Знакомство с традиционными материалами: масляные краски

В этой статье я познакомлю вас с масляными красками: с чего лучше начать и что следует купить.

Почему масляные краски?

Существует множество причин для использования именно масляных красок:

  • широкий выбор цветов, которые вы можете не только купить, но и создать самостоятельно
  • плотность покрытия
  • текстура
  • запах – некоторые художники обожают запах масляных красок
  • и традиции – каждый новый художник, рисующий маслом, основывается на опыте предыдущих поколений

Немного истории

Масляная краска содержит чистый пигмент смешанный с маслом, чаще всего льняным, именно эта краска продается в тюбиках. Она появилась примерно в 625 г. Н.Э., по крайней мере, так принято считать. Никто на самом деле не знает истинной истории происхождения масляных красок. При их производстве использовались различные масла, включая растительное, маковое, оливковое и ореховое, и все они очень медленно сохнут. На протяжении истории краски традиционно смешивались художниками (или их ассистентами). Однако в 1840-ых был изобретен тюбик, позволяющий легко хранить, перевозить и массово производить эти краски.

Что вам понадобится?

Существует несколько вещей, которые вам понадобятся в первую очередь (некоторые из них вполне очевидны). В статье я рассмотрю их подробнее:

  1. Масляные краски
  2. Кисти
  3. Рабочая поверхность
  4. Мольберт
  5. Палитра
  6. Масло
  7. Терпентинное масло (скипидар)
  8. Мастихин
  9. Готовность экспериментировать и получать удовольствие

1. Масляные краски

У этих красок настолько огромная палитра, что проблема выбора цвета часто приводит новичков в замешательство. Для примера: «Winsor & Newton» предлагают 22 различных оттенка желтого, а «Daler Rowney’s Georgian Oil» имеет 4 оттенка белого. Некоторые краски обладают такими названиями, что произнести их – уже достижение! Чего только стоят бирюзовый фталоцианин и маджента квинакридон.

Существует базовая палитра, которая предоставляет вам самые распространенные оттенки различных цветов.

Подобные наборы прекрасно подходят для начинающих, а их стоимость зависит от количества тюбиков. В любом случае есть более дешевая альтернатива, которая даст вам свободу при выборе цвета – это учебные масляные краски.

Учебные масляные краски

Эти краски – обычные масляные, но они разбавлены: глубина и богатство цвета у них не такие, как у профессиональных красок. Зато они дешевле и подходят для начинающих. Вы можете купить набор таких красок и, при необходимости, докупить отдельные тюбики нужных цветов. Но не покупайте больше 10. Начните вот с этих:

  • Лимонный желтый
  • Желтый кадмий
  • Красный кадмий
  • Ультрамарин
  • Голубая «ФЦ»
  • Ядовито-зеленый
  • Светло-зеленый
  • Желтая охра
  • Жженая сиена
  • Белила титановые

Как вы видите, я не включила в этот список черный цвет. Обычно я создаю черный, смешивая темные оттенки других красок, потому что я считаю, что черная краска из тюбика сама по себе выглядит ненатурально и слишком, ну, черная:)

Или, если вы предпочитаете экспериментировать с любимыми оттенками, то можете купить тюбики различных размеров (200 мл, 120 мл, 37 мл), позволяющие вам смешивать цвета, которые вы знаете и любите с теми, с которыми только познакомились.

Стоимость

Это важный момент, о котором я хотела бы рассказать.

Если вы покупаете отдельные тюбики, то должны понимать, что существуют несколько серий красок, которые различаются по качеству: от Серии 1 до Серии 5, где 1 – самая дешевая, а 5 – самая дорогая. На картинке ниже вы можете посмотреть на них.

Разница между этими сериями в стоимости входящего в них пигмента. Некоторые из них трудно получить (например, натуральные), тогда как другие дороги для производства. Небесно-голубой — это невероятно дорогой пигмент, также как некоторые розовые и желтые. Так было во все времена: даже Тициан (также известный как Тициан Вечеллио или Тициан Вечелли), известный тем, что использовал много синего в своих работах в 16 веке, делал это для того, чтобы показать достаток покровителей, которые платили ему. Потому что всем было известно как дорога синяя краска.

Так что внимательней выбирайте цвета. Некоторые дороже, чем другие, но они стоят этих денег. Если вас привлекла Серия 5, то покупайте тюбики по 37 мл.

Время высыхания

Масляные краски сохнут долго. Днями, неделями, месяцами и даже годами – в зависимости от толщины слоя и от того, как и чем их разбавляли – маслом или скипидаром, и разбавляли ли вообще. Вам необходимо терпение, но зато вы можете работать над несколькими полотнами сразу.

Одно из преимуществ долгой сушки — это то, что вы сможете передумать. Если через несколько дней вы взгляните на картину и она вам не понравится, то вы просто сможете соскоблить высохшую краску и начать заново.

Что вам следует приобрести?

Я бы предложила вам начать с учебных масляных красок. «Winsor & Newton» предоставляют большой выбор, как и «Daler Rowney», и их легко найти в художественных магазинах и Интернете.

2. Кисти

Следует начинать с определенного набора кистей, но в местных художественных магазинах вы можете столкнуться с очень большим выбором. Выше представлены кисти, с которых, по моему мнению, лучше всего начать.

Вы видите по моим мазкам, что я сначала использую плоскую сторону кисти, а затем боковую, тем самым получая разный результат. Вы также можете использовать другой (деревянный) конец кисти, чтобы царапать по краске.

Щетина – один из лучших материалов для кистей. Обычно она состоит из свиного волоса и не линяет после использования (все кисти поначалу линяют). Если вы рисуете маслом впервые, то эксперименты с качественными кистями дадут вам преимущество: они простят вам больше ошибок, покрывают большую площадь полотна и лучше переживут ваше грубое обращение. Да, и ищите кисти с деревянными ручками, избегайте пластиковых – они обычно используются в синтетических кистях.

Что вам следует приобрести?

«ProArte» представляют прекрасный выбор высококачественных кистей и вы сможете собрать «стартовый» набор в большинстве художественных магазинов и в Интернете. У меня неприлично огромная коллекция кистей всевозможных видов и различных производителей, но в конце концов, для меня превыше всего стоит форма кисти.

В любом случае избегайте покупать синтетические кисти. Они недолго вам прослужат и очень быстро потеряют форму.

3. Рабочая поверхность

Есть большое количество поверхностей, на которых можно рисовать маслом: обычные холсты и холсты на подрамнике, также картон, дерево, стены и даже металл.

Холст на подрамнике и холст на картоне

Существует большой выбор размеров и форм (ниже лишь малая часть) холстов. Они бывают квадратные, прямоугольные, крошечные и огромные, которые не поднять.

Холст на подрамнике

Холст на подрамнике — это текстурированное льняное или хлопчатобумажное полотно, натянутое на деревянную раму, которое затем грунтуют, подготавливая к нанесению масляных красок. Если вы положите на него кисть, оно немного прогнется. Текстура полотна варьируется: она может быть грубой и гладкой – я предпочитаю нечто среднее.

Холст на картоне

Это полотно, прикрепленное к куску толстого картона. Оно очень компактное, его легко хранить и гораздо легче отскабливать, чем холст на подрамнике. Но при этом вы ограничены в выборе размера – такие холсты не бывают больше 40 х 60 см. Ведь, чем они больше – тем больше деформируются.

Картон

Он поможет вам тренироваться. Картон прекрасно подходит для небольших работ, практики и экспериментов, но для начала его надо подготовить, т.к. масло может размочить его и, в итоге, краска размажется.

Грунтовка для масляных красок или гипс доступны во всех хороших художественных магазинах и в Интернете. Они наносятся на картон и, после высыхания, вы сможете начать работу.

Другие поверхности

Поверхности, на которых вы можете рисовать, зависят от грунтовки, как я отмечала выше. Так что на самом деле неважно, на чем вы захотите рисовать, если это что-то можно загрунтовать. У меня есть друг, который любит рисовать на сухом дереве. Его поверхность пористая, но если правильно нанести грунт, оно превращается в удивительную текстурированную поверхность.

Вы также можете попытаться рисовать на металле и стенах, но помните, что масляные краски долго сохнут.

Что вам следует приобрести?

Я бы порекомендовала начать со среднего и маленького холста на подрамнике или картоне. Почувствуйте различные типы поверхностей и поймите для себя, как вам нравится работать: детализировано, крупными мазками или всего понемногу.

Ищите грунтованные холсты, так как их не нужно дополнительно подготавливать для работы. Они обычно продаются в магазинах.

4. Мольберт

Я люблю работать стоя, используя мольберт. Люблю отступать от работы, чтобы посмотреть на нее с разного расстояния и углов, а, если включена музыка, то еще и немного потанцевать.

Есть стандартные деревянные мольберты, но постарайтесь избегать маленьких металлических мольбертов, потому что они обычно не такие крепкие, как деревянные.

Если же вы работаете сидя, то приобретите настольный мольберт, который вы сможете ставить вертикально или под наклоном.

Что вам следует приобрести?

Мольберты сильно разнятся по цене, но начать лучше с небольшого, недорогого. Они продаются в магазинах и вы сможете подробно осмотреть его и прикинуть, насколько он будет для вас удобен.

Когда вы поймете, что для вас лучше, то сможете купить мольберт побольше.

«Daler Rowney» представляют большой выбор мольбертов, если вы будете искать в Интернете.

5. Палитра

Всем нам знаком романтический образ художника, стоящего с изогнутой палитрой перед мольбертом. Краски расположены аккуратно по краю палитры, а палец художника торчит в отверстии. Такие палитры действительно существуют, но найти их тяжело, к тому же их неудобно держать (потому что ваша рука все время на весу) и они ограничены по размеру. Кроме того руки можно бы было использовать для более полезных вещей: держать дополнительные кисти, тряпочку или напиток.

Что можно использовать?

Не нужно покупать ничего особенного, старая тарелка вполне подойдет.

Ниже представлена использованная палитра. Она лежит на столе сбоку от мольберта (наряду с другими вещами), у нее подходящий размер. Она сделана из куска ДСП, который обычно используют для производства дешевых шкафов (я купила его в хозяйственном магазине, где мне вырезали кусок нужного размера). Вам подойдет любой не пористый материал, имеющий легкий блеск.

Моя мама использует старую дверцу от кухонного ящичка. Вам подойдет все, на что можно нанести краску.

Работа с палитрой

Наносить краску по краю в особом порядке – это единственно верное решение. Как вы видите на картинке выше, цвета идут от желтого к оранжевому, красному, розовому, коричневому, зеленому, синему, фиолетовому и (если вы его используете) черному. Белый обычно располагается перед желтым. Это делается для того, чтобы сохранить ваши тюбики с краской чистыми. Вы также поймете, что можете выбирать цвет, который вам нужен, не задумываясь — ведь вы всегда кладете его на одно и то же место.

Центр палитры используется для смешивания оттенков. Это место нужно тщательно чистить после рисования, подготавливая к следующей художественной сессии.

Если есть перерыв в рисовании на несколько дней или недель, то вы можете покрыть палитру пленкой для пищевых продуктов, чтобы сохранить поверхность влажной.

6. Масло

Если вы работаете с масляными красками, то рано или поздно вам понадобится разбавить их, или замедлить процесс высыхания.

Налейте небольшое количество масла в емкость с крышкой. Подойдет любая, даже старая баночка из-под крема. Крышка поможет вам сохранить масло. Не переливайте его обратно в бутылку, так как краска попадет внутрь и масло испортится.

Возьмите кисть, окуните ее в масло, а затем вмешайте в краску на палитре перед нанесением на холст.

Что вам следует приобрести?

Везде, где можно купить масляные краски, можно приобрести и льняное масло. Убедитесь, что купили очищенное масло. Неочищенное масло, как правило, используется для обработки древесины.

У «Winsor & Newton» есть неплохое масло, так же как у «Daler Rowney» и «Ken Bromley Art Supplies».

7. Терпентинное масло (скипидар)

Для чего используется?

  • наносится тонким слоем на холст перед работой
  • для разбавления красок вместо масла (так его использовал Сальвадор Дали)
  • для очистки кистей

Лучше всего подходит чистый скипидар, который можно купить в художественных магазинах и в Интернете. Не используйте скипидар из хозяйственных магазинов, потому что он может испортить ваши кисти.

Вы также можете купить разбавитель без запаха, если для вас скипидар слишком сильно пахнет или вы работаете на небольшом формате.

8. Подготовка холста

Я бы порекомендовала нанести набросок углем или разбавленной (скипидаром) краской.

Если у вас есть разметка, то вы можете использовать разбавленную краску, чтобы наметить цвета. Она высохнет довольно быстро и вы сможете работать поверх нее.

Некоторые художники используют разбавленные краски, чтобы наметить цветовые слои, а другие наносят чистую краску, создавая толстый текстурированный слой.

9. Мастихины

Мастихины невероятно универсальны. Их можно использовать для смешивания красок на палитре, накладывать слои краски на холст, соскрести высохшую краску для создания текстуры или узора. А если вам не понравилось то, что вы нарисовали, то вы можете использовать их для того, чтобы соскрести проблемную часть.

10. Очистка инструментов

На самом деле, это худшая часть в рисовании. Однако, если вы хотите, чтобы ваши инструменты прослужили дольше, выработайте привычку делать это после каждой художественной сессии.

Палитра

Используя мастихин, соскребите излишки краски с центра палитры, и, при необходимости, используйте тряпочку или губку, смоченную в растворителе, чтобы очистить ее.

Как я упоминала ранее, располагайте краски по краю, и, если вы вернетесь к работе через день-два, то вам не нужно будет ничего делать. А если же нет, то покройте палитру пищевой пленкой.

Кисти

Если вы оставите их в баночке с растворителем на ночь или дольше, то они деформируются – я однажды так сделала и лишилась любимой кисти.

Я бы посоветовала вам использовать одноразовые или резиновые перчатки, чтобы не испачкать руки.

Протрите ваши кисти тряпочкой или губкой, чтобы удалить лишнюю краску, а затем прополощите в растворителе. Положите на ладонь кусок мыла и потрите об него кисть, создавая пену, а затем сотрите мыло с кисти. Прополощите в воде и повторите. Вы можете чистить несколько кистей одновременно.

Существуют специальные очистители, которые используются вместо мыла, но они дорогие. Вы можете использовать их время от времени для своих кистей также, как вы используете кондиционер для своих волос. «The Masters» – хороший очиститель, вы можете купить его в Интернете.

Скипидар

Не выливайте грязный скипидар в раковину. Сливайте его в старую ненужную бутылку, а когда она наполнится, выкиньте ее в мусорную корзину, или отнесите ее на местную свалку для правильной утилизации.

Вы можете заметить через некоторое время, что краска оседает на дно бутылки. Если вы не будете ее трясти, то сможете использовать скипидар повторно для чистки инструментов.

11. Лакирование

Я люблю покрывать свои работы лаком. Это защищает их и придает цветам большую глубину.

Лакирование, в любом случае, делается не раньше, чем через 6 месяцев после того, как вы закончили картину, поэтому наберитесь терпения.

Существует три типа лака: глянцевый, шелковистый и матовый. Я обычно смешиваю пополам матовый с глянцевым и получаю шелковисто-матовый (таким образом у меня отпадает необходимость покупать шелковистый лак). Он не блестит как глянцевый и не сильно матирует полотно – но это на ваш вкус.

Наносите лак на полотно горизонтальными полосами сверху-вниз, а затем, когда он высохнет, нанесите вертикально слева-направо. Используйте для этого большую прямоугольную соболиную кисть. Перед использованием проверьте, чтобы она не линяла.

Заключение

Рисование маслом – это всегда эксперимент: рисуйте небольшими или крупными мазками, создавайте текстуру или гладкую поверхность, или комбинируйте все это. Масляные краски и принадлежности к ним несложно достать в художественных магазинах, ведь обычно они предоставляют широкий выбор материалов для профессионалов и любителей.

Масло – это часть истории, так сделайте шаг ей навстречу и получайте удовольствие от живописи!