В этом уроке я покажу и расскажу вам, как рисую лица, однако не воспринимайте нижеописанные шаги, как строгую инструкцию.
Как художники, вы должны следовать не урокам, а собственным ощущениям: то, что для вас удобнее всего, то и правильно. Во время рисования я рекомендую держать в голове две вещи:
Выразительность
Какие эмоции вы хотите выразить на лице? Можно соотнести выражение лица с чертами характера (спокойный, злой, ранимый и т.д.), и, таким образом, кое-что рассказать о персонаже с портрета. В этом уроке я буду рисовать лицо с нейтральным выражением, под прямым углом, но в ваших интересах «исследовать» разные эмоции.
Индивидуальность
Я стараюсь не зацикливаться на таких вещах, как симметрия, идеальная детализация, плавность линий. Вместо этого я ищу, как сделать лицо живым, наделить его индивидуальностью. Я пытаюсь определитьособенныечерты сразу и пронести их с этапа скетча до финальных штрихов, меняя или отбрасывая лишь незначительные детали.
1. Настраиваемся
Процесс, который я опишу, может быть применен к абсолютно любой программе, в которой можно настраивать кисти и работать со слоями. На этом этапе важно предусмотреть вот что:
1. Большой холст. Я использую формат А3, 300 DPI, готовый результат идеален для печати.
2. Порядок на рабочем месте. Откройте только самые нужные окна и панели. У меня под рукой только панель с инструментами, слоями и цветовой круг.
3. Горячие клавиши. Быстрый доступ к пипетке и навигации по холсту – ух, почти можно начинать!
2. Основные фигуры
Сначала вам нужно ухватить общую позу, сделайте свой скетч максимально выразительным, почувствуйте движение. Не думайте пока о деталях, к ним обратимся потом.
Угол и направление
Используя технику простейших кругов и линий, вы можете исследовать море различных углов. Снова-таки, не углубляйтесь пока в детали, отмечайте глаза как точки, а рот – как полоску. Пробуйте найти именно ту позицию головы, которая вам нужна.
Форма головы
Персонажи не должны быть на одно лицо, экспериментируйте с различными
формами и линиями. Различные формы лица отражают различные типы
характера.
3. Делаем грубый скетч
Когда возьметесь за первый грубый скетч, продолжайте думать простыми формами и линиями, это не только упростит вам работу, но и поможет почувствовать объем и глубину.
Включите/выключите видимость нового слоя, чтобы сравнить его с наброском из основных форм из предыдущего шага.
Глаза
Я стараюсь рисовать глаза настолько простыми, насколько можно во время создания грубого наброска, чтобы найти нужно выражение прежде, чем детализировать его. Мне пока не нужны зрачок или блики.
Экспериментируйте не только с формой, но и со стилем. Рисуйте глаза вместе с бровями, их взаимодействие неразделимо.
Нос
Рисуя нос, я всегда начинаю с небольшого овала, потом добавляю дугообразную переносицу.
Можно поискать идеальный нос, рисуя его пошире или поуже, пониже или повыше.
Рот
Сначала линия рта, потом губы вокруг нее.
Рот – очень важный элемент в плане эмоций в общении. Уделите внимание уголкам губ – они подняты, опущены, это искренняя улыбка?
4. Работаем с линейным рисунком
Мой лайн не всегда аккуратный, больше напоминает детализированный скетч, так как мне нравится текстурность и динамичность, которую дают небрежные линии. На этом этапе нужно навести четкие линии, заменить небрежно заштрихованные зоны сплошным цветом.
Я стараюсь избавиться от линий скетча из предыдущих этапов, но оставить рисунок читаемым. Во время работы с линейным рисунком отключайте видимость всех нижних слоев, чтобы видеть, где и каких линий еще не хватает.Далее можете приступать к деталям.
Под словом детали я имею ввиду: веки, ресницы, ноздри, которых не было на скетче. Руководствуйтесь последним, чтобы правильно их расположить.
5. Основные цвета
На этом этапе я сливаю скетч-слои вместе, используя метод ниже. Разделенные слои никуда не деваются, а выключаются. Если линии слоя с грубым скетчем уж очень четко наведены и просвечивают под лайном, я понижаю прозрачность этого слоя перед тем, как объединять его с другими. Но также можно выключить слой со скетчем вообще, оставив лишь лайн.
На слое под лайном (те самые объединенные слои) я размещаю основные цвета, а потом в настройках лайна устанавливаю режим «Умножение». Дальше, я меняю насыщенность цвета на свое усмотрение с помощью инструмента «Губка» или настроек насыщенности, чтобы линии как надо вписались в цвет. Я люблю с этим экспериментировать: иногда выбираю слишком яркие цвета для линий, иногда нейтральные. Мой выбор зависит от того, как линии и основные цвета сочетаются, и насколько мне это нравится.
6. Цвета кожи
Чтобы кожа выглядела живо, нужно показать, как цвет переходит из одного
оттенка в другой, местами заметно меняясь. Таким образом, на рисунке
выше вы видите, что я добавила красноты щекам, носику, губам и ушам.
Я выбираю цвета вручную на панели цветов, и это не просто выбор цвета «чуть темнее» или «чуть светлее», ведь с таким подходом кожа будет выглядеть плоско и безжизненно. Нужно найти оттенок, который даст правильное ощущение глубины и текстуры основному цвету.
Разнообразие цвета
Существует множество палитр цветов кожи, вы обязательно должны исследовать их для себя. Разные основные цвета могут иметь разные светлые и темные оттенки. Опыт в выборе правильной палитры я получила, делая быстрые зарисовки с фото-референсов.
7. Добавляем тени
Теперь нужно добавить тени на лицо. Я стараюсь представить у себя в голове объемную фигуру головы и то, как эта фигура взаимодействует с источником света, так что первым делом нужно определиться, где располагается источник света. В случае с этим рисунком, я выбрала мягкий свет, который падает спереди сверху. Также, я чуть меняю общий цветовой оттенок, так как этот мне показался тусклым.
Главной ошибкой тех, кто недавно начал рисовать в цифре, на мой взгляд, является то, что они не умеют работать с оттенками. Выбирая цвет чуть светлее или темнее основного для теней и света, они получают в итоге плоскую картинку. Так вот, мой совет – не бойтесь выбирать светлый оттенок другого цвета, и делать тени резкими и насыщенными.
Три измерения
Когда вы работаете с тенью, вы должны понимать, как форма лица меняется, формируя объемные тени,как и куда от разных её элементов (вроде носа, губ) падает тень. Иметь представление о форме головы и использовать его во время работы с тенью очень полезно.
Освещение
Трёхмерная модель нужна и во время работы с освещением. Само освещение при этом может быть различного типа, яркости, направления и цвета. Быстрые наброски помогут вам разобраться со светом.
8. Детали и финальные штрихи
На этом этапе я объединяю слои с цветом и лайном. Множество художников предпочитают не быть настолько беспечными и не делают этого, но мне нравится, когда все в одном месте. Теперь я буду рисовать поверх получившегося рисунка (кстати, дубликат разделенных слоев я всё же сохраняю и выключаю на всякий случай, как было описано в шаге 5), стирать лишнее сразу, а не метаться по слоям.
Насколько реалистичной или детализированной я захочу видеть свою девочку, столько времени я проведу за финальным этапом. Я оставляю рисунок грубым, энергичным, линии скетча местами все еще видны.
Чтобы сгладить кожу, я нажимаю ALT+клик для быстрого выбора цвета прямо с рисунка, а затем мягкой широкой кистью с низкой прозрачностью делаю штрихи в нужном месте.
Сглаживать кожу лучше в области щек, лба и шеи, а вот основные черты лица нужно оставлять резкими, выразительными.
Когда речь идет о бликах — чем меньше, тем лучше. Поэтому белых бликов у меня минимум. Светлые штрихи сейчас стали выделяться, потому что ими я рисую поверх линий.
Можно добавить веснушки, родинки, родимые пятна, все это поможет подчеркнуть индивидуальность.
Мы сделали это!
Как вы видите, я не особо беспокоюсь об аккуратности рисунка, он вышел похожим на детализированный скетч, и я, кстати, не совсем уверенна в симметрии. Что же, я думаю, недостатки лишь подчеркивают характер, а скетч-эффект – моя любимая фишка.
Если вы бы хотели результат почище и поглаже, выключите все скетч-слои, кроме верхнего (лайна) и проведите чуть больше времени за оттачиванием своего маленького шедевра.
Надеюсь, ребятки, мой урок вам хоть сколько-нибудь помог!