Художник Джон Уоткис разбирает композиционные и анатомические аспекты иллюстрации к Тарзану.
Принципы и техники — вот два ключевых слова в сфере иллюстрации. Композиция, структура и эмоции составляют основы рисунка, а способ, которым мы воплощаем их в нашей работе выражаются в техниках.
Работа с любым из доступных материалов — это техника. Без знания основ рисунка бесполезно изучать технику масляной живописи, рисования карандашом или работы в Photoshop.
В этом уроке я постараюсь гармонично отобразить обе стороны. Многие погрязают в мастер-классах по технике рисунка, но забывают о композиции. У техники рисунка в этом плане много общего с последствиями — они часто захватывают нас настолько, что мы забываем о причине. Работа выделяется среди остальных благодаря правильному внутреннему контрасту, а правильность контраста зависит от наших знаний о светотени. Я призываю вас развивать разносторонний подход к рисунку, ведь в результате этого можно добиться куда большей точности в выражении своих задумок на бумаге.
Подведем итог в нашем взгляде на технику рисунка: техника — это язык, а основы — это мысли. Мысли без языка бесполезны. Я покажу, как я рисовал эту иллюстрацию, используя перо и карандаш, и все средства и способы, которые я использовал. Эту технику я развил за долгое время работы в киноиндустрии, в попытке найти наилучший для меня способ выражения. Так давайте же начнем — и не забывайте получать удовольствие!
1. Композиция
Несмотря на то, что основной темой статьи является фигура Тарзана, я по привычке начну с композиции, как с важной стадии рисунка человеческой фигуры.
Я набросал прямыми линиями динамичный силуэт Тарзана на фоне заднего плана. Таким образом создается фундамент для живой человеческой фигуры.
2. Обобщенный скелет
Следующий этап заключается в построении основы скелета. Я сгруппировал кости так, что одна форма обозначает одну группу костей.
Черным я обозначил элементы с одной костью, прямоугольными формами — две или более кости. Кости ног, рук, стоп и кистей асимметричны, в то время как череп, грудная клетка и таз симметричны.
3. Подробный скелет
Без предыдущей структуры мы не смогли бы приступить к детализации скелета. Как уже упоминалось, важно сравнивать симметричные и несимметричные кости.В этой схеме я подписал наиболее важные кости. Позже вам станет понятнее, почему понимание их симметрии и асимметрии так важно.
4. Обобщение мышечной структуры
И опять же, я сначала группирую мышцы с целью дальнейшей детализации до анатомически верной фигуры. Заметьте, что асимметричные группы мышц соответствуют асимметричным же костям, а цельные массивы мышц покрывают симметричные кости.
5. Детализация мышечной структуры
От общего к частному — главный принцип композиции. Движение и расположение мышц играют в ней немаловажную роль. На рисунке вверху я подписал некоторые наиболее значимые группы мышц.
Их названия на латыни могут показаться немного сложными, но я хочу подчеркнуть, что куда более важно запомнить особенности их формы, нежели латинские термины.
6. Контур фигуры Тарзана
Попробуйте соотнести предыдущую схему с внешним контуром этого наброска. Не торопитесь и внимательно изучите симметричные и асимметричные изгибы.
Хотелось бы выделить отдельную ступень обводка, так называемый поиск «обратных кривых». Заметьте, что линии контура на с обеих сторон рук различны,т. к. группы мышц движутся по-разному.
Этот же принцип действует и с ногами. Я упоминаю это потому, что, исходя из моего опыта, многие рисуют ноги и руки симметричными, с одинаковыми изгибами с обеих сторон.
7. Скульптурный аспект фигуры Тарзана
Чтобы подготовится к нанесению светотени, лучше разобрать фигуру на геометрические формы в динамичной трехмерной схеме.
До этого мы разбирали аспекты контура. Сравните эту схему со схемой из шага 2. Посмотрите, как в зависимости от нашей задачи изменилась форма таза и грудной клетки.
8. Подвижность объемной фигуры
Эта модель демонстрирует Тарзана в динамике. Если разобрать его фигуру таким образом перед тем как рисовать, то удастся сохранить «живость» рисунка. Я называю этот метод » Методом пружинистого человека», по очевидным причинам.
А основывается он на геометрической схеме, подобным той, что в предыдущем шаге.
Это отличное раскрепощающее упражнение для развития навыка рисования фигуры. После нескольких подобный набросков, вы заметите, что даже когда вы рисуете с натуры, то думаете о подобной схеме внутри фигуры модели.
9. Тоновый анализ
На этой модели я отобразил распределения тона с учетом освещения. При создании этой модели я использовал три группы тонов: свет, тень и полутень, а еще — добавил еще более темного тона (акцент), где необходимо.
10. Законченная иллюстрация
Я надеюсь, что эта работа оправдывает все проделанные шаги. Мной были проработаны все 9 ступеней ее создания. Отметьте, что на заключительном этапе я дорисовал задний план -джунгли- но не детализировал его, чтобы не отвлекать внимание от фигуры.
В завершение этой статьи, я опишу материалы, использованные мной: я рисовал наброски и накладывал часть тона карандашом Staedtler HB, для глубоких теней я использовал кисть Tombo ABT NIS.И наконец, черным карандашом Caran d’Ache я сгладил границу между тенями и полутенями.