Анатомия обложки

На примере обложек Alabaster #1 & #2 Грега Рута

Итак, это вторая моя серия обложек для удивительно интересной, темной, устрашающей серии ALABASTER авторства Кэйтлин Кирнан, издаваемой в Dark Horse Comics and Books. Эта новая серия состоит из пяти частей и следует за предыдущей серии из шести частей, что означает все утяжеляющееся бремя необходимости постоянно рисовать все лучше и лучше, чем в предыдущий раз.На данный момент я за свою карьеру уже нарисовал примерно тонну обложек для книг, но, пожалуй, сложнее и интереснее всего работать именно над этой серией. История — это классический южный готический хоррора (прим.переводчика — жанр американской литературы, к которому причисляются такие произведения как “Убить пересмешника” Харпер Ли, некоторые романы Уильями Фолкнера, Трумана Капоте, Энн Райс, Кормака Маккарти, а также популярный сериал “Настоящий детектив”), действие которого разворачивается в современное время. В главной роли — Дэнси Фламэрион, альбинос, лесбиянка и охотница на монстров с большим кухонным ножом. Ей помогают говорящая ворона и демонический серафим. То есть это как раз по моей темной части. Немного необычно, что я рисовал эти обложки примерно год назад. Но для мира печатных изданий такой большой промежуток времени между завершением рисунка и датой печати — норма, но, как правило, в отношении комикс- индустрии это не так. Это значит, что заказчику приходится оплачивать работу над пятью обложками без возможности покрыть издержки из продаж. Но Dark Horse были привязаны к этой серии, к Кейтлин и, хотя работа над комиксом заняла больше времени, чем предполагалось, из-за смены художника по интерьерам, наконец, серия увидела свет.

Когда мы начали новую серию, Дэнси была мертва и находилась в потустороннем мире, черная со звездами, потерянная в необычной белизне этого места. Так что идея для для первой обложки была очевидна. В последнее время я просто влюбился в графитовые карандаши, особенно в троицу от Blackwing Palomino, 602 и the Pearl, а также в Staedtler allXwrite.

Итак, как всегда начинаем со скетча. Обычно я рисую что-нибудь очень быстрое на бумаге для принтера, потом это сканирую и посылаю заказчику, сопровождая извинениями и описаниями, того, что такая иллюстрация должна показывать, но может не показывать в силу незавершенности. Именно на этой стадии мне нужно попробовать разные по смыслу задумки и потом отбросить все неподходящие. Первой жертвой этого процесса пала птица, но ее уход оправдан — место для названия. Когда работаешь на обложкой, — и что еще легче, над обложкой комикса, так как они все обычно имеют сходный дизайн (слева сверху логотип и bullet, код upc внизу,, итд) — необходимо помнить, где будет размещено название и перечисление авторов. Помнить о них очень важно, потому что если изначально учесть эти места в композиции, то иллюстрация в итоге получится лучше, а у вас не будет головной боли о том, как и что нужно куда-то передвинуть или упихнуть. Мой метод таков — я делаю отдельный слой, где в качестве схемы расположены все эти дополнительные вещи, а потом я применяю его поверх скетча, чтобы посмотреть вписываюсь ли я в приемлемые границы. Знаю, поначалу кажется, что делать так очень геморройно, но в последствии вас этот трюк спасет от многих бед, уж поверьте мне..

Что мне нравится в том семействе карандашей, о котором я говорил выше, так это то, что они имеют разный тон, разное качество и разную темноту. Вместе они работают просто замечательно. Такая огромная разница в тоне позволяет с их помощью нарисовать такую картинку, какую можно было бы нарисовать красками, но в инвертированном варианте. Palomino дает мне возможность оперировать по-настоящему темными цветами, когда мне это нужно. Когда нужно что-то противоположное, Staedtler делает возможным рисовать паутинки наитончайших линий. Однако в работе на этой иллюстрацией я все же сделал ошибку: нарисовал первоначальный скетч голубым карандашом в надежде дать оригиналу потустороннее призрачное свечение, которое должно было исчезнуть при печати. Ода предположения не оправдались и я больше никогда не буду так делать. Все выглядело просто ужасно, и воскообразная текстура цветного карандаша сделала непростой задачей нарисовать достаточно темных тонов, которыми как раз и известен Blackwing. Не каждый эксперимент проходит удачно, но ни один провал не забывается.

Так как я люблю рисовать — это бумага из хлопчатобумажного сырья Strathmore, хорошо улавливающая графит, она очень плотная и мягкая, и сильное давление на нее может создать вот такие вмятины и целые долины на картинке. Сначала, я думал, что это недостаток бумаги, но потом понял что было бы круто использовать его в нужных случаях. Итак, в качестве эксперимента я применил этот новый прием к этой иллюстрации и при сканировании надеялся, что свет сканера сможет уловить эти крошечные хребты и долины. И к счастью, все получилось.

Наконец, когда все было переведено в цифровой формат и готово к дальнейшей работе, пришло время подкорректировать соотношение света и теней, доделать какие-то пропущенные детали и так далее.. Перед началом я знал несколько пунктов, которые следовало учесть: вся Дэнси должна быть черной и состоять из звезд. Это было наиболее очевидное и ожидаемое решение — капли черной краски разбрызганные по бумаге были отсканированы и инвертированы и применены поверх отсканированного арта, после того как было полностью отрегулировано соотношение светлых и темных участков. Другие детали, такие как глаза, пряди волос у лица, намеки на цвет, были следующим шагом. Даже, когда у вас полностью черно-белое изображение как это, его все равно будут печатать в цвете, так что никогда не повредить усилить общие тона, сделав атмосферу теплее или холоднее. Все цифровые добавления делались в photoshop-е с настройками цвета RGB, а потом переконвертированы в CMYK во время ожидания отправки в печать. Лучше сделайте это сами, не оставляя важное решение ребятам из типографии. Они же не знают, какие вам нужны оттенки. И если вы посылаете заказчику электронные файлы, у вас есть возможность утвердить нужные значение цветов, которые могут потеряться при сканировании или фотографировании.Также они могут потеряться и при переводе из RGB в CMYK, как вы заметите. В RGB просто замечательно работать, но принты всегда делаются в CMYK, так что удостоверьтесь в том, что поменяли все сами, и после перевода форматов откорректируйте тона по своему усмотрению. Потом вы будете радоваться, что поступили именно так.

Здесь мне надо было исправить несколько деталей, проблемы со случайным третьим глазом, еще кое-какие вещи и трюки. Я сделал все это в дороге при помощи очень полезного приложения на моем ipad. В ней я сделал записки на jpeg-е и отправил это себе на емейл. Так что оно ждало в студии, пока я не вернусь из отпуска.

Заметка на полях:

*Обычно я использую фотошоп как восхваляемый инструмент для”мазни”. И моим основополагающие правило таково: старайся не делать ничего такого, чего нельзя было бы сделать в “темной комнате”. Если вы хотите применить какой-то особый эффект, то воспользуйтесь тем преимуществом, что можно еще как-то по-новому смешать цвета или наложить тени. Такой подход замечательно подходит, для того, чтобы зарисовать идею, но он не очень хорош для полного завершения работы. Абсолютно всегда лучше все делать самому без фильтров и примочек — вам самим результат понравится больше, и зритель тоже почувствует разницу, даже если не сразу заметит, в чем именно она заключается. Фотошоп может стать для вас сиреной, которая заманит ваш корабль в крушение на мели заурядной работы, точно такой же как и у кого-то еще. Так что всегда избегайте применения модных фильтров и дешевых фокусов. Если ваша картинка неубедительна без всяких красивых прибамбасов, то она неубедительна в принципе. Примененные поверх нее фильтров как в обоях для рабочего стола никогда не скроют этот факт, и наоборот, на самом-то деле, только его подчеркнут. Это как когда ребенок закрывает глаза и думает, что так его никто не видит. К сожалению, дела обстоят совсем не так.

Итак, обложка номер один готова, и мы переходим к следующей. Как я уже говорил, этот проект необычен тем, как рано у меня появилась возможность заняться обложками. Обычно, издатели комиксов любят делать все в последний момент, чтобы отбить свои деньги за счет продаж выпуска, который поступит в магазины всего через пару недель после завершения рисунков. Такая эстетика экстренной реанимации может быть ужасающей и в то же время веселой, потому что нет времени ни на что, кроме как включить все двигатели наполную и быстро сделать что-то. Но я начал ценить те случаи, когда у меня есть больше времени на то, чтобы даже не только доделать работу, а отложить ее на какое-то время, а потом вернуться и взглянуть свежим взглядом и так далее. Так как во всех своих предыдущих работах над обложками Alabaster я использовал китайскую тушь и кисти, в этой серии я хотел по полной использовать свою новую любовь — графит. Если не получится, было время сориентироваться заново и использовать хорошо знакомые инструменты. Но эти работы всегда были для меня шансом попробовать что-то новое, раздвинуть границы зон комфорта. В этом отношении я особенно доволен тем, что у меня было время чтобы найти верную дорогу и соответствующим образом выполнить работу.

Итак, первая обложка готова. Время двигаться дальше. И, конечно, заново все придумывать. На этой обложке мы собирались показать другого персонажа, но Дэнси тоже должна была на ней быть. И птица. Но Дэнси мертва, и находится в аду, а делать обложку с тремя героями так, чтобы она не походила на внутренний кроссовер Marvel, может быть затруднительно. Моей первой идеей было показать обеих девушек: живую и вторую в образе памятника-статуи на южном кладбище. И разместить где-нибудь птицу. Моя первая попытка выглядела вот так, в духе Mag-7. От нее я очень быстро отказался в силу уймы причин — в большинстве своем они были связаны с композицией. И кроме того, хотелось показать кладбище, чтобы дать понятие о месте, учитывая, что ничего такого не было сделано в предыдущей обложке. Когда работаешь над такой вот серией, обязательно учитывать музыку взаимосвязей обложек. Они не должны быть особо хитроумны, не должны формировать единую картинку большего масштаба или открывать какие-то особые секреты — хотя прикольно, когда так получается, и все “работает” — но они должны восприниматься скорее как группа, чем несколько отдельных работ. Они должны выполнять свою функцию и в одиночестве, но читатели вытрясут из вас всю душу, если заметят, что вы постоянно используете одни и те же трюки. И ваш главред это тоже заметит. И это может повлиять на то, получите ли вы следующий заказ, или нет. (Чтобы посмотреть, как один набор инструментов используется в невероятном количестве различных вариаций, обязательно оцените зубодробительный набор обложек комикса ANGEL and FAITH Скотта Фишера для Dark Horse. Они все уникальны до ушей и до хвоста и идеально смотрятся все вместе. Любой заказчик, увидев один из этих примеров его работ сразу же сможет оценить, что у Скотта есть потенциал выполнить абсолютно любое задание. И благодаря этим обложкам, у него будет работа и хлеб насущный на годы и годы вперед. Так что если уж вам выпал такой крутой шанс, то постарайтесь танцевать так хорошо, как только можете).

Итак — я продолжил и сделал еще скетч, который сразу получил одобрение и было понятно, как над ним дальше работать. Он был более каноничным и даже по-гречески монументальным, но для этого конкретного выпуска такой подход был даже лучшею. Накидав композицию, я проверил ее с размещением названия и прочего текста также, как описывал выше. Еще я хотел сделать крупный план, чтобы использовать в другом выпуске позднее. Почему-то я всегда думал, что это будет моя работа уровня Дэна ДосСантоса (прим. переводчика — художник, особенно известный своими работами над обложками и номинированный на премию Hugо семь раз). Может быть, потому что я был под впечатлением его невероятных обложек с зомби в трейлерном парке. Вообще-то я уверен, что именно поэтому Но какая бы причина не была, я никак не мог выкинуть из головы мысли об этом чуваке. И я попытался выжать из этого максимум — Дэн -мой хороший друг и я думаю, то что он делает, он делает лучше всех, так что очевидно, что у него есть чему поучиться. Штука в том чтобы не скатиться в повторение работ и стиля другого автора. Может причиной такого моего настроения стала жесткая харизматичная женщина с сигаретой. Кто знает. Как я и сказал, я пожал плечами и продолжил работу. У меня есть куча дел поинтереснее, чем просто подрожать и копировать ДосСантоса.

Еще в работе над этой серией у меня были главред, действующий как заказчик, и автор, постоянно комментирующий работы. Обычно редактор все-таки создает и удерживает дистанцию между автором и художником, рисующим обложки или интерьеры по многим причинам, не последней из которых является синдром путаницы от перекрестного общения. Но я уже работал с Кейт раньше, и у нас довольно хорошие отношения, и это все же ее детище, так что мы обсуждаем, спорим и принимаем решения втроем. Обычно Кейт привносит какие-то маленькие и большие детали, которые я бы не заметил, такие как “птица здесь очень маленькая”, или как было дальше “близнецы — это две девочки, а не мальчик и девочка, ты, кретин”. На самом деле она еще не называла меня кретином в лицо, хотя я этого иногда и заслуживаю.

Далее на очереди — нарисовать уже чертову обложку. Опять, графит, бумага и большой размер — 13×19 дюймов. Ячестно не знал, в какую конкретно обстановку мы попадем в конце истории, и поскольку я не люблю оставлять что-то из-за чего нужно было бы волноваться после того, как закончена традиционная часть арта, я стал придерживаться базовых решений. Каноничная поза, статуя, ворона, сделай все это правильно, и остальное приложится. Я немного поменял ориентацию картинки — для заметки: это хорошее решение в этом случае, хотя оно и противоречит тому, о чем все договорились на стадии обсуждения скетча. Переделать постановку было необходимо, потому что так элементы лучше сочетаются по мере нашего прочтения слева направо. Другая поза означает другие отношения между персонажами. И чтобы не забивать место для названия, пришлось перенести ворону на плечо Дэнси. Рисовать большие поднимающиеся тучи, как у иллюстратора Фрэнклина Бута (Franklin Booth) я начал еще работая над детской книжкой COMING HOME и теперь точно знал, что хочу повторить этот опыт. (А еще я привнес такую тучу и в обложку для INDEH, так что можно сказать, что это мой пунктик. И еще — не придавайте этому особенного значения, но я еще и добавил такие же звезды как в проекте для Tor.com, и хотя здесь они смотрятся отлично, пришло время заставить себя больше не использовать эти любимые решения. Повторность использования тучи была, конечно, куда менее очевидна, но все же… Три раза. Хватит. Вы же не хотите увязнуть, как в бочке с дегтем).

Далее — перехожу прямиком к завершению работы. Теперь я сделал это для себя методом, которым могу пользоваться по большому счету из-за доверия и доброй воли моих редакторов (в работе над комиксами, в отличие от книг, обычно имеешь дело с редактором), быстрой скорости, с которой я работаю, и готовности поправить результат необходимым образом. Для меня такой подход работает лучшим образом, возможно для других это не так. И если он означает большее количество работы для меня, то в итоге получится результат лучшего качества. То же и с утверждением эскизов и скетчей — ловушка заключается в том что работа останавливается и вы тратите слишком много времени на то, чтобы убедить своего редактора в правильности тех идей, которые скетч не передает вовсе. Завершив работу сразу можно уже будет спорить о том, что есть, а не о том, что могло бы быть. Моим первым решением было выбрать теплые цвета — обычно, я их выбираю по умолчанию. Именно поэтому потом я запретил себе такой подход. Но это работает неплохо, и даже теперь, почти через год взглянув на варианты обложки я мог бы рефлекторно по многим причинам предпочесть именно теплую. Но чем хороши серии, так это тем, что можно попробовать что-то новенькое, и если не выйдет, то компенсировать эту неудачу в следующей обложке. Хоть мне самому теплая версия и нравится, она подходит все же куда хуже, чем следующая версия. Сердце мое выбирает первый вариант, но головой я понимаю, что второй — лучше. Они у меня не всегда в согласии, но мы, все же, не обезьяны, и доводы разума должны побеждать.

Я сел и честно спросил себя, какой цвет и тон я ее не использовал в этой серии. И оказалось, что это был синий. Так что я взялся за синий. Кроме того, что это решение немного вытолкнуло меня за пределы моей зоны комфорта (а из-за моего предпочтения черно-белым работам работа с цветом делает это почти всегда), еще синие тона дают замечательный эффект морозности или прохлады, что замечательно подходит для нужного времени дня — это раннее туманное утро. Также это значило, что я могу нарисовать огромное солнце, светящее сквозь туман, какое можно увидеть на юге, особенно в Саванне или Байу. Что опять же замечательно подходит к нашей истории. Из всех обложек на сегодняшний день эта имеет наиболее классический вид. Передний план в центре и сзади… это довольно легко сделать, но идет в зачет чуть ли не первым. Все же иногда старые трюки работают лучше всего. И моя теория насчет обложек — особенно в комиксах, когда книги располагаются так, что видно обложку- очень важно учитывать окружающую среду, в которой разворачивается история. Обложки комиксов обычно кричащие, сенсационные, насыщенные яркими цветами и экшном. Это немного изменилось по мере того, как обложки стали лучше. Но если вы собираетесь рисовать обложку, то зайдите в книжный и осмотритесь. Всегда луче знать те джунгли, в которых предстоит охотиться. Полка с комиксами — это как L-образный вокзал в час пик в пятницу — громко, шумно, даже резко, и может быть с неприятным запахом (не в хороших магазинах, но так было раньше и лучше это не вспоминать). В любом случае- отреагировать на этот шум можно только тем, что кричать громче. Или, что я считаю более революционным и эффективным, хотя такой подход и противоречит интуитивному — перейти на шепот. Для той армии людей, которые жаждут найти тихое местечко посреди этой бури, то может стать подобным удару молота. Также работы с центральной композицией, как и эта, могут могут отвоевать себе место в любой давке и выделиться на любом фоне. А это и есть конечная цель для художника обложки — продать книгу. Больше ничего не имеет значения — ваша задача заставить читателя взять это с полки и купить то, что внутри. Я знаю многих, кто покупает книги исключительно из-за красивой обложки, да и сам тоже так делал. Но обычно, дело совсем не в вас, кроме того что вы помогли продать историю. Так что будьте стратегом, думайте куда и как приземлится ваша обложка, а потом используйте этот контекст как свое преимущество.

Обычно в магазине я пытаюсь посмотреть на обложку в три приема …

1. Издалека. Привлекает ли обложка ваше внимание настолько, что вам хочется подойти поближе и рассмотреть ее хорошенько?

2. Если потенциальный читатель подходит поближе, то награжден ли он тем, что в обложке есть на что посмотреть? Убеждает ли она взять книгу с полки и заглянуть внутрь?

3. Обложка теперь в руках потенциального читателя, есть ли на ней детали и прочие уловки, которые заставят его открыть книгу и купить ее?

Если ваша обложка не может сделать какую-либо из этих вещей, то вы, как художник, не выполнили свою работу. Не важно как именно вы это сделаете, обложка работать как любое другое произведение искусства, вы должны манипулировать вниманием смотрящего, заставить его увидеть и продолжить рассматривать то, что вы хотели выразить. Так что убедитесь, что вы хотите что-то сказать своей обложкой. Обложка как дух книги — вы не хотите делать спойлеры, но соблазнить, показав какой-то момент истории или суть вещей. В каком-то смысле — это проще, чем в случае с высоким искусством или личными работами, где суть и исполнение полностью зависят от вас, творца, и у вас нет оправдания, что вы не поняли, о чем речь.

Итак, я заканчиваю статью и мне остается нарисовать еще три обложки, каждая из которых будет все больше и больше отличаться от предыдущих.