Не принимайте слишком близко к сердцу, или как заставить критику работать на вас (Часть 2)

Вы должны анализировать комментарии не будучи при этом настроенными негативно. Может быть они и хотят намеренно причинить вам боль, но почему вы должны давать им такую возможность? Вместо этого используйте “позитивный фильтр” и извлеките максимальную выгоду из того, что они говорят.

Продолжение. Часть 1 можно найти здесь.

Как принимать критику

Вы не всегда будете понимать, что хочет сказать смотрящий, но если ваша самооценка слишком низкая, то вы будете склонны думать, что он хочет причинить вам боль. Возможно, вы будете чувствовать себя плохо после каждого негативного комментария, потому что для вас он будет подтверждать то, что вы плохой художник. Опять же — комментатор сам по себе никак не может причинить вам боль своими словами. Все в вашей голове. Когда вы открываете свое сознание и настраиваетесь на “скажите мне, что это хорошая работа, чтобы я смог почувствовать себя хорошо”, то “если вы скажете мне, что это плохая работа, я буду чувствовать себя плохо” тоже будет работать.

Критика — это не нападение

Вы должны анализировать комментарии не будучи при этом настроенными негативно. Может быть они и хотят намеренно причинить вам боль, но почему вы должны давать им такую возможность? Вместо этого используйте “позитивный фильтр” и извлеките максимальную выгоду из того, что они говорят.

Когда вы используете негативный фильтр, вы слышите такие вещи, говорить которые комментатору даже не приходило в голову. Отвечая “нарисуй лошадь лучше, если можешь!”, вы защищаетесь в ответ на додуманное “а я могу лучше”. Но ничего такого ведь не было сказано!

Защитная стойка после того, как вы услышали комментарий, — это однозначный индикатор того, что вы восприняли его, как атаку. И после этого сразу же вы хотите сказать “нет, это совсем не так. Вы ошибаетесь, потому что…” Одним их популярных ответов на комментарий “У тебя хромает анатомия лошади” будет “но я рисую в мультяшном стиле. Так и должно быть.” Но как вы видите из таблицы выше, факт, спрятанный в таком комментариии был “анатомия твоей лошади не выглядит реалистично”. Да, не выглядят, и вы об этом знаете. Они же мультяшные, верно? Так что, если посмотреть объективно, будет выглядеть как-то так:

-«Твои лошади нарисованы не в реалистичном стиле!»

-«Ты ошибаешься! Они нарисованы в мультяшном стиле!»

Так, если вы оба соглашаетесь на одной и той же точке зрения, откуда же происходят вспышки злости? Они происходят из-за того, что вы, на самом деле, слышите нечто иное. Вы слышите: “настоящий художник знает, как рисовать реалистично”. Собеседник этого не говорил, но ваши внутренние комплексы создали такую формулировку. Глубоко внутри, вы, возможно, очень стыдитесь того, что не умеете рисовать реалистично (вы уверены, что это некая более высокая форма искусства и вы глубоко внутри чувствуете себя ничтожеством, потому что у вас недостаточно мастерства для этого) и когда кто-то это замечает, вы чувтвуете в их словах угрозу. Как если бы кто-то вдруг взял и выставил на всеобщее обозрение ваши сокровенные страхи — вам нужно защищаться, чтобы сохранить достоинство!

Помните — критический разбор имеет отношение к ценности вашей работы, а не к вашей лично ценности. Если даже вам скажут “ты не умеешь рисовать”, это совсем не значит, что вы должны чувствовать себя обиженным. Вы можете или опровергнуть это мнение (“Я умею рисовать, не знаю, о чем они там говорят”) или согласиться (“В самом деле, мои картинки — так себе”). В обоих случаях, нет надобности вовлекать в дело эмоции. Эмоции появляются, когда что-то задевает болезненные точки. Если вы действительно очень хотите преуспеть в рисовании, то вы скорее будете отрицать этот факт. Вы стараетесь прикинуться человеком, который умеет рисовать, найти поклонников и получить от них похвалу, несмотря ни на что, а когда кто-то констатирует вот такой факт, то… они разбивают вашу иллюзию. Говоря, что вы не умеете рисовать, они делают это утверждение правдой. Не удивительно, что вы на них так злитесь.

Не важно, говорят они это или нет, это мнение уже существует.

Помните одну вещь: если ваш рисунок — плохой, это не значит, что вы тоже — плохой. Не стоит прятать ваши недостатки, чтобы создать лучший образ себя. Вы не можете нарисовать лошадь? Это факт, не оскорбление. Примите его. Поверьте, здесь нечего стыдиться. Будьте честны по отношению к себе и другим и к их комментариям. Вне зависимости от того, сколько в них злобы, они не будут вас больше ранить. “Ты фигово рисуешь!” -“Да. Что дальше?”

Если это атака, то это не критика

Конечно, время от времени в вашу галерею может наведываться какой-нибудь “хейтер” и говорить что-нибудь в духе “да даже мой двухлетний племянник рисует лучше, чем ты”. Если все настолько просто, ты вы можете просто принять это заявление к сведению без лишних эмоций. (что вы можете поделать с чьими-то племянниками-гениями?). Иногда, чтобы найти скрытое намерение “Я хочу заставить тебя чувствовать себя жалким”, приходится копнуть поглубже.

У “хейтеров” нет никакой власти, если человек в себе уверен. Они только и могут, что затронуть нечто для вас болезненное и дать вам повод причинить себе больпо средствам десятков секретных и негативных интерпретаций. “Ты называешь это драконом?” причинит боль только тому, кто не уверен, в том, что нарисовал дракона, но очень хочет, чтобы это было правдой. Уверенный в себе человек, который не руководствуется таким подходом, просто ответит “да”.

Человек с низкой самооценкой будет скорее искать утешения у других, чем признает свое несовершенство. Несовершенства, не принятые вами, спрятанные глубоко в подсознании, принесут вам много боли, когда на них будет указывать некто недружелюбный.

Хейтеры и тролли получают энергию от того, что вы начинаете беситься и терять самоконтроль. Не доставляйте им такой радости, не начинайте оправдываться и что-то объяснять. Просто не вступайте в эту схватку. Посмотрите на комментарий, найдите в нем факт и спросите себя снова “Что я могу с этим сделать? И хочу ли я?”

Если вы принимаете все точки зрения о своей работе, как хорошие, так и плохие, обсуждение их не будет казаться чем-то неловким.

Откройте свои уши

А не лучше ли будет, никого не слушать и заниматься вместо этого своим делом? Да, конечно, но только, если вы рисуете исключительно для себя. Но в этом случае, вы и так никого не слушаете. В любом другом случае такое отношение будет выглядеть скорее как “ллалалалала я тебя не слышу (потому что ты не говоришь мне те вещи, которые я хочу услышать)!“

Говорят, что каждый ребенок прекрасен для его матери, но мать, таким образом, не всегда объективна, когда речь заходит о красоте ее ребенка. Вы, как творцы, в эмоциональном плане относитесь к своим творениям точно так же. Сразу после окончания работы над новой картинкой у вас начинается эйфория: вам не терпится поскорее ее запостить и стать свидетелем тому, как все остальные наперебой начнут подтверждать ее заоблачную ценность. А если не начнут, то ваша эйфория будет убита. Вы не можете поверить в то, что они не видят то, что видите в картинке вы. Но когда проходит несколько дней, ваша личная привязанность к работе испаряется. А через пару недель, наконец, вы можете увидеть ее такой, как видят другие, и вам даже может стать неловко от того, что вы ее запостили.

Эмоциональное отношение отключает ваше логическое мышление. Люди, выражающие свое мнение, внезапно становятся угрозой для вашего творения (вашего детища). Если бы рядом была точно такая же работа, но только созданная не вами, критика на нее не вызвала бы у вас ровно никаких эмоций. Потому что речь не о самой работе, а о вас! Нет разницы между комментарием на случайную картинку и на вашу работу. Единственное, что различно — ваше отношение. Не отгораживайтесь от людей, потому что вам кажется, что они не правы. Ваша работа вскружила вам голову. Вы не можете трезво мыслить.

Даже если вы в полном сознании пытаетесь взглянуть на свою работу со стороны, вы все равно не увидите некоторых недочетов, пока кто-то другой на них не укажет. Дайте им сделать это — предположите, что они могут быть правы. Послушайте то, что вам скажут, и постарайтесь поверить в это, хотя бы на пару мгновений, не важно насколько вам не хочется, чтобы это мнение было правдой. Вы можете обманывать себя, но другие не будут столь же благосклонны к вашим ошибкам. Не злитесь на них — они только помогут вам там, где вы не можете чего-то увидеть.

Если вы не видите недочетов в вашей новорожденной работе, это совсем не значит, что их нет. Если даже вы их не видите сейчас, другие могут вам с этим помочь.

Чужое мнение не угрожает вашему

Верьте или нет, но это факт. У нас есть право на собственное мнение, и это значит не больше и не меньше, чем: мы в праве думать все, что нам заблагорассудится. Здесь существует два аспекта:

  • Никто не может заставить вас думать по-другому;
  • Вы не можете приказать кому-то другому, что ему думать.

Если вы меняете своем мнение, слыша чужое, это вы меняете свое решение, не тот, другой человек. Не важно, сколько мнений вы услышите, они к вам не имеют никакого отношения. Если хотите, вы можете их изучить и найти в них какой-то полезный факт, на основе которого вы можете актуализировать свое мнение. Но вы не обязаны этого делать.

Когда вы слышите, как кто-то высказывает своем мнение, они не говорят о вас лично. Например, вам нравится рисовать драконов с волчьими лапами. Читая художественный форум, вам может попасться такое мнение: “Некоторые люди совершенно игнорируют базовые правила анатомии. У драконов есть чешуя на коже, они откладывают яйца — они рептилии! А вчера я видел дракона, у которого лапы были, как у собаки. Это же смехотворно!”

Внезапно вы начинаете думать о своих драконах и о том, как они смехотворно могут выглядеть в чужих глазах. Этот комментарий не был направлен конкретно на ваш арт, но вы все равно видите здесь связь. Если у вас есть хорошая причина, продолжать рисовать драконов так же и дальше, то вы улыбнетесь и продолжите читать форум. Но если у вас есть сомнения, то вы скорее всего используете это ни к чему не обязывающее мнение, чтобы укрепить свое собственное. Но в любом из этих случаев, автор этой точки зрения ни в чем не повинен!

 

Люди с низкой самооценкой склонны принимать чужие мнения на свой счет

Отставьте эмоции в сторону

Если вы в целом уверенный в себе человек, вы никогда не знаете, когда кто-то может задеть ваши болевые точки. Если вы хотите использовать критику для того, чтобы начать рисовать лучше, то отделите эмоции от вашей работы. Попробуйте забыть о том, что это нарисовали именно вы. Это работает лучше всего, если вы будуете использовать такой подход вместе с другим методом под названием “дружественный комментатор”.

Если вы слышите критику относительно вашей работы, представьте, что бы вы почувствовали, если бы такой комментарий исходил от близкого вам человека. От кого-то, кто никогда не захочет причинить вам боль намеренно. А потом представьте, что работу нарисовали не вы. Как будто вы с этим человеком говорите о каком-то стороннем произведении. Таким образом, вы сможете отключить “негативный фильтр” (он/она так бы никогда не сказал/а!) и отстраниться. Ведь гораздо легче находить недочеты в чужой работе!

Отстранитесь от картинки, чтобы судить о ней более объективно

Критика и работа с клиентами

Все эти советы преимущественно ориентированы на тех, для кого рисование — это скорее хобби. А что если вы рисуете для кого-то?

Тогда пришло время забыть о собственных эмоциях насовсем. В этом случае, ваши личные эмоции и предпочтения вообще никого не интересуют. Работа должна нравиться не вам. Если клиент говорит “ноги слишком длинные”, но вы знаете, что это не так, вы все равно сделаете их покороче. Вы можете быть не довольны результатом, но в этом случае вы рисуете не ради удовлетворения, а ради финансового поощрения.

Вы можете игнорировать критику комментирующих на ваши рисунки “для себя”, потому что вы не обязаны удовлетворять запросы всех окружающих. У вас есть право рисовать уродливые или не слишком реалистичные картинки, а у них есть право такие картинки не любить и не хвалить. Однако, ваши отношения с клиентом совсем другого рода: ваша работа — создать картинку, которая будет отвечать их запросам. Критика в этом случае, — это не предложение, а приказ.

Как писать критический обзор?

Пока что мы говорили только о том, как критику получать. Теперь давайте подумаем, как сформулировать свою точку зрения, чтобы помочь другим.

Когда мы заглядываем в чью-то виртуальную галерею, у нас создается впечатление, что она создана целиком и полностью для нас лично: мы пришли сюда за визуальным удовлетворением и хотим получить то, что заслуживаем. А когда между замечательных артов, наш взгляд вдруг цепляется за что-то не отвечающее нашим запросам, может даже появиться желание выкрикнуть “да что за…!!” Если вы чувствуете именно это, вы можете даже найти время, чтобы написать художнику, как сильно он или она вас разочаровали.

Это ведет к появлению высокомерной критики, в которой комментирующий заявляет о своем праве быть визуально удовлетворенным вашими работами. “Ты серьезно? Это задумывалось, как волк? Почитай-ка что-нибудь об анатомии, чувак”. Несмотря на то, что в этом отзыве скрывается совет (“анатомия этого существа не отвечает моим представлениям об анатомии волка. Чтобы рисовать волков, изучи их анатомию получше”), он все же абсолютно неуместен. Это тон клиента, не гостя галереи! Он происходит из ложного представления о том, что вы,комментирующий, каким-то образом превосходите художника, потому что без вас у него не было бы причины для того, чтобы рисовать — так что он или она обязан подчинятся вашему мнению.

Зачем вам злиться на незнакомца из-за того, что вы не отвечаете его требованиям?

Не делайте так. Для такой ситуации есть два правила и они крайне просты:

  • Вы хотите сказать что-то приятное? Говорите!
  • Не можете сказать ничего приятного? Молчите!

Но здесь есть исключение. Если вы заботитесь о том, чтобы художник развивался и дальше, вам, возможно, придется принять большее участие. Иногда причиной может быть то, что человек вам близок, или вы хотите поучаствовать в становлении еще одного великого художника и помочь ему выйти на новый уровень. В любом случае, вы должны желать автору исключительно добра. Критика, рожденная чувством презрения, даже если она точна, маловероятно, что будет воспринята положительно (Если вам плевать на автора, то с чего бы ему прислушиваться к вашим советам?).

Вот простой рецепт для написания качественного критического разбора, который легко будет воспринять автору произведения:

  1. «Вот почему я заметил эту работу»— начните с положительных вещей. Что вам нравится в картинке? Что вас привлекает в ней? Может вы чему-то завидуете или какой-то отдельный эффект вас особенно поражает?
  2. «Но в бочке меда есть ложка дегтя» -«если ты не против, я бы предложил/а…..». Напишите здесь о тех аспектах, которые кажутся вам неверными в картинке. Попытайтесь объяснить причину и посоветовать решение. Будьте дружелюбны — это совет, а не урок в школе;
  3. «Повторюсь, ты крут!» — завершите чем-то позитивным, чтобы напомнить автору, что вам вообще-то нравится его работа. Если даже вы столкнулись с проблемой формулирования позитивной части в самом начале, обязательно постарайтесь и напишите что-нибудь приятное здесь (“Круто видеть, что ты усердно практикуешься и твой арт становится все лучше и лучше”).

Придерживайтесь фактов. Эмоции — это замечательно, когда вы кого-то хвалите, но если вы хотите помочь, они могут затуманить ваше общение. Чтобы смягчить тон попробуйте использовать обороты типа “Я думаю”, “на мой вкус”, “на твоем месте я бы”, “может быть я ошибаюсь, но”, “мне кажется”, “я не совсем уверен, но” и так далее. Они подчеркивают тот факт, что это совсем не приказ, а дружеское предложение. Назовите специализированные скилы, которые использовались в процессе творения, и оцените их. “Видно, сколько времени ты потратил на работу с тенями”, “то как ты нарисовал здесь перспективу, кажется мне не очень правдоподобным”. Такие формулировки помогут художнику понять, что именно ему следует изучить получше. Это может быть болезненно, потому что вы говорите о недостатках прямо, но с точки зрения практического совершенствования они гораздо лучше, чем “мне не нравится вот эта часть объекта. Она выглядит как-то странно”.

Если человек просит, чтобы на его работу написали критический обзор (critique), то вам не нужно быть настолько осторожным в формулировках — автор знает, каковы наши намерения и не перепутают ваш уверенный тон с высокомерием. В остальных случаях постарайтесь звучать максимально дружелюбно, особенно в средней негативной части. Не важно насколько полезным это в конце концов окажется, наша любовь к своему творению делает восприятие любой критики процессом довольно болезненным.

Заключение

Мы судим и о нас судят. Чем более мы уверены в себе, тем проще нам будет различить полезную критику от горьких жалоб, и тем менее мы будем склонны обманывать себя только для того, чтобы почувствовать себя немного лучше. Чтобы стать хорошим художником, необходимо изучить уйму всяких разных вещей, многие из которых были не так уж и очевидны, когда вы начинали. И быть открытым — одна из них.

Чужие мнения не должны вас ранить. вы можете использовать их, как урок, но не обязаны этого делать. Но что совершенно точно, так это то, что ваше настроение ни в коем случае не должно зависеть только от них! Никто не обязан любить ваши картинки, и если они об этом заявляют, не относитесь к этому так, как они нарушили какой-то негласный контракт. В этой статье я постаралась объяснить некоторые вещи, касающиеся критики, но главный вывод для вас должен быть таким: никогда не относитесь к комментирующему, как к вашему личному врагу. Просто скажите: “спасибо за то, что поделились вашим мнением”. Если они хотели помочь, то почувствуют облегчение; если они хотели вам навредить — этим ответом вы не дадите им такой возможности.

И помните: ваши рисунки имеют право быть некрутыми, нереалистичными и незавершенными. У вас есть право не отвечать чужим стандартам. Вместе с тем, у любого есть право сказать вам, что им это не нравится. Но это никогда не значит, что вы обязаны меняться только лишь для того, чтобы удовлетворить желания широкой публики! И опять же, если вы не хотите воспользоваться этим советом, скажите “спасибо” и продолжайте делать то, что делаете. Искусство — это свобода, а не давление. А если вы хотите становиться лучше в этой сфере, вы и только вы можете заставить себя это сделать. Всем удачи!