Акварельные кисти: выбор и уход

Акварельные кисти традиционно изготавливаются из волоса соболя или куницы – тех самых зверьков, из чьего меха изготавливают шубы.

Разновидности кистей

Акварельные кисти традиционно изготавливаются из волоса соболя или куницы – тех самых зверьков, из чьего меха изготавливают шубы. На протяжении веков художники отбирали лучшие материалы для своих инструментов. И в конце концов выяснилось, что лучшие акварельные кисти делаются из хвостового волоса самцов русского колонка. Этот особый волос с острым кончиком стал известен благодаря своей способности держать краску. Он обладает хорошей упругостью и износостойкостью, поэтому всегда восстанавливает свою форму.

Количество меховых ферм в России сильно уменьшилось: процветающие в 1980ых годах эти уникальные источники меха норки и соболя едва выжили к 2002 году. Политические факторы и их экономические последствия нанесли им тяжелые потери: от 400 ферм осталось от силы 40.

Именно поэтому лучшие колонковые кисти невероятно дорогие. Импорт/ экспорт строго контролируется, и большое количество лучшего материала находится в дефиците. В менее качественных колонковых кистях используется сочетание хвостового волоса женских и мужских особей, и многие из них имеют отличные рабочие качества. А некоторые нет. Несколько дешевле можно приобрести кисти, сделанные из различных «родственников колонка», в них может использоваться волос более низкого качества.

Большинство кистей из волоса соболиных отлично подходят для живописи или росписи. Прогуляйтесь по вашим местным ремесленным лавкам или лавкам художника и ознакомьтесь с различными кистями.

Самыми недорогими считаются синтетические кисти. Причем их качество продолжает улучшаться, и они все чаще показывают свою пригодность при работе с акварелью. Так что есть определенная выгода в том, чтобы покупать большие круглые кисти и флейцы, имеющие широкий плоский наконечник 1-3 дюйма толщиной.

«Швабры» из беличьего волоса и бамбуковые веерные кисти из козы, круглые и плоские кисти используются для создания специальных эффектов, линий и штрихов. В арсенале художника должны быть различные акварельные кисти: круглые, плоские, швабры и лайнеры.

Уход за акварельными кистями

После того, как вы закончили работу, неплохо было бы позаботиться о ваших кистях. Это особенно необходимо, если вы работаете с вязкими красками вроде масляных или акриловых. Если вы не почистите кисти после рисования – они могут стать непригодными для дальнейшей работы.

Акварельные кисти довольно неприхотливы, но через некоторое время пигменты, грязь и связующие вещества «впечатываются» в кисть намертво на границе волоса и металлической обоймы. Это может стать причиной того, что волосяной пучок разделится на части и ваша кисть с острым кончиком или плоским краем через некоторое время будет становиться все менее и менее пригодной для рисования. Давайте поговорим о том, как держать кисти в чистоте. Это просто.

Вам понадобится следующее:

  • Грязные кисти, еще влажные.
  • Кусок мыла. Подойдет любое мыло с натуральными компонентами. Вы работаете с натуральным волосом и тут не стоит экономить. Не следует использовать жидкое мыло. Существуют также специальные художественные очистители для кистей. Никогда не используйте мыло с абразивными частицами!
  • Бумажные полотенца или «рабочие» полотенца.

Очищаем вашу акварельную кисть шаг за шагом:

  1. Положите вашу использованную кисть в раковину, включите теплую воду.
  2. Положите кисть на ладонь и подставьте под теплую воду. Затем аккуратно почистите ее пальцами, пока вода, стекающая с руки, не станет чистой.
  3. Возьмите кусок мыла.
  4. Возьмите вашу мокрую кисть и аккуратными круговыми движениями нанесите на нее мыло.
  5. Положите кисть на ладонь снова и повторите пункт 2, пока не смоется все мыло.
  6. Промойте инструмент и повторите пункты 4 и 5, пока мыльная пена не станет белой, а кисть чистой.
  7. Еще раз ополосните кисть, чтобы удалить остатки мыла.
  8. Осторожно встряхните, отожмите или похлопайте кистью по бумажному полотенцу, чтобы удалить воду.
  9. Придайте кисти ее изначальную форму пальцами и дайте ей высохнуть на плоской поверхности, например на сухом махровом полотенце.

О методе Александра-Росса

Хлопанье кистью по краю раковины или по указательному пальцу быстрым резким движением вверх-вниз может быстро удалить лишнюю влагу. Этот способ отлично подходит для широких плоских и больших круглых кистей. Он основан на старом художественном приеме, который Билл Александр и Боб Росс использовали для рисования маслом. Я тоже использовал эту технику при рисовании акрилом и масляными красками. Но даже мысль об очистке моих лучших акварельных кистей таким способом просто ужасна.

Новые кисти

Волосяной пучок новых колонковых кистей часто бывает скреплен раствором гуммиарабика. Крепление удерживает изначальную форму кисти и защищает волосяной пучок во время транспортировки и на прилавке в магазине. Чтобы правильно очистить новую кисть, вам нужно окунуть ее в емкость с водой и прополоскать круговыми движениями, пока крепление не размягчится и не смоется полностью. Ни в коем случае не сгибайте кончик кисти, пока он еще жесткий! Это может привести к повреждениям, если скрепляющий состав слишком плотный. После полного полоскания удалите лишнюю воду при помощи бумажного полотенца и придайте форму кончику кисти пальцами. Затем положите на сухое полотенце до высыхания.

Только для акварели

Окажите себе и своим инструментам услугу: разделяйте «рабочие» кисти и специальные. Я испортил свою кисть #12 Winsor and Newton Series 7 в колледже, используя ее с тушью на лаковой основе и не смог полностью очистить ее. Вскоре после этого я купил мою первую бамбуковую кисть.

  • Акриловые краски после высыхания прочно ложатся и не растворяются. Даже если вы всего один раз использовали кисть для работы с акрилом, впоследствии она будет менее эффективна при работе с акварелью. Акрил начнет высыхать на основании волосяного пучка уже в процессе рисования. А попытавшись очистить кисть от высохшего акрила, вы можете ее повредить.
  • Многие туши содержат лак или очень сильный краситель. Некоторые могут выкрасить волос вашей кисти совсем как краска для волос. Многие чернила быстро окрашивают в металлическую обойму и разрушают форму кисти.
  • Эмульсионный грунт содержит жидкий латексный каучук. Смыть грунт невообразимо сложно. Если он высохнет на вашей кисти, ее можно выбрасывать – это будет суровый и печальный урок для вас. Всегда смачивайте кисть в мыльной воде прежде чем использовать грунт. Даже если это синтетические или специальные кисти.

Как я уже сказал, если вы использовали «рабочую» кисть при работе с подобными материалами и оставили их высыхать, то она придет в негодность. Мой совет: используйте старые соболиные или синтетические кисти, предназначенные специально для туши, акрила или грунта.

Баночка с водой – это зло

Не оставляйте кисть в воде на долгое время!

Если вы оставили кисть в воде на долгое время, то волосяной пучок изогнется и кисть будет выглядеть примерно так. Через некоторое время кисть может потерять форму и станет бесполезной.

Вода найдет путь и к сухой деревянной ручке кисти. Давление древесины, разбухшей от влаги, расширит металлическую обойму и ослабит охват ручки. Через некоторое время это приведет к разлому и/или расшатыванию обоймы. Видите обклеенную скотчем кисть на фото слева? Эта кисть развалилась прямо во время рисования. Она слишком много времени провела в воде.

Моль

Да, я серьезно. Моль может съесть ваши кисти. У меня это произошло с парочкой кистей, которые хранились в шкафу в подвальной мастерской в течение нескольких месяцев. Личинки оказались в нескольких ящиках и половина волосяных пучков на колонковых кистях #4 (с приличной стоимостью) были пожеваны и частично съедены. Как обезопасить их? Просто храните ваши кисти в чистом и сухом месте. Если у вас не возникало ранее таких проблем, то шариков от моли будет предостаточно. Однако, если вы живете там, где эти мелкие твари процветают, то обзаведитесь ящичком из ароматного кедра для хранения кистей.

Подведем итоги:

  • Не оставляйте краску сохнуть на кистях.
  • Храните ваши кисти в чистоте и сухости между живописными сессиями.
  • Храните кисти в вертикальном положении в банке/ контейнере только после их полного высыхания.
  • Используйте акварельные кисти только для акварельных красок и гуаши.
  • Используйте инструменты из искусственного колонка или специальные кисти для эмульсионного грунта и других вязких или быстросохнущих материалов.