Почему так сложно рисовать из головы? Часть 2

Итак, теперь нам известно, почему иногда мы совершенно не можем нарисовать то, что, казалось бы, очень хорошо знаем. Дальше – больше.

Воображение = коктейль из воспоминаний

Скорее всего, существо в вашей голове не имеет видимой формы. Наши воспоминания очень сложные – например, когда я скажу слово «ключи» в вашей голове может автоматически возникнуть форма ключа, а так же запахвкус железа, бренчание связки ключей, холод металла в вашей руке и т.д. Зависит от того, какое из ваших чувств наиболее развито.

Еще раз хорошенько рассмотрите создание в вашей голове. Вы действительно его видите? Или, может, вы чувствуете массу его тела, тепло его дыхания, шуршание хвоста по камням?

Может, вы ощущаете то самое, что обычно не называется чувством: ощущение движения, лапы с мощными когтями, готовые сделать стремительный рывок, или даже вибрации рычащей глотки?

Вся эта информация помогает увериться в том, что изображение существа полное, в то время как визуальная информация – та, что нужна, чтобы что-либо нарисовать – на самом деле довольно жидкая. Как это работает? Когда вы чувствуете когти, вам не нужно видеть их, потому что они и так часть изображения. Однако вы же не можете нарисовать ощущение!

Как точно определить, что изображение, которое, как вам кажется, вы видите, закончено и готово быть привнесенным в реальность?

Проверьте свое воображение

Есть один простой способ. Рассматривайте все элементы вашей картинки, как части активной памяти и тогда вы поймете, что они есть на самом деле. Как? Просто спросите себя о них и ответьте себе словами, а не набросками. Чем более детальна информация, тем больше шансов правильно ее понять в процессе рисования.

Вас поджидает ловушка. Скорее всего, вы легко ответите на такие вопросы:

  • Сколько у него ног?
  • Какого размера его глаза?
  • Какой длины его хвост?
  • Какого он цвета?
  • Какой текстуры?
  • Он большой или маленький?
  • Женская или мужская особь?
  • Мускулистый или тощий?
  • Какие у него лапы: когтистые, с копытами, мягкие лапы?

Проблема в том, что все эти ответы – вопросы! Что значит «мускулистый»? Что значит «большой» или «маленький»? Какая разница между «когтями» и «лапами», между «самкой» и «самцом»? Более того, что такое «ноги», «хвост», «глаза»…? Все эти определения сохранены в вашей пассивной памяти, поэтому может возникнуть обманчивое впечатление знания, но это не значит, что вы сможете активно обращаться к нему, рисуя!

Какая из них та самая «лапа», о которой вы говорили? Подсказка: они все разные!

Вот почему есть такой сильный соблазн нарисовать существо вместо того, чтобы ответить на вопросы словами. Вы думаете: «Я не могу его описать, но если ты мне дашь карандаш в руки…». Ваша пассивная память нуждается в том, чтобы у нее было, с чем сравнивать, поэтому она просит вас это обеспечить, и только тогда она сможет ответить на ваш вопрос: «Хочешь знать, что такое Х? Покажи мне что-нибудь, и я тебе скажу, если оно будет Х». То есть вы оптимистично принимаетесь рисовать когти, а потом получаете ответ: «Нет, это не когти». Теперь очевидно, почему оно вас так расстраивает!

Можете попробовать еще одну штуку, чтобы проверить свои знания. Если вы думаете, что действительно знаете, как должно выглядеть правильное крыло, вы также должны уметь описать, как правильное крыло выглядеть не должно. Скорее всего, вы мало чего знаете о крыльях и все, что у вас есть – это ощущение, что в вашем мозгу это знание все-таки есть.

Придавайте воспоминаниям форму

Теперь мы знаем, что за процесс лежит в основе нашей проблемы. Как ее преодолеть? Что мы можем сделать, чтобы легко рисовать из головы? Ответ прост: нужно заменить пассивную память активной. Я дам вам несколько советов, как этого достичь.

Сконцентрируйтесь на чем-то одном

Во-первых, не усложняйте процесс изучения. Сфокусируйтесь на одном инструменте, одной технике. Если вам хочется рисовать из головы, не смешивайте это с другими своими проблемами, вроде смешивания цветов и затенения. Лучше бороться с одним врагом, чем с целой армией!

Рисуйте простым карандашом, даже не планшетом, потому что планшет тоже может быть источником проблем. Если вы хороши в шейдинге, цветах и т.д., может возникнуть соблазн использовать их, чтобы замаскировать то, в чем вы плохи. Это так же бесполезно по отношению к нашей главной проблеме.

Трудно сказать, что конкретно не так, когда есть столько всего, что может таковым быть…

Это ведет нас к другому совету:

Найдите свои не-умения.

«Я не могу рисовать» — это самая опасная фраза, которую может произнести восходящий художник. У рисования множество сторон и я уверен, что вы способны выучиться хотя бы некоторым из них, как, например, держать карандаш и нажимать им на бумагу. Если вы хороши в копировании (не в обводке), вы можете очень оптимистично смотреть на свои умения. Проблемы с рисованием из воображения абсолютно нормальны в такой ситуации.

Вам от этого может быть не по себе, потому что вы рассматриваете две манеры рисования, как одну и ту же, поэтому вы не можете понять, почему одно вам дается легко, а второе тяжело. В тот самый момент, когда вы разделите их на две разные вещи – срисовывание как навык и понимание вещи как навык – можете расслабиться и сосредоточиться на изучении второй из них, без раздражающего ощущения, что с вами что-то не так.

Вперед, нарисуйте что-нибудь. Что-то появилось на бумаге? Отлично, вы это нарисовали. А теперь посмотрите на рисунок. Что с ним не так? В смысле, что конкретно. «Какая-то бурда» — не ответ. «С ногой что-то не то» — уже намного лучше. Вы не можете сделать из целого рисунка «небурду», но можете выучить, как выглядят «правильные» ноги. Решить проблему «Я не могу нарисовать ногу из воображения» проще, чем проблему «Я вообще не могу рисовать из головы».

Легче продвигаться шаг за шагом, чем пытаться охватить все целиком. Небольшие успехи будут воодушевлять вас идти дальше!

У вас, наверное, куча «неумений», над которыми нужно работать, но не позволяйте этому отбивать у вас охоту работать. Напишите список и выполняйте его шаг за шагом, отдельно работая над каждым пунктом.

Наблюдайте, спрашивайте, отвечайте

Я повторю еще раз, чтобы было еще яснее: если с референсов у вас рисовать получается, а из головы – нет, то у вас проблемы не с рисованием. Когда вы хотите записать свой номер телефона, но забываете его, вы не не можете его записать – вы можете, просто он у вас не закреплен в активной памяти.

Так что вы не не можете нарисовать лошадь, вы не помните, как она выглядит. Чтобы нарисовать что-либо из головы, вам просто нужно это вспомнить, как вы бы сделали, чтобы вспомнить что-либо еще.

Однако живые создания куда более сложно построены, чем номер телефона. Чтобы правильно их нарисовать, вы не можете вспомнить изображение – они выглядят по-разному в зависимости от перспективы, и не только в этом дело. У них также есть свой собственный стиль движения и поведения, которые влияют на итоговую картинку.

Все это просто должно быть усвоено и, по-видимому, вы не сможете пользоваться своим копировально-линейным методом, чтобы сделать это. Теоретически, животное, которое вы хотите запомнить, может быть представлено в виде формы из линий и можно запомнить его таким образом, но это будет невероятно сложно. Есть другой способ.

Шаг 1

Научитесь рисовать простые фигуры, вроде шаров, кубов, цилиндров и т.д. Это научит вас основам перспективы, и вы не должны этот шаг пропускать. Не волнуйтесь, вам не нужно учить, что такое точки схода и сходящиеся линии – просто разберитесь, откуда берется перспектива и каково ее значение в видимом мире.

На этом уровне вы должны уметь рисовать фигуры из головы и рисовать их так, как должно. Это может показаться скучным, но помните: нельзя хорошо рисовать фантастических существ, не умея рисовать простого цилиндра. Пусть это займёт столько времени, сколько понадобится, чтобы понять, иначе это будет вроде рисования рисунка из тысячи линий, когда вы не знаете, как провести одну-единственную. И еще, не лгите себе. Даже самый лучший урок вам не поможет, если вы будете это делать.

Сначала пытаемся понять правила построения фигуры…

…затем пользуемся этим знанием, чтобы рисовать их быстро, не вымеряя каждую линию.

Шаг 2

Учитесь строить более сложные фигуры на основе простейших, которым вы уже научились. Эти конструкции не должны воплощать собой что-либо реальное, так что просто поиграйтесь. В это самое время вы должны убедиться, что свободно ими пользуетесь и можете построить любую структуру прямиком из воображения.

Опять же, если вы не можете вообразить и нарисовать конструкции, основанные на простейших формах, как вы сможете вообразить и нарисовать супер-сложных живых существ? Не дурачьте себя, ни к чему вас это не приведет. Я знаю, вам очень хочется перейти к следующим шагам, но поверьте мне: это то самое, из-за чего вы так долго топтались на месте. Будьте терпеливы и не расстраивайтесь, если дело занимает больше времени, чем вы ожидали. В конце концов, это 80% от того, что вам надо, чтобы свободно рисовать. Если вы справитесь с этим, вы больше никогда не скажете «Я не могу рисовать»!

Если какой-то шаг нужно повторить отдельно, возвращайтесь к нему. Продолжайте только когда легко сможете построить любую воображаемую вещь из простых форм.

Шаг 3

Теперь время понаблюдать. Сконцентрируйтесь на одной теме. Хотите рисовать лошадей – идите смотреть на лошадей, найдите реалистичную модель лошади, или просто воспользуйтесь стопкой фотографий, на которых одна и та же лошадь будет в разных ракурсах. Внимательно ее рассмотрите и вообразите все ее тело в виде простейших форм, которые вы рисовали до этого. Ответьте на каждый вопрос, который могли бы задать о ней. Изучите лошадь, уделите внимание каждой детали, поймите, как она сделана. Используйте глазомер, разберите пропорции и вообразите, как выглядела бы лошадь, их изменить.

Шаг 4

Сделайте что-то вроде референса, зарисуйте лошадь со всех сторон, все это в виде простых форм. Отметьте все измерения, каждую мелкую деталь,которая покажется важной. Ключевой момент – это рисовать лошадь не будто вы смотрите на референс, а описать ее детально, включая информацию, которую вам нужно будет воспроизвести в желаемом ракурсе, не только в том, в котором вы видите ее в данный момент.

Опишите ее вид, движения, поведение, сделайте несколько характерных набросков. Если думаете, что «это очевидно, я это легко вспомню» — все равно запишите, потому что это очевидно сейчас, а потом вам будет трудно вспомнить. Этот набросок-референс – письмо к будущему вам, сидящему за столом и пытающемуся нарисовать лошадь, не глядя на нее. Облегчите себе жизнь и ответьте на все вопросы, которые могут возникнуть у будущего Вас.

Представьте, что пытаетесь объяснить, как выглядит какой-нибудь объект, человеку, который его никогда раньше не видел.

Важно, что наш разум не отвечает просто «длинное», «красное», «острое». Гораздо важнее, что они совмещены и приводят нас к тому, что мы уже знаем. Вместо того чтоб спрашивать (или отвечать) «какие у лошади зубы», спросите «что лошадь ест?». Попробуйте записать ответы в виде: «у них такая-то черта, потому что им нужно делать то-то». Наша память как паутина размеченной информации и лучше всего она работает, когда к ней обращаются именно в таком ключе.

Шаг 5

На следующий после набросков день перерисуйте главный набросок-референс, почистите его. Убедитесь, что все черты очевидны даже для того, у кого нет свежей памяти о лошади, как у вас. Нарисуйте лошадь с помощью собственного референса и проверьте, все ли на месте. Если нет, найдите интересующие вас факты и обновите набросок.

Купите себе папку или что-либо еще, чтобы сложить туда листы бумаги, и положите туда свои референсы. Мои поздравления, вы завершили первую фазу!

Шаг 6

Дайте себе два-три дня отдыха, но не больше. Попробуйте нарисовать лошадь, пользуясь своими набросками, но не открывая их. Это может быть очень трудно, но вы увидите, вы уже помните что-то из них. Когда закончите, сверьтесь со своими референсами и исправьте ошибки, уделяя им особое внимание и подмечая, почему вы их сделали. Еще раз проверьте, не осталось ли вопросов без ответов и обновите референс, если нужно.

Шаг 7

Время от времени повторяйте предыдущий шаг. Начните с коротких интервалов, а потом давайте себе все больше времени на перерыв. Со временем ошибок будет все меньше, а однажды вам больше не понадобится референс, потому что ваша активная память о лошади будет полностью заполнена! Проделывайте то же самое с любым объектом, который хотите изучить и научиться рисовать. Как только заполнится ваша папка с рисунками, заполнится и активная память.

Заметьте, что будет очень трудоёмко создать идеальный, полный референс. Например, вам может понадобиться изучить кости, сухожилия, мускулы и вены лошади, чтобы нарисовать ее реалистично, пользуясь лишь воображением. К счастью, вам это без надобности, пока вы не рисуете в гипер-реализме (в котором никто не рисует без референсов). Наоборот, то, как вы упрощаете предмет в процессе его анализирования, создаёт ваш собственный стиль.

Практикуйтесь (или потеряете все достигнутое)

Итак, ваш мозг ненавидит тратить зря пространство и энергию на то, что вам не нужно, и, по всей видимости, вам не нужно то, чем вы не пользуетесь. Вы можете отлично рисовать лошадей из головы, но перестаньте использовать эти воспоминания на месяц, год, и все исчезнет. К счастью, если вы тщательно следовали плану изучения, вам будет легко освежить свои воспоминания с помощью референса. И все-таки держите в голове факт, что нельзя научиться рисовать из головы раз и навсегда, потому что постоянная практика – это неотъемлемо!

Заключение

В заключении для вас сюрприз. Вы всегда рисуете по референсу, из памяти ли, или по фото.

Теперь вы понимаете, что фантастическое вИдение художника, рисующего из головы великолепных существ – это неправда. Этот художник, скорее всего, тоже рисовал по референсам, прежде чем достигнуть этого уровня.

Так что вы не не можете рисовать что-то из воображения – в вашей памяти просто нет референса для этого предмета. И это, в общем-то, хорошие новости для вас, потому что не важно, насколько вы талантливы (или не талантливы), вы можете выучиться рисованию по-своему. Это займет время, но оно того стоит.

Первая часть