В предыдущих уроках мы познакомились с общим строением и различными положениями тела. Теперь мы готовы нарастить ему плоть, и главным образом это означает мышечный слой, поскольку именно он определяет внешний вид объектов.
Понимание того, что нужно рисовать
При упоминании уроков по рисованию мышц в памяти всплывают медицинские таблицы, но такие сложности нам ни к чему. Мы должны знать лишь то, что видно под кожей, потому что именно это мы и рисуем: в реальной жизни придется попотеть, чтобы отыскать человека, на чьем теле мышцы видны в деталях (в основном это бодибилдеры и некоторые атлеты). К тому же только отдельная ниша иллюстраторов придает внимание детализации мышц в своей работе, например художники комиксов о супергероях.
Таким образом, нам достаточно будет начать с понимания основ, а затем уже двигаться в сторону медицинских таблиц, если в этом будет необходимость.
В графиках ниже разными цветами я выделю группы мышц, а черной линией покажу формы, которые будут видны под кожей (а также выступающие кости, которые тоже будут заметны).
У каждого из нас под кожей находится жировой слой, который зрительно сглаживает форму находящихся под ней мышц. Возьмите угловатый объект, скажем, коробку, и накройте ее тонкой тканью, например простыней. Взгляните на то, как выглядят углы. А затем накройте ее толстым полотенцем. Видите, как угловатость сглаживается? Именно это происходит с телом.
Итак, этот жировой слой, похожий на толстое полотенце, как правило, толще у жителей холодных районов, а также у женщин, в то время как у мужчин больше мышечной массы. Более того, жизнь каждого отдельного человека создает бесконечное количество вариаций. Человек можете быть мускулистым, но иметь толстый жировой слой, который придает ему обманчиво пухлый вид. Он может быть настолько худощавым, что о мышечной массе и речи не идет. Или оказаться средней накаченности, но иметь так мало жировых отложений, что тело кажется высеченным из камня (имеет «мускулистый» вид). А также любым промежуточным вариантом.
Гид по мышцам
Примечания о работе мышц:
- Задача мышцы – соединить точки, к которым крепятся ее концы. Этот простой факт поможет вам определить, с каким движением связана конкретная мышца.
- Задействованная мышца (сокращенная) твердая и выступает под кожей (в определенной степени, чем больше прилагается усилий, тем сильнее она выступает).
- Незадействованная мышца (расслабленная) не выступает и может быть мягкой при нажатии.
- Мышца может только тянуть – не толкать: чтобы вернуться в исходное положение, ей требуется мышца противоположного действия (антагонист). Поэтому большинство мышц объединены в антагонистические пары и, когда сокращается одна мышца в паре, другая обязательно расслабляется. Например, когда вы сгибаете ногу, мышца, которая отвечает за ее разгибание, не может выступать и наоборот (вы можете намеренно напрячь все мышцы, скажем, чтобы блокировать удар, но в этом случае вы не сможете двигаться).
Если вы усвоите сказанное выше, вы всегда будете знать, какие мышцы должны выделяться в каждом конкретном случае, независимо от того, какое именно движение вы рисуете. Так вы сможете избежать анатомической бессмыслицы. Перед вами иллюстрация того, что состояние мышц определяется не положением конечности, а движением:
На схемах ниже мышцы, подписанные одним цветом, объединены в антагонистические пары, и это значит, что они не должны изображаться выступающими одновременно.
Туловище
Ниже представлены мышцы туловища, о которых вы должны знать. Также обратите внимание на две пары костей:
- Ключицы, которые видны всегда, за исключением тех случаев, когда их скрывает необычайно толстый жировой слой.
- Лопатки, выступающие, если мышцы спины недостаточно развиты, чтобы скрыть их. Видимость лопаток также зависит от движений рук, наклона туловища и так далее, поэтому будет полезно понаблюдать за ними в жизни.
Очевидно, что, поскольку я стараюсь показать все возможные линии мышц, в результате мы получаем очень мускулистое сухое тело, в то время как на менее накаченных телах линий будет видно меньше: сравните нашу исходную модель с ярко выраженными мышцами, чтобы продемонстрировать линии, и среднестатистическую фигуру, на которой линий заметно меньше, а лопатки выступают сильнее, чем мышцы спины. Обратите внимание на менее выраженные плечи и более широкую талию. То же касается и женщин, однако их грудные мышцы скрыты под молочными железами, поэтому достаточно изображать последние.
Руки
Перед вами другой пример – мышцы рук:
Внешне строение руки среднестатистического человека выглядит так:
Ноги
Обратите внимание еще на две кости на рисунке ниже: надколенник (коленную чашечку) и большеберцовую кость, от которых зависит вид голени спереди. Там и в самом деле почти нет мышц. Вот почему удар по голени такой болезненный – его нечему смягчать. Можно иметь мощные, необычайно развитые икры, но их антагонисты, передние большеберцовые мышцы, никогда не вырастут до таких размеров.
Также заметьте, что лодыжка выступает с обеих сторон стопы, но со внутренней она выше. И наконец, ахиллово сухожилие, которое, как понятно из названия, мышцей не является: хотя оно и может отчетливо выделяться у людей с хорошо развитыми мышцами ног, оно не в состоянии сокращаться и, следовательно, бугриться под кожей, как это делают мышцы (его задача – крепить мышцу к кости, а не двигаться).
Жировая ткань
Как было сказано выше, у всех нас есть подкожный жировой слой. Он может быть минимальной толщины у самых мускулистых атлетов или вообще отсутствовать у голодающих, но даже у здоровых людей он есть – на самом деле именно благодаря ему тело воспринимается как здоровое, а не «мешок с костями».
Кроме того, жировые отложения располагаются в определенных участках тела, и эти участки у мужчин и женщин разные! Как видно на рисунке ниже, жировая ткань у женщин откладывается на внутренней поверхности плечей, на бедрах и ягодицах, в то время как у мужчин – в области живота.
Значит ли это, что на остальных частях тела жир не откладывается? Нет, это значит лишь то, что эти участки «заполняются» первыми. Стройная девушка, набирающая вес, сначала заметит отложения на бедрах и ягодицах (aka «я не влажу в джинсы!»), потом на внутренней поверхности плечей, а мужчина первым делом отметит появление «пивного пуза» (и наоборот, при потере веса с этих частей тела жир исчезает в последнюю очередь, если вообще исчезает).
Затем, если вес продолжает увеличиваться, слой подкожного жира начинает расти вслед за жировыми отложениями, и мы видим, как вес распределяется по всему телу. Наконец, в особо запущенных случаях везде, где кожа может растягиваться, появляются складки.
Также имейте в виду:
- Тенденция накапливать жировые отложения возрастает после сорока.
- После менопаузы жировые отложения у женщин перераспределяются в область живота и далее накапливаются, как у мужчин.
Грудь
Еще одна часть тела, строение которой нужно знать, — это женская грудь. Вы получите уважение и благодарность половины человечества, если будете рисовать ее как есть, а не так, как это делают в большинстве комиксов.
Для начала пара слов об анатомии: грудь – это не мешочки мягкой ткани. Это железы, а значит, в них есть плотное тело, окруженные мягкой жировой тканью. Из этого также следует, что они имеют вес и поддаются воздействию гравитации. Наличие жировой ткани означает, что грудь действительно увеличивается или уменьшается в размере по мере того, как женщина набирает или теряет вес. Более того, интенсивные тренировки идут рука об руку с уменьшением груди, которое может быть незаметным или значительным (что можно наблюдать у женщин-атлетов и в особенности тех из них, кто начал тренировки до полового созревания).
Грудь бывает разных форм и размеров, поэтому вывести общие пропорции и рекомендации очень непросто. Так что, как в случае с телом ростом в 8 голов, мы начнем с идеально пропорциональной груди в понимании западного общества, которую можно наблюдать в руководствах по реконструктивной хирургии:
Эта короткая лекция должна направить вас на верный путь. Я понимаю, что найти референсы натуральной груди практически невозможно, потому что поисковые системы выдают сомнительные результаты, а на менее связанных с запросом источниках (например, в магазинах нижнего белья) можно найти изображения груди, которая подчеркивает достоинства продукции, и только. Но можно понаблюдать за одетыми женщинами – так, чтобы это не выглядело странно, пожалуйста, – и за тем, как эта часть тела двигается и влияет на их осанку.
Время практики
В этом уроке мы подробно разобрали большой объем информации, который нужно усвоить. Встаньте перед зеркалом и найдите на своем теле каждую из описанных здесь мышц. Не обязательно запоминать их названия – смысл в том, чтобы понять, какие где находятся (если вы занимаетесь спортом, вы уже наверняка знаете немало).
Может оказаться, что вам потребуется выполнить определенное движение или коснуться одной частью тела другой, или найти конкретный угол освещения, чтобы заметить некоторые из них. Это лучший способ уствоить и понять этот материал, потому что мышцы – настолько подвижная часть тела, что даже лучшие в мире схемы и таблицы не могут это передать. Поняв, как они устроены и работают внутри, вы сможете определить внутреннее строение других тел и нарисовать их с полным пониманием того, что вы делаете.
Посмотрите на фотографии людей, статичных или в движении, чьи мышцы видны отчетливо. Набросайте их и разным цветом наметьте мышцы – каждую из них, скрытых под кожей. Также отметьте выступающие кости и т.д.
Когда вы станете более уверены в своих силах, возьмите менее рельефные модели без подсказок, видимых снаружи. В какой момент не остается ни одного намека на то, как выглядит внутреннее строение?
Рисуйте с нуля, как в случае с базовой фигуркой из палочек, затем нарастите ей мышцы и проведите контур кожи, и не забудьте о груди для женских фигур.