а это облегчит нам их рисование. Фактически, мы рисуем не их самих, а то, что они делают:придают форму задней части туловища, соединяют ноги, определяют положение хвоста. Можно изобразить их в виде шара и трех линий – одна для определения ширины, другие две – как пометки разных сторон. Шарики, которые пересекают эти линии – это места, откуда начинаются задние лапы.

Кости

Технически, весь скелет – совокупность костей, но нам необязательно рисовать все. Нас интересуют длинные ровные кости. Рисовать их можно ровными простыми линиями, которые соединяются суставами. Ширина роли не играет, а вот за длиной следите: это гарантия правильных пропорций.

Суставы

Суставы связывают две кости. В точках суставов кости можно двигать относительно друг друга (в определенной мере и направлении, конечно же). Суставы изображаются шариками на схеме позы.

Позвоночник

Позвоночник состоит из позвонков, что-то вроде ряда костей и суставов друг за другом. Мы можем изобразить его как линию, соединяющую голову, грудной и тазобедренный отдел воедино. Хвост – продолжение позвоночника у животного.

Череп

Череп варьируется между классами и видами животных, его детальное изображение отложите на потом, а для начала нарисуйте упрощенный прототип нужного размера.

Конечности

Хотя животные могут иметь четыре лапы, они не одинаковы. Локти передних лап (аналога человеческих рук) у животных направлены назад, а колени задних лап (аналога человеческих ног) направлены вперед. Удобно держать в голове, что эти основные суставы направлены к центру тела.

Конечность состоит из трех частей:

— плечо/бедро;

— предплечье/икра;

-кисть/стопа.

Так как многие животные ходят на пальчиках, это можно считать четвертой условной частью конечности.

Зная это, вы можете с легкостью сравнить тело животного со своим, и использовать себя как общий референс.

Уделяйте особое внимание рамкам возможного. Кость может двигаться в стороны до определенного предела, и если мы его переступаем, зрителю видится явный перелом.

Распространенная проблема при создании динамической позы – определить пропорции и положение трех составных частей конечности. Есть предложение! Лапы определяют направление конечности. Двигайте остальные части животной конечности вслед за кистью/стопой. Когда вы идете, вы ставите стопу на землю, а остальные части ноги следуют и содействуют этому. Вы редко двигаете локтями в ненужную кисти руки сторону. Ну разве что в спортзале. Так вот, почему же многие рисуют лапу/кисть/стопу в самом конце, если она – причина движения всей конечности в целом?

Что делать:

  1. Определите максимальную длину конечности и пропорции между её составными частями;
  2. Нарисуйте лапу где угодно в пределах радиуса движения и длины всей конечности;
  3. Разделите линию между лапой и телом на участки той же длинны, которую вы определили в самом начале.;
  4. Нарисуйте остальные части конечности. Помните: чем больше расстояние, тем больше угол.

От холки до крестца

Позвоночник определяет общую линию силуэта. Он врастает в череп (сзади у животных и снизу у людей), затем спускается между лопаток, пересекает бедра и заканчивается кончиком хвоста. Подвижность разных животных может различаться, но вы снова-таки можете рассматривать свой позвоночник как референс. Кого бы вы не рисовали, лучше начинайте с позвоночника.

Основные позы

Лежачая поза

Лишь некоторые конечности будут видимыми у лежачего животного. Как же быть с длиной? Если вы научились работать с позами, то вам будет легко решить эту задачу. Не поленитесь и нарисуйте схематично положение всех конечностей, а затем определите, какие из них будут прикрыты телом.

Сидячая поза

Легкая поза, просто разместите задние лапы на полу, потренируйтесь оформлять складки бедер. Снова поразмыслите над тем, как и где тело будет прикрывать конечности.

Бег и прыжки

Лучшее, что можно предложить – понаблюдать за животными, чтобы понять, какой цикл движений они используют для перемещения в пространстве.

У меня готова поза, что дальше?

Так держать! Теперь вы можете покрыть тело мускулами, затем кожей и шерстью. Что бы вы дальше не творили с телом, оно будет выглядеть естественным, даже если ваша техника хромает. Надеюсь, я убедила вас, что поза – это важно, какое бы существо вы не рисовали. Даже фантастическое существо можно нарисовать реалистично, применив знания об универсальности скелета.

Хочу прокачать этот скилл!

Найди свои старые рисунки и попробуй их исправить 🙂