«Наши глаза — обманщики» или Основы теории цвета

Цвет не только обладает способностью изменяться в зависимости от поверхности, но и может создавать иллюзию предмета, которого вы на самом деле не видите.

Возьмем, например, этот рисунок. Цвет между облаками воспринимается как синий, на фоне желтого цвета. Обратите внимание на цвет, выбранный пипеткой, — он оливково-серовато-зеленоватый и принадлежит непосредственно желтому спектру.

Ваши глаза вас обманывают.

Представляем вашему вниманию самое лучшее «цветовое колесо» из когда-либо созданных. Оно наглядно показывает, что называется основными, вторичными, третичными цветами. Начинающие художники склонны использовать основные цвета, но со временем открывают для себя и вторичную гамму.

Раскрашивание рисунка становится настоящим искусством, когда художник умеет мыслить третичной палитрой, а нанесение основных и первичных цветов доведено у него до автоматизма, и он даже о них не задумывается.

Но всему свое время! Однако даже если вы все это уже знаете, стоит ознакомиться с данной темой еще разок, ибо слова про автоматизм – вовсе не шутка.

Когда мы представляем себе какой-либо цвет, он обычно представляет собой оттенок одного из основных цветов, наиболее близкий к нему. Возьмем оранжевый. Очевидно, это один из оттенков красного. Пурпурный? Мы в области синего. Говорим про зеленый – представляем один из оттенков желтого. Научиться мыслить «третичными цветами» проще всего, если помнить, что они могут «сидеть по обе стороны забора»: так, оранжевый может считаться более насыщенным вариантом желтого, зеленый – синего, а пурпурный – красного.

Порядок цветов, который мы видим в радуге, — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый – это порядок основных и вторичных цветов, представленный в цветовом колесе. Обратите внимание, что вторичные цвета появляются в месте смешивания основных цветов.

Чтобы определить, какие цвета использовать для раскрашивания вашего рисунка, вам нужно научиться определить главный цвет-фокус. Все остальные цвета, сгруппированные вокруг этого цвета, будут дополнять его. Обратите внимание на колесо вторичных цветов на верхней иллюстрации. Каждый цвет на внутреннем кольце является дополняющим по отношению к оттенку, рядом с которым он расположен, то есть точно на противоположной стороне кольца.

Если вы не зададитесь этими двумя вопросами, то не узнаете пары очень важных вещей:

1. Свет яркий или темный?

2. Свет теплый или холодный?

В двух вопросах кроется теория о третичных цветах. Мы с вами чуть углубимся в эту тему, поскольку это самое главное, что нам нужно знать. Толкового колориста отличают не трюки с цветом и эффектный стиль, а, в первую очередь, знание ключевой информации о цветах.

1. К этому фото применены фильтры, но тени здесь цвета индиго, когда как блики оранжево-желтые. Эффект этот создан дополняющими цветами.

2. На снимке также виден эффект дополняющих цветов, но он немножко иной. Заметили, как яркие цвета тут же уводят ваш взгляд от девушки в бикини (как бы вам ни хотелось на нее попялиться)?

3. На этой фотографии третичные цвета выступают в качестве дополняющих. Посмотрите, как зеленый синеет, а маджента становится менее пурпурной и более фиолетовой.

4. Данное изображение использует дополняющие друг друга фиолетовый и зеленый цвета: куртка девочки и трава. Здесь также присутствует контраст желто-оранжевого и синего: фонарь и отражение неба.

А ТЕПЕРЬ ВАЖНОЕ…

Как же скучно помещение, освещенное белым галогенным светом. В природе такого вы не увидите, поэтому, рисуя, держитесь подальше от белого и черного. Если на вашем персонаже красная рубашка, добавьте немого зелено-синего в тень. Не стоит просто затемнять красный или добавлять черноты, и это очень важно помнить.

Наиболее приятные комбинации, используемые вместе называются цветовой гармонией, и большинство начинающих колористов не знают, как гармонизировать свою палитру. Они видят синий и выбирают синюю краску – их мозг не забит ненужными формулами.

С помощью рисунка-примера я попытаюсь доступно объяснить способ создания гармоничной палитры. Для тени я выбрала насыщенный сине-зеленый оттенок, а после того, как определилась со средним тоном, передвинула ползунок на шкале цветов в сторону желтого и получила цвет для освещенной части листьев. У меня получились холодная тень и теплый свет – все согласно золотому правилу. И не нужно применять очень насыщенные синий, зеленый и желтый цвета, ибо они все вместе не будут выглядеть естественно.

Копнем еще глубже

Один и тот же оттенок красного помещен на оранжевый и бирюзовый фон. Цвет, находящийся ближе к красному на цветовом круге практически растворяет и «успокаивает» его. Из бирюзового фона красный словно выскакивает с криком: «Эй, я здесь!»

На этом примере один и тот же фиолетовый оттенок в двух разных сочетаниях. В одном фиолетовый выглядит более теплым и красноватым на холодном синем фоне, в другом он кажется более синим и холодным на красноватом теплом фоне. Позвольте своему взгляду сфокусироваться на середине и обратить внимание на цвета по сторонам без вглядывания в них.

Это безумное сочетание цветов всегда было моим любимым. Наши глаза, бывает, беззастенчиво вводят нас в заблуждение, однако даже им выдумать подобное не под силу, и все время, пока вы читаете этот текст, цвета меняются местами. Также обратите внимание, что чем дольше вы всматриваетесь в одну точку, тем темнее становится синий цвет.

Для этого феномена существует превосходное научное объяснение, однако оно не должно волновать наши гуманитарные умы.

Для нас самое главное то, что мы можем применить данный феномен с пользой для себя! Он проявляет себя с каждым добавленным цветом, однако сильнее всего только при сочетании синего с красным.

После всего вышеизложенного, позволю себе возвратиться к своему изначальному рисунку. Теперь вам, должно быть, понятно, почему этот странный желтый цвет похож на синий. На моем рисунке облака оранжевые с желтым, и поэтому небо за ними воспринимается как синее. Все, что мне нужно сделать, — это слегка сдвинуть слайдер в сторону синего.

Начинающий художник добавил бы в той области истинный синий цвет. Однако если научиться мыслить третичными цветами, станет понятно, что нужно лишь небольшое количество более глубокого синего, даже если используете желтую пипетку.

Вы на коне, пока помните, что простые изменения цвета помогают создавать наиболее приятную взору цветовую гармонию.

И, надеюсь, теперь вам ясно, почему наши глаза – обманщики.