Понимание коннотации каждой из существующих гарнитур шрифтов может помочь в выборе правильного шрифта для вашего следующего проекта.
В целом существует три основных категорий шрифтов: serif (с засечками), sans serif (без засечек, санссериф) и script (рукописный). Так как сейчас существуют уже тысячи, если не миллионы доступных шрифтов, то знание того, какая гарнитура вам нужна — с засечками, без них или рукописная — существенно сократит время, которое вы потратите на поиски. Как только вы определились с конкретным настроением, которое нужно создать, или с той эмоцией, которую ваш проект должен вызывать, вы можете воплотить это через выбор одной из трех основных гарнитур.
Различные стили надписей создают разное настроение. Удостоверьтесь, что выбираете соответствующий.
Serif, или шрифт с засечками
Шрифты с засечками можно отличить от других по наличию небольших линий или штрихов, которые простираются в стороны от букв. В тексте, который вы видите сверху, у букв “i” и “f” имеются хорошо заметные “лапки”. “S” тоже продолжается вниз и вверх на концах. Шрифты с засечками (также называемые “антиква”) — более старый тип шрифтов. Из-за их возраста они ассоциируются с классикой, романтичностью, элегантностью, формализмом и основательностью.
К гарнитуре антиквы относятся такие широко известные шрифты, как: Times New Roman, Georgia и Garamond.
Многие считают, что шрифты с засечками следует использовать в печатных работах, потому что маленькие засечки помогают нам быстрее различать разные буквы, но это так не во всех случаях.
Существует три основных вида шрифтов с засечками: гуманистическая антиква (humanist), переходная антиква (transitional) и шрифты с прямоугольными засечками (slab serif). Существует куда больше подкатегорий шрифтов с засечками, например, ренессансная антиква, барочная, новая антиква, шрифты с клинообразными засечками и т.д., но я сконцентрируюсь только на трех основных, перечисленных выше.
Шрифты группы “гуманистическая антиква” (Humanist serif typefaces) стараются воспроизвести классическую каллиграфию с использованием пера при помощи контрастирующих штрихов. Эти шрифты изначально были римскими. Иные характеристики шрифтов, относящихся в эту категорию, таковы: маленькая высота строчной буквы (x-height) и низкий контраст между штрихами. Гуманистическую антикву можно часто увидеть в напечатанных классических и традиционных произведениях. К примеру, в книгах и статьях. Шрифт на изображении выше (Adobe Garamond) относится как раз к этой подгруппе.
Шрифты группы “переходная антиква” (Transitional serif ) имеют засечки более острой формы и штрихи больше контрастируют между собой для создания ощущения силы и динамики. Эти шрифты часто используются для юридических и академических текстов. В период появления переходной антиквы сошло на нет влияние пера. Примером такого влияния может служить вертикальный нажим в округлых частях букв, или, другими словами, в самой узкой их части. В шрифтах переходной антиквы самая узкая часть букв совершенно вертикальна, в то время как в гуманистической — вертикальный нажим происходит обычно по диагонали, потому что именно так получается, когда пишешь от руки пером. Примерами переходной антиквы являются Georgia and Baskerville.
Шрифты с прямоугольными засечками (Slab Serif), или египетская антиква, или брусковые шрифты — это группа шрифтов с тяжелыми квадратными засечками, в них практически нет никакого контраста между штрихами внутри каждой буквы. Это создает дружелюбную, но все же довольно авторитетную атмосферу, например, как в какой-нибудь заявке для получение торговой лицензии. С появлением рекламы для выполнения ее задач нужны были новые, более жирные шрифты. Также к данной категории часто причисляют и однширинные шрифты. В качестве популярных шрифтов с прямоугольными засечками можно привести Courier и Rockwell.
Sans Serif, или шрифты без засечек
Шрифты группы санссериф (также называемые гротесками) считаются более современными, чем антиква. У них нет тех штрихов-засечек, которые являются отличительными для антиквы, и поэтому в названии фигурирует французское слово “sans”, которое означает “без”. Шрифты группы санссериф часто используются, чтобы обозначить что-нибудь чистое, минималистичное, дружелюбное, или современное. Наиболее популярными из них являются: Arial, Helvetica, Open Sans, Calibri и Verdana.
Шрифты без засечек часто используются в интернете для текстов большого объема, так как у них меньшее значение DPI (число точек на дюйм), которое имеют экраны, но не имеет печатный текст. Шрифты санссериф обычно легче читать детям, потому что они проще выглядят.
В семействе санссериф также различается три основных типа шрифтов: гуманистические, переходные и геометрические.
Гуманистические гротески (Humanist Sans Serif ) имитируют каллиграфию и имеют контрастирующие друг с другом штрихи. Такой дизайн хорошо подходит для текстов небольшого объема, также подобные шрифты часто встречаются в текстах, относящихся к деятельности органов власти, образовательных учреждений и к сфере финансов. Gill Sans и Whitney относятся к гуманистическим гротескным шрифтам.
Переходные гротески имеют жирные штрихи и более вертикальные и единообразные буквы, чем гуманистические шрифты без засечек. Их непритязательный и современный вид хорошо подходит для технических текстов, а также для текстов, имеющих отношение к транспорту и перевозкам.
Геометрические гротески (Geometric Sans Serif) используют геометрические формы для того, чтобы сформировать костяк букв, что создает серьезную, объективную и универсальную атмосферу. Формы букв обычно довольно простые. Таким образом, такие буквы как “a”, имеющие открытые части, будут круглыми или квадратными, и это будет повторяться случае со всеми буквами, которые имеют открытые части такого же типа. Геометрические гарнитуры обычно используются в науке и архитектуре, и их может быть довольно сложно прочитать. Europa и Futura PT относятся к геометрическим гротескам.
Script, или рукописные шрифты
Рукописные гарнитуры шрифтов (также называемые “скрипты”) обычно считаются декоративными. Задумка такова, что они должны выглядеть как рукописное написание или как каллиграфия. Но для оформления основной части текста — это не лучший выбор, потому что таким шрифтам недостает читабельности. Рукописные шрифты внутри группы наиболее пластичны и непостоянны внутри группы, чем другие, рассмотренные выше. Но как в случае с антиквой или санссерифом, и у рукописных шрифтов есть разделение на типы, каждый из которых несет особое значение. Рукописные шрифты отличаются яркой индивидуальностью, и к их выбору нужно подходить особенно осторожно и тщательно. Ведь, в конце концов, Comic Sans технически относится именно сюда.
Формальные скрипты (Formal scripts) обычно выглядят текуче и грациозно, благодаря штрихам, соединяющим буквы. Эта категория гарнитур черпает свое вдохновение в формальном письме 17-го века. В традиционных свадебных приглашениях, как правило, используются именно формальные скрипты. Также они используются для различных декорационных нужд и для утонченных работ. Шрифт Mahogany Script относится к формальным скриптам.
Казуальные скрипты (Casual script) выглядят почти как если бы были написаны от руки маркером кистью или ручкой, и поэтому они обычно воспринимаются как более дружелюбные. Казуальные скрипты часто используются в рекламных объявлениях и в других информативных текстах, так как выглядят так, будто их написали быстро. Примером казуального скрипта может послужить Black Jack.