Позы в комиксе гораздо важнее, чем в любом другом зрительном средстве информации, так как картинка в комиксе неподвижна. Каждый ваш рисунок должен быть как можно более эффективным; вы не сможете прибегнуть к движению, чтобы донести свою мысль.
Впрочем, язык тела не просто передаёт эмоцию или действие, он говорит о характере персонажа. То, как персонаж стоит или выражает эмоции, может рассказать больше, чем то, что он говорит или его предыстория. Если мне скажут, что персонаж обидчив или нелегко открывается людям, прекрасно, но на эти качества можно намекнуть (или по крайней мере усилить их) через позу. Если язык тела персонажа более расслаблен среди хорошо знакомых и друзей и наоборот, если персонаж напряжён или сутулится, находясь среди незнакомых людей, к примеру, мы подсознательно начинаем ассоциировать нужные черты характера с персонажем.
Словом, движения персонажа так же важны, как и его дизайн.
Я покажу несколько примеров из моего комикса, поскольку характеризация персонажей Dresden Codak не слишком сложна.
Язык тела Дмитрия Токамака довольно прост. Он сдержан и в поведении, и в движениях. Отчасти из-за крупной фигуры его жесты скованы, иначе он был бы обречен постоянно кого-нибудь толкать.
Его поза начинает расслабляться только когда он подтрунивает над Ким.
Алина Токамак — полная противоположность Дмитрия. Её язык тела гораздо более активен, отчасти благодаря маленькому росту, но так же и благодаря открытости, энтузиазму и заинтересованности. Она часто физически контактирует с людьми и успокаивается только тогда, когда находится в непонятной ситуации.
Она крайне активна, находясь рядом с Ким, так как знает, что та будет терпеть её поведение без вопросов.
Будучи главной героиней, Ким – самый проработанный персонаж в Dresden Codak, поэтому ожидается, что у неё будет широкий набор привычных поз в зависимости от ситуации. Большую часть времени она погружена в свои мысли, грустна, до смерти застенчива и очень покорна в новых социальных ситуациях.
Застигнутая врасплох, она сжимается. Кадр выше иллюстрирует разницу в поведении между Ким и незнакомцем. Ему комфортно в данном окружении, его фигура относительно прямая и в ней нет острых углов. С другой стороны, Ким сжимается в комок, баллон с её репликой отсутствует. В действительности незнакомец вовсе не назойлив и не вторгается в её личное пространство (иначе я бы поместил его ближе, так, чтобы он пересекал невидимую разделительную черту между двумя персонажами). Этот кадр иллюстрирует поведение Кимико: чрезмерная реакция на обычное взаимодействие.
Когда у Ким есть идея, она должна её высказать. Как известно, она продолжает говорить, не обращая внимания на то, понимают ли её окружающие; это её качество отчасти отражено в диалогах и усиливается её физическим поведением. Её глаза расширяются, её осанка принимает острый угол (по направлению к тому, с кем она решила заговорить) и она взрывается. Это единственное поведение Ким, не обусловленное контекстом. Она будет вести себя так вне зависимости от присутствия незнакомцев.
Её поведение кардинально меняется, когда она в своей стихии (обычно в своей лаборатории или занимаясь исследованиями). Её мозг работает как часы и её уверенность в себе взлетает вверх, когда она занята разгадкой тайны. От её сутулости не остаётся и следа, а движения становятся более точными.
Сравните её первую реакцию на незнакомых существ:
С её поведением, когда она начинает изучать их мир:
У всех людей есть своя особая манера говорить, но их тела также обладают собственным «акцентом». Наклон головы, положение рук и осанка могут рассказать читателю гораздо больше, чем просто слова.