Нам вечно не хватает времени на изучение чего-то нового, не так ли? Как правило, это самообман. Ведь многие из нас успевают заниматься даже абсолютно бесполезными делами, но только не самообучением. Быть может, дело не только во времени? В этой статье собраны несколько советов, которые помогут вам пересмотреть свой подход к обучению и найти время на самосовершенствование.
«У меня нет времени». О, какая же это старая фраза (впервые произнесена пещерным человеком около 12.000 г. до н.э., в ответ на просьбу жены снять с мамонта шкуру). Она настолько же популярна, насколько и неправдива. На самом деле, у всех есть 24 часа в сутках. Вопрос лишь в том, как их потратить.
Но если речь идёт об обучении, время – это лишь один из многих факторов. Прежде нужно определиться, зачем и как вы собираетесь учиться.
Учимся учиться
Понимание как нужно учиться, необходимо в первую очередь. Предположу, что школьные методы будут не самыми подходящими. Для начала вы можете ознакомиться с этой статьёй об альтернативных техниках обучения, основанных на современных исследованиях (англ.).
Да, все люди разные. Кто-то может поглощать тонны визуальной информации, кому-то больше подходят аудиокниги. Школа не учит нас подбирать лучший для себя метод. Понаблюдайте за собой сами и узнайте, как вы лучше усваиваете информацию.
Лично я люблю видео, поэтому и для обучения выбираю именно такой формат. А какой вариант оптимален для вас?
Получайте удовольствие
Вряд ли я сейчас открою Америку, но обучение должно приносить удовольствие, настолько, насколько это вообще возможно.
В школе я любил естественные науки и историю. Их преподавали отличные учителя, которые смогли увлечь меня своим неординарным подходом и интересными экспериментами.
С другими же предметами дело шло не так гладко, как правило из-за заурядного, шаблонного подхода, который никогда не учитывает личные особенности учеников.
К счастью, незачем останавливаться на том, что вам не по нраву. Сделайте учёбу приятной, выбрав лучший для себя формат (видео / аудиокниги / живые мастер-классы и т.д.) и ту тему, которая вас по-настоящему увлекает.
Определитесь, зачем?
Сперва учёба кажется испытанием. Хах, да у всех поначалу выходит плохо! Но смотрите на перспективу: почему вы хотите научиться, к примеру, скульптингу персонажей? У вас ведь есть причина, иначе какой в этом смысл?
Скажем, эта модель станет полноценным, текстурированным и анимированным персонажем для вашей крутой игры – это ведь так вдохновляет! И соответствующие знания вам нужны, чтобы стать на шаг ближе к цели.
Весь процесс стоит приложенных усилий, когда осознаёшь свою цель. Если же это не так… что ж, будет нелегко двигаться вперед, преодолевая трудности (а они, несомненно, возникнут).
Стремление к мастерству
Одна из моих любимых книг – «Мастер игры» Роберта Грина («Mastery», Robert Green). По мнению её автора, всё то, что принято считать даром или незаурядным талантом, на самом деле есть результат осознанного и неустанного труда.
Чтобы стать мастером своего дела, нужно время. Ирония (и причина, почему большинство людей этого не добьется) в том, что успеху предшествует долгая рутина учёбы и практики.
Вы когда-нибудь замечали, что чем дольше вы учитесь, тем легче становиться продолжать? Накопленные знания растут, словно снежный ком, быстрее становятся на свои места и обретают смысл.
Как же этого достичь? – Собирая знания, от меньшего к большему. Представьте, что вы взбираетесь на гору. Стоя у подножия невозможно даже разглядеть вершину – настолько велик объём знаний, которые предстоит изучить. Но когда вы преодолеете половину пути, то заметите, что учить остаётся всё меньше и меньше, а ваш опыт уже возрос на порядки.
Правило Златовласки и как увидеть перед собой путь
Правило Златовласки (англ. Goldilocks Rule) сформулировано Джеймсом Клиром:
«Люди испытывают пик мотивации, работая над задачами на грани своих нынешних возможностей. Не слишком сложными, не слишком лёгкими – в самый раз.
Трудно наслаждаться делом, взявшись за то, что пока не можете выполнить. Это касается всего. Если вы выйдете из своей зоны комфорта слишком далеко, то просто запутаетесь или, что ещё хуже, растеряете весь энтузиазм.
Управлять процессом обучения удобнее, имея определенный план. Так, к примеру, для каждого учебного потока на CGCookie показаны начальный, конечный и все промежуточные этапы обучения.
Важно осознавать, что нельзя с ходу окунуться в разработку видеоигры, не имея должного понимания основ игрового движка или программирования.
Вырабатывайте привычку
Человек живёт привычками: когда просыпаться, как часто есть, как мыслить. Большинство наших действий диктуется давно устоявшимися распорядками. Хорошо это или плохо, но привычки делают нас теми, кто мы есть. Так пускай они приносят пользу и упрощают нам учёбу.
Я сторонник отслеживания задач на бумаге. Как говорится, «Сделать можно то, что можно измерить» (англ. “What gets measured gets done»), и я люблю отслеживать формирование своих привычек, используя так называемый Х-эффект (подробнее разобраться, что это такое, можно на https://www.reddit.com/r/theXeffect/ (англ.)). Суть в том, что нужно ставить на бумаге крестик (Х) каждый день, когда вы повторяете будущую привычку, на протяжении 49 дней.
Сформулировать привычку нужно точно: к примеру, вместо абстрактного «учить 3d-моделирование» – чёткое «делать по одной 3d-модели каждый день». Задача должна быть измеримой и легко отслеживаемой.
Начните с малого. Не беритесь выработать сразу пять новых привычек – ни одной не получится. Для начала, возьмитесь за одну или две и отслеживайте их день за днём. У меня таблица «Х-эффекта» закреплена на столе – так она постоянно на виду и напоминает о том, чего нужно достичь.
Отличная книга по теме – «Сила привычки» Чарлза Дахигга («The Power of Habit», Charles Duhigg). В ней автор рассматривает процесс формирования привычки и приводит интересные примеры, как люди, руководствуясь своими привычками, действуют на автопилоте.
Всему своё время
Мы бываем слишком амбициозны в своих планах и хотим выучить всё сразу: «Я хочу быть крутым программистом, аниматором, 3d-моделлером. Пусть в моём резюме будет огромный список скиллов!». В теории это звучит хорошо, но не выдерживает испытание практикой.
Допустим, при разработке игры вы не можете понять причину некоего бага. В итоге, вы разберётесь с ним, поискав ответ в интернете и испробовав различные решения. При этом, даже если вы слышали про этот баг до того, как столкнулись с ним лично, то скорее всего просто забыли про него или не стали сильно вникать. Эта информация просто-напросто пришла к вам в неподходящее время.
Когда я служил в армии, у нас часто проводились усиленные тренировки – ощущения на них такие, будто пытаешься сделать глоток из пожарного гидранта. Изучив что-то новое, мы говорили «ещё один пингвин упал», сравнивая новое знание с пингвином на льдине. Сколько же пингвинов может поместиться на этой льдине, пока они не начнут падать в воду, вытесняемые вновь прибывающими собратьями! Наш мозг может впитать довольно много информации, пока лишнее не начнёт забываться. Так что не забивайте голову ненужной информацией, оставьте больше места для того, что вам необходимо здесь и сейчас.
Я, бывает, зацикливаюсь на изучении всё новых и новых скиллов, но приходится себя останавливать, и спрашивать, зачем я это делаю? Зачем мне учить язык программирования, если я не использую его в повседневной жизни? Это всё равно что пытаться разобрать свой путь на 10 миль вперёд, когда не можешь разглядеть ничего дальше вытянутой руки.
Всему своё время. Изучайте то, что вам нужно, ровно тогда, когда вам это нужно.
Главное – начать!
Да, начать обычно сложнее всего. Человеческая натура – представлять проблемы будто высочайшие горы, которые нужно преодолеть. Но стоит только начать, как горы оказываются всего лишь холмами, и остаётся разве что удивляться, что же так пугало нас раньше.
Лично я люблю составлять список задач на день. В него я записываю дела, сделав которые, смогу с чистой совестью сказать, что день прожит не зря. Вычёркивание задач из списка – замечательный визуальный показатель прогресса.
Составьте мелкие, легко выполнимые задачи, которые вы можете делать ежедневно. Незачем за один день смотреть целый видеокурс – достаточно одного урока. Пускай задачи будут настолько простыми, чтобы было смешно от них отлынивать.
Создайте пустой файл в Unity, покрутите куб в Blender’е, сделайте один мазок кисти в Photoshop. Стоит только начать, как вы втянетесь, а опомнившись, обнаружите, что сделали намного больше, чем планировали изначально. А если дело непросто сделано, а сделано хорошо… Это настоящий восторг от своей работы!
Обучение – это процесс, который никогда не заканчивается. Найдите время, оно того стоит.