Приемы работы с акварелью (часть шестая)

Сегодня говорим о воске и текстурных заливках.

Часть 1. Заливка и градиент

Часть 2. Сухая кисть, мокрым по мокрому

Часть 3. Наложение и разбрызгивание

Часть 4. Сграфитто, штампы, размытие

Часть 5. Спирт и соль

Воск

Шаг 1. Подготовка

Материалы: акварельная бумага ArchesCP #140, колонковая кисть 1″ Grumbacher, хозяйственная свечка, несколько восковых мелков из какого-то старого набора.

Цвета: устойчивый розовый, ультрамарин, диоксазиновый филоетовый, фталоциановый зеленый, жженая умбра.

Я подготовил все материалы и карандашом набросал простенький пейзаж.

Шаг 2. Луна?

Краешком свечи я нарисовал луну. Воска на бумаге особо не видно, и вслепую я набросал облаков.

Той же свечкой я наметил отражение луны в том, что скоро должно ыло превратиться в темное озеро.

Шаг 3. Высаживаем траву

Желтым восковым мелком я нарисовал траву и камыши по берегам будущего озера.

Шаг 4. Сопротивление бесполезно?

Всетемжемелкомядобавилдеталейвтраве. Желто-зеленым мелком я наметил линию на горизонте. Несколько точек белым мелком – и появились звезды. Напоследок барвинковым синим я нарисовал светлые участки озера.

Шаг 5. Видно ли звезды сегодня?

Я набрал на палитру насыщенного ультрамарина и начал с заливки ночного неба.

Воск отталкивает краску, так что те места, где он был нанесен, остались белыми. Вышло не совсем так, как я хотел, но я не стал зацикливаться и продолжил.

Шаг 6. Может, больше цвета?

Для заливки оставшейся части неба я добавил немного розового и фиолетового ближе к линии горизонта, чтобы оживить рисунок.

Я смешал ультрамарин и жженую умбру, чтобы получить серый и начал заливать холмы на заднем плане.

Шаг 7. Смещение цвета и тон воды

Серый выглядел неважно, так что добавил сверху слой чистого ультрамарина. Затем набрал на палитру фталоцианового зеленого и смешал с небольшим количеством того серого, который у меня уже был. Этим цветом я сделал заливку озера, выделяя все больше и больше прорисованных воском деталей.

Шаг 8. На самом деле, сопротивляться легко

Я продолжил серо-зеленую заливку, где-то оставляя участки белой бумаги, где-то не смачивая лишний раз кисть, чтобы акцентировать рефлексы на воде. С холмов кое-где краска стекла вниз, так что вписал и ее в озеро.

Помните, что этот прием требует предварительных размышлений и плана, если вы собрались использовать его всерьез, а не в качестве упражнения.

Создание текстуры при помощи папиросной бумаги

Прим. пер. — сложно сказать, что именно использует автор, потому что на русский «tissue paper» переводится и как папиросная бумага (часто встречаю, что так называют швейную кальку), и как упаковочная бумага (та, что кладется внутрь коробки к, например, хрупкому подарку). Из содержания урока ясно только, что это может быть любая тонкая бумага, которая при этом не расползается от воды. А с разными плотностями и степенью… э… гидрофобности можно смело экспериментировать.

Шаг 1. Подготовка

Материалы: акварельная бумага Arches CP #140, кисть 1½» Winsor & Newton Series 965, скомканныйлистбелойпапироснойбумаги.

Цвета: устойчивый розовый, ализариновый малиновый, зеленый.

Для начала я взял лист папиросной бумаги и хорошенько измял его. Потом набрал в одну лунку зеленого цвета, а во второй смешал малиновый с розовым.

И принялся обдумывать их судьбу.

Шаг 2. Делаем цвет

Кистью 1½» я начал заливку сверху и по краям смесью розового и малинового. Затем я обмакнул кончик кисти (с уже набранным красным) в зеленый и размешал эти цвета на листе.

Шаг 3. До того, как все укрыть

Я еще поработал над серединой, а затем как следует промыл кисть. Уже на чистую кисть набрал зеленого и закрасил им оставшуюся часть листа.

На этом этапе работа мокрая, и лист пропитан краской, а цвета – насыщенные.

Шаг 4. Убираем за собой

Я расправил папиросную бумагу и обрезал ее до нужного размера. Следя за тем, чтобы закрыть всю закрашенную область, я приложил папиросную бумагу к работе и легонько прижал. Именно легонько, чтобы сыграли морщинки и складочки.

Затем я отложил работу до почти полного высыхания.

Шаг 5. Текстура

Я знал, что в выбранных мной пигментах много связующего вещества (см. часть 4), так что папиросная бумага могла прилипнуть к работе, если бы я оставил ее высохнуть до конца.

Я приподнял уголок, чтобы посмотреть, сформировалась ли текстура, а затем очень аккуратно (чтобы ничего не смазать) снял слой папиросной бумаги.

Результат – на фото.

Создание текстуры при помощи пищевой пленки

Шаг 1. Подготовка

Материалы: акварельная бумага Arches CP #140, кисть ½» Winsor & Newton Series 965, пищеваяпленка.

Цвета: фталоциановыйсиний, зеленый

Я начал с того, что широкими мазками насыщенным синим сделал заливку от верхнего левого угла по верхней половине рабочей области. Для всех заливок я использовал кисть ½».

Шаг 2. Основа готова

Я закончил предварительную заливку зеленым, размазывая его там и тут и создавая интересные формы.

Затем отмерил на глазок квадрат пищевой пленки, отрезал от рулона и потратил еще пару минут, чтобы разлепить и расправить пленку.

Шаг 3. Укладываем пленку

Я подровнял пленку руками и прижал к непросохшей краске. Пленку пришлось чуть растянуть, чтобы она закрывала работу целиком.

Шаг 4. Притворись, будто знаешь, что делаешь

Я потратил несколько секунд, чтобы придать пленке какую-никакую форму: где-то разгладил, где-то приподнял, где-то растянул.

В этот момент все еще можно как-то повлиять на конечный результат, так что не теряйте времени.

После этого я отложил работу на просушку.

Шаг 5. Результат

У меня был учитель, который использовал этот прием в начале крупных работ акрилом. Теперь я понимаю, почему ему это так нравилось: результат удивляет и преподносит сюрпризы, и сам по себе красив.