Основы рисования (линия, тень, край, положение на странице)

Многие рисующие люди знают, что нужно постоянно работать над своей техникой, чтобы расти и совершенствоваться. Это важно для многих творческих профессий: иллюстраторов, архитекторов, художников, скульпторов, дизайнеров и даже татуировщиков! Работа с графикой является основой искусства, позволяя художнику не только увидеть, но и запечатлеть нужный образ в линии, тени, контуре и жесте.

«Рисующие руки», М.К. Эшер, литография 1948.

Научитесь рисовать — и вы никогда не будете прежними

Изучать рисунок можно разными интересными способами. Можно записаться на курсы, направленные на рисование с натуры, где вас научат работать с быстрыми набросками, а на более длительных занятиях покажут, как суметь уловить движения и жесты натурщика. Можно продолжить рисовать и самостоятельно, просто взяв бумагу и карандаш, по средствам скетчей изучая мир вокруг. Вы познакомитесь с разными художественными инструментами, с помощью которых и создается графика: карандашом, углем, пастелью, пером и чернилами.

Если вы хотите научиться рисовать реалистичные формы, каждый раз как берете в руки карандаш, стоит обратиться к специальным техникам развивающим навык рисования. Прежде всего нужно начать с наблюдения и зрительно-моторной координации — научиться переносить увиденное на бумагу. Затем можно перейти к изображению разных типов фигур, изучить как они двигаются, и какие позы могут принимать. Потом поработайте с живописью, и не забывайте про ежедневные наброски в скетчбуке. Жизнь художника, работающего с графикой — это беспрерывная практика. Это действительно тяжелый труд, но и награда за него высока — возможность рисовать все, что захочется!

Как нарисовать красивую картину

Пятиминутный эскиз позы авторства Джона ДеМартина.

«Одна из главных причин, почему рисунки у художников могут выглядеть не лучшим образом — это недостаток четкого понимания основ выразительного экспрессивного графического рисунка» — говорит Джон ДеМартин, популярный нью-йоркский художник.

«Графический набросок — неотъемлемая часть создания рисунка» — говорит он. «Это дает возможность взглянуть на предмет с разных сторон. Художник может увлечься идеей будущего рисунка и слишком быстро бездумно начать творить, не проанализировав как следует стадию наброска, соответственно совершив ошибки уже в самом начале, которые невозможно дальше исправить. Потратив немного времени на подготовку, можно тщательнее обдумать и отобрать лучший вариант, лучший фундамент для будущего креативного рисунка.

Самая важная часть в семинарах ДеМартина это то, что они знакомят студентов с изобразительным искусством, используя разные подходы, что дает наилучшее полное представление о работе над рисунком. Например, он заставляет студентов начинать день с быстрых набросков, которые передают спонтанный, экспрессивный способ рисования линией.

«Короткие наброски от 1 до 45 минут, как правило, больше сосредоточены на линии и жесте, а длительные (один час или больше) на форме и объеме,» объясняет он. «Из-за ограничений во времени, любая детальная работа над объемами крайне сложна, так что чем больше я смогу передать объема простыми линиями, тем лучше.» Когда художники тратят несколько часов или дней работы с одной и той же позой, их рисунки становятся детально проанализированными в плане объема, формы и перехода от света к тени.

«Оба подхода могут оказаться полезными для художников, но также могут и привести к некоторым проблемам», говорит ДеМартин. «Художники, которые постоянно работают с быстрыми набросками часто могут нарисовать только стилизованные работы, которые скорее выглядят шаблонными и образными, чем действительно похожими на саму модель. С другой стороны, художники, которые тратят много времени на создание арта, чаще всего теряют эмоциональную составляющую. Комбинируя два подхода, вы имеете гораздо больше шансов добиться действительно интересного сбалансированного рисунка «.

ДеМартин рекомендует использовать различные материалы для создания рисунка, но рисовать стоит в одной и той же позе. «Рисовать нужно стоя, движение руки должно идти не от запястья, а от плеча,» подчеркивает он. «Художник должен видеть как поверхность для рисования, так и саму модель.»

ДеМартин объясняет, что не существует одного основного подхода для освоения рисования или живописи. Самое важное для художника — это помнить, что рисуя больше, мы научимся выбирать верные элементы для рисунка, начнем точнее чувствовать композицию линий и объемов, сможем решать проблемы по мере их поступления.

Техника рисования: Линия и Тень

ДеМартин (зарисовка фигуры). Рекомендация: рисовать и подчеркивать рисование ритмических поз

Перед вами несколько примеров от Джона ДеМартина, как можно рисовать, используя линию и тень.

Линия: Главная цель в создании быстрого наброска — передать ритмичность движения. Поймайте движение прежде чем приступите к работе, без чувства ритма, рисунок потеряет смысл. Если время позволяет, можете обозначить четче поворот головы, грудной клетки и таза в пространстве, используя вертикальные и горизонтальные линии. Сделайте больше акцент на скелет, чем на мышечную структуру.

Линии, создающие контур тела, могут пересекать основную форму, если это помогает передавать особенность движения и динамику. Если рука пересекает какую-то часть тела, то художнику следует сперва наметить саму фигуру в рисунке и после поверх обозначить руку. Тут главное уловить движение и передать его контуром, все остальные тонкости можно всегда доработать позже.

Тень: Тени помогают художнику выявлять объекты, которые лучше освещены. Начиная работу с тенями, найдите самую освещенную точку рисунка и оставьте ее не заштрихованной (белой как лист), тени же передайте легким штрихом. Над объемами тут беспокоится не стоит, мы передаем такими штрихами именно светотень. Очень важно знать, какие формы на рисунке освещены и где падает тень, потому что художники часто путают штрихи объема с тенями.

Учиться правильно работать с тенями, например, применяя уголь — значит уметь верно добавлять слои. Сперва наметьте, то место где будут располагаться тени, затем используйте уголь с большим нажимом, чтобы тени «растеклись» по поверхности. Это будет прекрасно выглядеть рядом с менее четкими штрихами, еще больше отделяя пространство тени от света. Когда мы собираемся работать над рисунком больше часа, иллюзию трехмерности рисунка можно передать с помощью объемов светотени. Те части фигуры, которые повернуты от источника света, становятся темнее по мере приближения к линии тени. Так работает градация оттенков, передает эффект округлости предмета. Чем более округла форма, тем больше оттенков мы видим.

Учимся рисовать края

 

“Мужчины прогуливающиеся в поле”, Жорж-Пьер Сёра́, 1883, рисунок, 12 x 9 1/8. В коллекции музея искусства Балтимора.

Линии контура используются для обозначения краев формы в рисовании. На самом деле, мы не видим линий образующих, например, лицо, мы видим, как форма изгибается и уходит из нашего поля зрения. Обратите внимание на то, что излишняя концентрация на контуре, может отвлечь от передачи движения модели, которое, как правило, идет от центра объекта. Но так, или иначе, хороший рисунок не может обойтись без контура.

Округлые формы достаточно сложно передать. Многие преподаватели рекомендуют использовать прямые цельные линии, которые стоит лишь слегка изгибать по мере необходимости позже. Если вы считаете, что такой метод подходит только начинающим художникам, то посмотрите внимательно на то, как Рубенс, мастер в этом деле, работал с ним.

Края отлично работают для обозначения положения предмета в пространстве, его глубины. Толстая линия обозначает, что данная часть находится близко, а тонкая линия переносит форму ближе к фону. Помните, обозначение контура — это не просто бездумный набросок линий. В работах, где применяется большая градация тонов, более жесткие контуры и явный контраст между планами создают впечатление, что форма расположена ближе к смотрящему, чем форма с более мягкими контурами и менее контрастирующими планами. Это необходимо для правильного рисования тени падающей — эта тень наиболее яркая в той точке, где соприкасается с объектом, ее отбрасывающим, и затем рассеивается по мере удаления от точки соприкосновения с объектом. На своем рисунке “Мужчина прогуливающийся в поле” Жорж-Пьер Сёра́ заставил более близкую к нам фигуру визуально выдвинуться вперед на картине, увеличив контраст между темными планами и светлыми планами по средствам того,что сделал ее контур гораздо более жестким.

В своей книге Mastering Drawing the Human Figure From Life, Memory, Imagination (“Как научиться рисовать фигуру человека с натуры, по памяти из воображения”) Джек Фаргассо отмечает, что самые важные края — это те, что выделяют светлые и темные узоры. В качестве примера он приводит тяжелые присборенные воротники, которые можно часто увидеть на полотнах Рембранта. В таких воротниках наиболее важными краями являются не конкретные складки, но скорее грань тени по мере того, как воротник попадает в освещенное пространство. Правильное отражение в рисунке этой линии сделает гораздо больше для придания реалистичности круговому воротнику, чем прорисовка сотен конкретных детальных линий.

Как разместить рисунок на листе бумаги

«Обнаженный мужчина, стоящий на коленях, держит в правой руке ткань», Жан-Антуан, 1715-16

Вы всегда можете поместить объект вашего рисунка линиями или контурами прямиком в центре страницы. Это делает серьезное заявление, и в некоторых случаях совершенно четко выражает то, как по-вашему смотрящий должен воспринять вашу работу. Но если вы разместите предмет где-либо еще в композиции, может заставить фон работать на вашу идею и создать интригующее напряжение, намекнуть смотрящему на какую-то историю и провести взгляд к фокусной точке более не навящивым образом.

Французскиий термин mise en page (дословно: “положение на странице”) иногда используется в отношении этой концепции, однако корни самой идеи идут куда глубже — в основном все размышления относительно композиции рисунка ведут свое начало из эпохи Ренессанса. Ко времени творения Ватто их важность крепко сформировалась в подходах большинства художников, а на сегодняшний день вообще непостижимо, как практикующий художник-профессионал вообще может игнорировать точность выполнения этих принципов.

Естественным для нас является располагать объект в центре композиции, фокусируя на него все внимание, которое он заслуживает, находясь в центре “сцены”, но обычно такой подход не отражает то, как мы обычно смотрим на мир. Исключая те ситуации, в которых объект наблюдения располагается очень близко к нам, как правило, нашим боковым зрением видим еще массу вещей из окружающей обстановки. Мы воспринимаем все в рамках контекста и этот контекст влияет на то, как мы трактуем фокусные точки. В качестве рисовальщиков, мы должна стараться побороть то, что делается “на автомате” и полностью окинуть взглядом всю сцену и в дальнейшем точно ее описать в своей “живописной сцене”.

Периклис Пагратис из колледжа искусств и дизайна в г. Саванна, США, учит своих студентов основам рисования и не только, включая мысль о том, что, когда вы продумываете композицию, то вы должны думать об объекте, как о голове Медузы. Не смотрите на него прямо, или обратитесь в камень (ну или, если не вы сами, то ваш рисунок). Негативное пространство вокруг предмета должно играть неотъемлемую роль в композиции. Когда дело дойдет до проработки объекта, его у вас будет достаточно на детальную прорисовку.