«Четыре сокровища»: материалы для китайского рисования тушью

Четыре самых необходимых материала, используемых для китайского рисования кистью настолько ценны, что их часто называют сокровищами. Если вы скажете “четыре сокровища” в разговоре с китайцем, то собеседник сразу же поймет, что вы говорите о кисти, брикете натуральной туши, тушечнице для растирания туши и бумаге.

Кисти

Традиционные китайские кисти имеют бамбуковые ручки и в качестве ворса — шерсть овцы, козы, кролика, волка или лошади. Очень мягкие кисти используют для рисования птиц или цветов, а также для каллиграфии. Кисти с жестким ворсом могут использоваться для рисования гор и бамбука. Новые кисти пред использованием необходимо на протяжение нескольких минут замачивать в холодной воде, чтобы таким образом удалить излишки клея. Когда кисти не используются, храните их или в плоском (горизонтально лежащем) пенале для кистей, или в подвешенном состоянии ворсом вниз.

Брикеты сухой туши

Чтобы получить из брикета тушь, которой можно рисовать, нужно растереть ее о каменную тушечницу и добавить несколько капель воды. Такие брикеты делают из прессованной сажи, получаемой от сжигания соснового дерева, с добавлением мускуса и других ароматических растительных масел. Иногда их украшают картинками или стихами известных авторов и покрывают позолотой. Высококачественный брикет должен иметь блестящую черную глянцевую поверхность и приятно пахнуть.

Тушечницы

Тушечницы обычно делаются из гладкого и мелкопористого камня такого, как например, сланец. В большинстве своем они имеют квадратную форму с достаточно глубокой круглой выемкой середине, а также оснащены крышкой. Чтобы развести тушь необходимо сначала налить немного воды на тушечницу, а затем обмакнуть в нее брикет сухой туши вертикально, и затем начать растирать его плавными круговыми движениями. Делать это надо медленно и спокойно. Процесс растирания туши дает художнику возможность успокоить ритм биения сердца, очистить сознание и таким образом достичь правильного душевного состояния для рисования китайских пейзажей. Для тех у кого нет времени для растирания туши, также можно воспользоваться готовым раствором из бутылочки.

Бумага

Последнее из “сокровищ” — это бумага. Чаще всего под бумагой для китайской живописи понимают именно рисовую бумагу, но на самом деле название это не совсем верно. Бумагу делают не из риса, а из волокон различных растений и из коры различных деревьев, перемешанных с рисовой соломой. Бумага имеет белый цвет и гладкую текстуру и очень хорошую впитываемость. Бумагу хорошего качества называют иногда “честной”, потому что она покажет каждое движение кисти, которое вы сделаете, и не даст вам спрятать свои ошибки.

Продолжение