Большинство людей понимает важность выражения лица в комиксах, но если и есть что-то, чем постоянно пренебрегают, так это руки. И это позор, поскольку руки – это второе, на что мы инстинктивно смотрим, общаясь с человеком.
Мы используем руки, чтобы подчеркнуть свою точку зрения; если мы совсем прекратим жестикулировать, естественная речь станет довольно затруднительной. И вот что ещё: жесты руками выделяют то, что важно, и они – именно та часть тела, которой мы чаще всего взаимодействуем с окружающим миром и другими людьми. Руки фокусируют внимание на том, что важно в сцене, и пренебрегать ими всё равно, что пренебрегать основным инструментом повествования.
The Meek – прекрасный пример вебкомикса, где автор знает, как использовать руки. Они не просто подчеркивают жест или настроение, но разные персонажи имеют разные привычные жесты, как и люди в реальной жизни. Будь это лёгкий жест (выражающий нечто вроде королевского спокойствия) как в примере выше, или выражение удивления или недоумения:
Невинное исследование:
Или видимое разочарование:
На примере выше начнём от рук девочки, находящихся прямо в центре и почти зеркально отображённых. Благодаря этому фокус находится строго по центру, а композиция проста. Затем «камера» сдвигается влево, и минутная задумчивость сменяется действием. Её правая рука делает жест в сторону, и мы инстинктивно хотим перейти к следующей сцене, какой бы она ни была.
Enrique Fernandez проделывает отличную работу, заставляя руки взаимодействовать с другими объектами и лицами. Они позволяют сфокусироваться на самом важном в сцене. Самое главное в рисовании комикса – направить взгляд читателя, и действенный способ для этого – руки.
Хотя панели щедро детализированы, нет никакой путаницы в том, что является фокусом каждой из них. Если читателю приходится долго и усердно искать главное, он теряет интерес в изобразительной части комикса и может потерять интерес к комиксу в целом.
Руки не обязательно должны быть реалистичными или детализированными, чтобы достичь своей цели. Octopus Pie – очень «мультяшный» комикс, но экономия движений и композиции в каждой панели не мешает донести смысл. В жестах персонажей так же есть определённый язык, и ни один персонаж не жестикулирует точно так же, как и другой.
Hark, a Vagrant – это пример ещё больших крайностей. Реализма действительно мало в формах в целом, и в руках в особенности, тем не менее они крайне выразительны и легко читаются. Нет никакого сомнения в том, как персонаж себя ведет или что чувствует.
Одним словом, руки – важная часть тела, на которую мы смотрим, общаясь с человеком. Вне зависимости от стиля, если художнику нужны достоверные и привлекательные персонажи, эти персонажи должны двигаться и действовать как живые люди, и эти люди должны жестикулировать так, чтобы происходящее в комиксе читалось легко и эффективно.