Линия светораздела и то, как свет падает на объект, определяются, конечно же, источником света. Различают два типа теней: собственная тень объекта и падающая от него тень.
Линия светораздела и то, как свет падает на объект, определяются, конечно же, источником света. Различают два типа теней: собственная тень объекта и падающая от него тень.
Падающие тени появляются благодаря тому, что фотоны останавливаются самим объектом — поглощаются или отражаются, но в любом случае, не достигают его обратной стороны. Если вы проведете линию от источника света через края объекта, вы поймете, какой будет его тень и как она упадет на другие объекты. Это, конечно же, упрощенное объяснение, ибо падающие тени, как и собственные, во многом зависят от источника света.
Давайте посмотрим на то, как источники света влияют на собственные и падающие тени. В большинстве случаев вы воспользуетесь одним из трёх типов источника света:прожектор, точечный и рассеянный источники.
Свет прожектора, солнечный свет, удаленный источник света
Эти огни наделят объект мягкими собственными тенями, но резкими падающими тенями, так как фотоны движутся строго параллельно друг другу из-за удаленного расстояния. Не забывайте мыслить трёхмерно, чтобы располагать тени правильно!
Точечный свет, близкий источник света
Расположенный рядом источник света удлиняет тени и приближает линию светораздела (до точки, где поверхность объекта параллельна потоку фотонов). Помните, что различные объекты вокруг источника света будут по-разному отражать свет и иметь разные линии светораздела. Если источник света совсем небольшой, падающая тень будет резкой. Это самый сложный тип источника для художника.
Рассеянный свет, большой источник света
Чем больше площадь источника света, тем дальше начинается линия светораздела, и тем мягче тень. Всё потому, что: свет излучается во многих направлениях сразу и лишь частично световой поток эффективен по отношению к поверхности под объектом, ведь объект блокирует попадание туда фотонов.
И, наконец, помните, падающие тени не обязательно черные. Они также наполнены светом из окружающей среды. Когда я занимаюсь сложным освещением, я сначала пытаюсь выяснить, как будет выглядеть объект в освещении основного источника света, прежде чем включить его в рисунок. Это помогает мне добиться более естественного вида.