Урок китайского рисования тушью: бамбук

Вы готовы нарисовать свою собственную картину в китайском стиле?

Хорошо! Если вы не совсем уверены, что вам для этого может понадобиться, откройте статью о Материалах, где вы прочитаете о “Четырех сокровищах китайской живописи”.

Сегодня мы будем рисовать бамбук. Рисование бамбука всегда является первой темой, которую осваивают учащиеся китайской живописи. Научиться его хорошо рисовать — легче всего, и кроме того он является наиболее каллиграфичным из элементов китайской живописи. Рисунок бамбука целиком и полностью основывается на красоте линий. Вы будете потрясены тем обилием разных по своему качеству линий, которые вы можете нарисовать всего одной кистью, просто меняя угол ее наклона и силу своего нажатия.

Практикуем отдельные элементы

Начните практиковать стебли бамбука. В природе стебли поднимаются из земли и растут вверх, по направлению к небу. Также и на бумаге, когда вы начинаете рисовать стебли, поставьте кисть внизу страницы и ведите ее наверх. Прижмите ворс кисти плоско к поверхности бумаги, потом протяните так линию вверх, и когда вы дорисуете первый сегмент — отпустите. Между соседними сегментами оставьте немного места. Повторяйте, пока не доберетесь до верха страницы. Нарисуйте целую страницу таких стеблей. попробуйте нарисовать стебли разной толщины, а также более светлые и темные варианты.

Теперь заполняем места перемычек. Они представляют из себя маленькие крючкообразные линии, которые соединяют между собой сегменты стебля. Сделайте их более темными, чем стебли.

Дальше практикуемся в рисовании страницы тонких веточек. Для того чтобы нарисовать веточки настолько тонкими, как здесь, требуется уже больше контроля, так что держите кисть ближе к ее нижней части, и легко обопритесь рукой о поверхность бумаги.

Чтобы научиться рисовать листья, возьмите новый лист бумаги. В процессе рисования листьев крайне важно постоянно менять уровень давления на кисть. Думайте о кисти, как о танцовщице. Тогда кончик кисти будет кончиками пальцев ее ног. Начните рисование листка с того, что поставьте вашу кисть-балерину на кончики пальцев, по мере рисования листа, “танцовщица“ сначала становится плоско на полную поверхность стопы, а потом поднимается на носочки снова. Таким образом вы получите красивые точки начала и завершения листа с более широкой частью в середине. Нарисуйте целый круг из листьев, используя эту технику.

Теперь потренируйтесь рисовать группы листков, в виде узоров — по два, по три или по четыре. Заметьте, что на примере, листья соприкасаются или почти соприкасаются сверху, и расходятся с низу. Также как в игре в теннис или гольф, после того, как мазок кистью уже сделан, повторите еще раз сделанное движение рукой.

Собираем все вместе

Теперь вы готовы, для того, чтобы собрать все элементы, которые вы так тщательно практиковали в одну завершенную картину. Начните с чистого листа бумаги. Нарисуйте отдельный стебель, начав внизу листа и закончив ближе к верхнему краю. Не волнуйтесь, если получатся белые или более светлые области, где тушь легла неровно. Такие области только придадут объемности вашему стеблю бамбука.

Теперь добавьте сочленения между сегментами.

А теперь дорисуйте тонкие веточки. Заметьте, что они растут именно из сочленений, а не из середины сегмента.

Теперь на веточках нарисуйте группы листьев. На этом примере, был выбран вариант с пятью листочками.

И наконец, добавьте еще немного листьев к верхним веточкам. Попытайтесь использовать разное количество туши так, чтобы какие-то листья казались более темными, а какие-то — более светлыми. Таким образом какие-то будут казаться более далекими, а другие — более близкими.Ваш рисунок завершен. Вместо того, чтобы забивать рисунок еще другими стеблями, оставьте вокруг вашего стебля бамбука свободное место. В китайской живописи оно так же важно, как и занятое рисунком пространство. Поговорка “лучше меньше да лучше” очень хорошо описывает такой стиль китайской живописи.

Если вас есть китайская печать с иероглифами вашего именем, вырезанным на ней, вы можете поставить ее оттиск где-нибудь сбоку. Всегда ставьте ее в такое место, где она не будет перекрывать или “спорить” с остальным рисунком. Также она может помочь, если вам нужно уравновесить в пространстве какие-то элементы рисунка.