В этом упражнении используется часовая показательная работа Себастьяна Роуза, ученика Lavender Hill Studios. Если у вас нет скульптуры или модели, продемонстрированные принципы можно применить практически к любому другому предмету.
1. Чтобы создать необходимый контраст света и тени (кьяроскуро), мы взяли белый бюст на черном фоне и задали освещение из одного источника. На ранних этапах обучения вместо живых моделей лучше использовать белые скульптуры, потому что контраст света и тени гораздо больше, скульптура не двигается, и еще ей не нужно платить!
2. Задайте рамку и «каркас» композиции: сначала верхние и нижние, потом горизонтальные, диагональные и вертикальные линии.
3. Внутри вашего каркаса аккуратно обозначьте границы областей света и тени. Это нужно для того, чтобы выявить разницу, особенно в тех местах, где тень плавно перетекает в свет. Если вам сложно увидеть эти границы, попробуйте прищуриться — ресницы сработают как экран, удалив детали и упростив контраст.
4. Нанесите темный цвет вплоть до обозначенных вами границ со светом. Вы заметите, что в некоторых местах уже не различаете границы между скульптурой и фоном, потому что ее затененные части сливаются с ним.
5. Пусть затененные участки пока остаются у вас однотонными, переходов на этом этапе делать не надо. Взгляните на работу издалека и обратите внимание, что она становится похожей на абстракцию — двутональная конструкция, состоящая из асимметричных форм.
6. Следующий этап — перейти от двух тонов к четырем. В темных областях найдите более светлые участки и точно так же в светлых — более темные. Теперь у вас два вида теней и света. Самое важное здесь, что более светлые тени и более темные светлые участки — это разные тона, и их не стоит смешивать: более темные светлые области не должны настолько темнеть, чтобы сравняться с более светлыми темными.
7. Закончив с основными формами, можно углубляться в детали. Можно выявить самые разные границы — мягкие, жесткие, невидные, четкие — в каждом случае все зависит от контраста, формы (острые углы или скругленные части), и типа тени (формы тени и ее расположения в зависимости от источника света). И наоборот, акценты практически не зависят от контуров или границ, и сильно зависят от того, на что именно вы хотите обратить внимание зрителя.