О трудностях рисования женских лиц

Разбор отличий в анатомии мужских и женских лиц для художников.

Можно кучу времени — чуть ли не всю свою долгую и счастливую жизнь — посвятить разговорам о различиях между мужчинами и женщинами, но даже палец о палец при этом не ударить по поводу важности этих различий. Это, безусловно, очень просто и легко. Но ещё Гёте говорил, что «нет ничего тяжелее, чем вынести череду праздничных дней», так что время от времени всё равно настаёт тот момент, когда приходится рискнуть жизнью и собственной головой ради того, чтобы обратить пристальное внимание на те самые различия.

У меня сейчас настал как раз такой момент, и потому я решил посвятить время объяснению того, почему рисование женских лиц в ряде случаев труднее, чем мужских.

Многие художники быстро запоминают принцип изображения мужских лиц — их костные структуры и группы мышц часто более выразительные, нежели у женщин. Мужские лица, как правило, более угловатые, с сильной и выдающейся нижней челюстью, квадратным подбородком и чёткими бровями. В силу этого художнику бывает проще выделить основные линии и места падения теней, а так же подобрать геометрические формы для достижения лучшего результата, особенно если речь идёт об улавливании наиболее характерных черт для достижения портретного сходства. Женские же лица имеют более округлые формы и мягкие черты.

На этой схеме показано, что у мужчины прямая линия бровей, угловатая форма лица, обусловленная костной и мышечной структурой, массивный прямоугольный подбородок и широкая шея. Лицо женщины имеет более обтекаемую, овальную форму, брови по свой форме дугообразные (в отличие от прямых мужских): так же у женщины подбородок острее и шея тоньше.


Ещё одно ключевое различие (и причина, почему лица мужчин бывает проще изобразить) заключается в том, что у мужчин с возрастом появляются более глубокие и заметные морщины, в то время как у женщин они менее заметные, так как у женщин другая текстура кожи и менее выраженные костные и мышечные структуры на лице.

Из этого следует, что если художник хочет добиться портретного сходства посредством набора наиболее характерных черт, которые он собрался изобразить линиями, то ему ясное дело будет проще работать с такими лицами, в которых уже от природы есть какие-либо характерные и узнаваемые детальки.

В примерах, которые я сейчас покажу, хорошо видно, как художники работают с мужскими лицами, имеющими острые и геометричные формы, заметные лицевые мышцы и глубокие морщины и ямочки.

В этом рисунке художник Морт Дракер усердно поработал с анатомией мужского лица, в то время как у девушки он ограничился просто контуром. Для рисования её лица не подошел бы тот же способ, которым был нарисован мужчина.

Смотрим дальше. Здесь художник Леонард Старр прорисовал выступающий подбородок, скулы и брови у мужчины, в то время как у девушки из заметных черт есть только, разве что, более широкий лоб (а значит и ума у неё явно побольше).

А здесь Норманн Линдси предпринимает следующую попытку передать разницу между мужским и женским лицом: для изображения лица женщины он использует маленькие точки, а для передачи мужских черт лица — яркие штрихи.

Вся соль в рисовании женских лиц заключается в том, что художнику нужно уловить более тонкие и изящные черты, используя при этом меньшее количество линий и менее броские геометрические формы, а для этого художнику оказывается не нужен его привычный фундаментальный «инструментарий», который он использует при рисовании мужчин.

В примере ниже Леонард Старр не ограничивается одним лишь контуром лица девушки — он уже более чётко прорисовывает щёку. Для этого ему потребовался всего лишь чуть больший нажим пера для усиления толщины линии в паре мест, но лицо уже смотрится гораздо более живым, со своими уникальными чёрточками.

Итак, в чём же всё-таки главное отличие в рисовании мужских и женских лиц?

Одна из составляющих волшебной силы рисования заключается в том, что оно может в самые неожиданные моменты открывать нам глаза на, казалось бы, очевидные вещи, которых мы, тем не менее, часто не замечаем. Возможно, что причина различий мужских и женских лиц, с которыми мы сталкиваемся при рисовании, лежит в наших самых общих представлениях о том, чем отличаются мужчины и женщины. Мужчины часто сами по себе конкретные и прямолинейные в своих проявлениях, и, собственно, их яркие и выраженные черты лиц вполне соответствуют их природе. Женщины же напротив чаще «читают между строк», тонко чувствуют и свои собственные мысли выражают без навязывания, не напрямую.

Искусство изображения формы без особой опоры на какие-то заметные формы и очертания как раз таки и требует от художника той самой «женской» тонкости ощущений и более глобального понимания, умения «зрить в корень». Если хорошо это делать, то можно достичь замечательных результатов.

Вне зависимости от того, созвучны ли эти принципы вашим собственным мыслям, на одном мы с вами точно сойдёмся. Если вам не хватает терпения и усидчивости на постижение секретов чего-либо сложного, неочевидного и неоднозначного, то нехватку знаний и опыта в этом вы точно не компенсируете теми способами действий, которые привыкли совершать в более простых с виду ситуациях. Как в случае с лицами, огромное количество ярких штрихов и линий, которые вы, может быть, привыкли делать при рисовании мужских черт лица, не поможет вам аутентично изобразить женское лицо. В подобных случаях ваши действия могут сыграть против вас.