Причины твоих страданий

Новый планшет куплен, Photoshop CS6 установлен. И вот ты такой в предвкушении, что сейчас как замахнешься рукой, и давай строгать работы, похлеще самых рейтинговых художников на Virink, просмотры зашкаливают, лайки понеслись. А потом ты возвращаешься из полубреда, захлопываешь рот, и замечаешь, что под руками какая-то странная работа… Сколько часов ты над ней сидел? Она, вообще, твоя?

Ччч, ты не один. Всех художников держат в иллюзии три коварных порока: лень, непонимание и страх. Конечно, к ним в придачу могут идти и пороки простых смертных: обжорство, гнев, похоть, но с этим разбирайтесь сами, церковь давно запостила туториал.

Итак, сии пороки прямо сейчас портят твои шедевры, но ты в состоянии им противостоять. Главное знать, с чем бороться.

Лень

Этот порок рождается тогда, когда ты используешь в Photoshop разные простейшие инструменты, думая, что они ускорят процесс рисования. Увы, над цифровым рисунком работают так же долго и мучительно, как и над рисунком в традиционном исполнении. К счастью, с ленью бороться проще всего. Она порождает ошибки мелкого, механического характера, поэтому нужно просто воспользоваться иным инструментом или кистью.

1. Инструмент «смазывание» («палец»), он же smudgetool

Особо опасен в паре с «осветлителем» (burn tool) и «затемнителем» (dodge tool)

Если ты когда-либо использовал смазывание для смешения цветов, покайся. Это вообще первая из причин того, почему твоя работа такая кривая. Истинное смешение основано на использовании полупрозрачности и плавности, поработай кистью и получишь настоящий градиент. Смазывание лишь создает резкие и причудливые переходы.

2. Дурацкие кисти

Особо опасны с «copy/paste»

Большая часть цифровых шедевров, которые попадались тебе на глаза, нарисованы с помощью обычных круглых кистей. Если ты реально думаешь, что можешь нарисовать нестандартными, но милыми кистями хоть что-то, ударь себя. Это же всего лишь штампы, которые не впишутся ни в один концепт. Прими это и прорисовывай листья, траву и прочие элементы своего рисунка сам.

3. Осветлитель и затемнитель

Особо опасен в комбинации со смазыванием

Новичкам так нравится применять эти эффекты вместо того, чтобы реально прорисовывать светотень, что у рисунка нет иной судьбы, кроме как выглядеть плоским и нереалистичным. Кроме того, замечены люди, которые очерчивают контуры разными тонами-полутонами вместо того, чтобы изначально создать силуэтный слой. Вот так легко создается нечто бесформенное, с выгоревшими светами и монохроматическими тенями.

4. Copy/paste

Особо опасен вместе с дурацкими кистями

И зря ты не хочешь прорисовывать каждый элемент заново. Думаешь, никто не заметит, что ты понатыкал везде один и тот же объект, местами поменяв его масштаб? Объекты, пусть и одинаковые физически, в разных местах рисунка по-разному выглядят и отражают свет. Шедевры выглядели бы дешевками, если бы художники променяли рисование на копирование.

Непонимание

Эти ошибки труднее исправить, потому что связаны они с твоим восприятием окружающего видимого мира, с теорией цвета и светотени. Если ищешь просветления, обратись к соответствующим урокам, ну а наша речь пойдет о типичных ошибках.

5. Отсутствие отраженного света

Особо опасно, когда в паре с недостатком контраста и белым световым бликом

Многие редко уделяют внимание отраженному свету в своих рисунках. От цветных объектов (не только светящихся) отражается цветной свет на поверхности других объектов. Если это учесть, работа станет реалистичнее, сразу станет явным взаимодействие объектов между собой, и они перестанут казаться кучкой отдельных одинаково освещенных элементов.

6. Монохромная палитра

Особо опасна вместе с недостатком контраста и перебором в смешивании

Монохромная палитра – это разные тона одного и того же цвета. Может быть, тебя и учили рисовать монохромно, но это было лишь упражнение. Готовая работа содержит множество различных цветовых составляющих. Особенно эпично художник ошибается, рисуя кожу. Ты вглядись, в ней есть оттенки голубого, фиолетового, красного и желтого. Рисуя бледнолицых, далеко не пойдешь.

7. Маленькое разрешение документа

Особо опасно вместе со сверхдетализацией

Эту концептуальную оплошность легко исправить. Начинающие художники слишком скромны, чтобы открыть полотно пошире, и вместить в него все желаемые детали. Не стесняйся. Разрешение твоего полотна всегда должно быть 300 точек на дюйм, чтобы ты мог увеличить любую часть рисунка (например, глаз) и прорисовать крохотные детали (реснички, морщинки), не увеличивая и не щуря попеременно своих собственных глаз. К тому же, после того, как ты уменьшишь своё полотно, дабы запостить, рисунок будет выглядеть аккуратнее и привлекательнее.

8. Белые блики

Особо опасны вместе с осветлителем и затемнителем

Они не плохи, но многие используют их неправильно. Белые блики придают всему слишком блестящий и скользкий вид, что позволительно, если ты рисуешь персонажа в брюликах под ливнем. Но если нет, то прекрати ставить блики на всем, что видишь. Кроме того, не злоупотребляй исключительно белым светом, источник света бывает и цветным.

Страх

Самые тяжелые ошибки порождаются страхом. Ты рисуешь что-то неправильно, потом осознаешь, что это нарисовано неправильно, но боишься исправить, потому что не хочешь сделать еще неправильней. Выход в работе над собой.

9. Недостаток контраста

Особо опасен вместе с отсутствием отраженного света и монохромной палитрой

Новички боятся тьмы. Не бойся! Тени могут сделать твою работу действительно объемной. Как, впрочем, и света. Они буквально переносят объект в трёхмерное пространство. Обрати внимание на две сферы на рисунке. Левая кажется намного объемнее, хотя на правой также присутствуют различные оттенки. Смело используй тени. Осветлить что-то легче чем затемнить.

10. Перебор в смешивании

Особо опасен в комбинации с монохромной палитрой и недостатком контраста

Пересмешивание случается тогда, когда художник берет в руки кисть-аэрограф, впадает в состояние аффекта и сглаживает весь цвет и контраст на избранной поверхности. В попытке сделать поверхность гладкой, художник превращает её в месиво. Единственный выход для тебя – не пользоваться аэрографом никогда, или в исключительных ситуациях, например, при создании цветового перехода. В любом случае, не бери его в руки, пока не будешь доволен глубиной теней на рисунке. Не превращай свою работу в зализанное нечто.

11. Множество деталей

Особо опасно со слишком маленьким разрешением документа

Это случается тогда, когда художник боится, что его работа будет выглядеть недостаточно реалистично, если он не прорисует каждый волосок. Практикуй избирательное детализирование, либо прорисовывай поверхность до тех пор, пока она не начнет в целом соответствовать задумке. Занимайся теми деталями, которые находятся ближе к зрителю, чтобы разделить планы. Таким образом, твоя работа будет иметь более адекватный вид (ну и прорисовывать будет меньше).

В заключение

Многие уроки обрываются после слов о том, что правила – не истины. И это так. Нарушая их, художники так же создают прекрасные работы. Только вряд ли они пренебрегают больше чем одним из правил. К примеру, сглаживая кожу аэрографом, можно оставить её более-менее реалистичной, учтя цвет и контраст. Даже если и нарушаешь правило, убедись, что это не беспричинно, и ты не стал заложником таких пороков, как лень, непонимание и страх. Эти советы годятся и традиционному художнику. Не забывай про карандаш и бумагу, ведь они тоже способны поднять твой уровень цифрового рисования. В конце концов, рисует не компьютер, а ТЫ.