Я собираюсь научить вас использовать цвет, не ссылаясь на определенные графические программы или традиционные материалы. Не важно, в каком редакторе вы предпочитаете рисовать, бесплатный он или нет – вы можете с любыми средствами последовать этому алгоритму действий.
Мы узнали, что такое свет и тень, и как с их помощью выявить форму. Мы хорошо изучили основы цвета и его свойства, а также научились множеству ключевых способов оживить рисунок. Настало время использовать все эти знания на практике. Сегодня мы нарисуем лошадь, не без помощи моего урока по анатомии лошадей, и вы с легкостью можете присоединиться, даже если не блещете мастерством рисования животных.
Однако, прежде чем начнем, я упомяну о нескольких важных вещах:
- Удостоверьтесь, что вы прочитали все три статьи этой серии. Простое следование моим советам научит вас многому, но в предыдущих статьях я объясняла, как все эти способы применимы к любой возможной ситуации;
- Вы не обязаны следовать нижеописанным шагам тщательно и точно. Просто смотрите, что я делаю и делайте то же самое, не перерисовывая образец. Интерпретация всегда лучше срисовки – вы учитесь большему, когда пытаетесь осознать мои действия, вместо того, чтобы просто перерисовывать шаг за шагом и ждать, когда результат получится сам по себе;
- Вы вольны раскрашивать набросок в собственной стилистике: если я говорю «придайте этой детали немного яркости», вы можете добавить больше яркости и оценить полученный результат – это ваш выбор. Я создала собственный стиль из своих индивидуальных предпочтений, а вы создавайте собственный, интерпретируя мой!
1. Подготовьте набросок
Линейный набросок – не обязательный этап живописного произведения, и можно даже не досконально знать рисунок, чтобы писать очень хорошие картины. Однако, простоты ради, мы воспользуемся линейным скетчем как основой. По желанию, можете сделать его на бумаге и перевести в цифровой формат, хотя набросок в программе облегчит работу, особенно с возможностью удаления ненужных линий.
Шаг 1
Во-первых, нам нужно придумать позу своего животного. Я выбрала одну из фаз галопа, воспользовавшись схемами из своего урока об анатомии лошадей. Мне очень пригодились и трехмерные референсы. Если у вас возникают трудности в рисовании подобной позы, не паникуйте – этот туториал по позам может вам помочь. Опять же, выберите позу по своему вкусу – ваша лошадь может прыгать или спать, в конце концов, это даже может быть и не лошадь! Сделайте простой набросок, не зацикливайтесь на безупречных, ровных линиях – в этом случае нам не нужен идеальный контур.
Шаг 2
Следующий шаг – построение фигуры, другими словами – сборка всех частей скелета в схематичное туловище. Представьте, что вы пытаетесь поместить каждую часть тела в воображаемый остроугольный ящик. Чем больше вы сгладите эти углы, тем лучше.
Однако если вы не знаете основ перспективы, вам придется нелегко, и обходного пути здесь нет. Невозможно будет рассчитать правильное направление света, если не построить правильные формы. Да, вас может осенить догадка или, как говорится, так называемый талант вытянет вас, но рано или поздно вы все равно сядете в лужу. Хорошая новость: если у вас нет подобной палочки-выручалочки, перспективе можно научиться! Для начала можете обратиться к урокам Калина Теодореску – к первому, второму или третьему.
Шаг 3
Добавим мышцы. Вам не нужно быть 100% точными, но проверьте их расположение на правой плоскости тела и соответствующей стороне вашей фигуры лошади. Не стирайте предыдущий слой! Нам он еще пригодится.
Шаг 4
Детали обычно оставляют «на десерт», но сейчас самое время найти для них нужное место.
Шаг 5
Теперь настает самый трудный этап разработки наброска – нужно создать каркас тела.
На этот раз вам нужно подумать как 3D принтер: фигура лошади может быть поделена на слои, каждый немного отличающийся по форме. Представьте, у вас есть прочный параллелепипед, с изрезанными на разных уровнях стенками. Линии каркаса могут указывать только на глубину – чем дальше они от стенки параллелепипеда, тем они глубже. Я немного расширила тело лошади, чтобы лучше продемонстрировать этот эффект.
2. Базовое тонирование
Шаг 1
Когда тело нашего животного хорошо прорисовано, можем начать раскрашивать его. Первый шаг в цифровом рисовании должен заключаться в создании основы, контурной маски для других слоев. Эта форма должна быть однотонной и непрозрачной.
Шаг 2
Добавляем плоские цвета. Как мы усвоили из предыдущих уроков, это локальные, не зависящие от освещения цвета. В этот раз сделала их темнее, чтобы создать основу для окклюзии.
Шаг 3
Мы можем использовать окклюзию, чтобы немного осветить форму окружающим светом. Наша цель – сделать ярче вершину каждого выступа и сделать каждую щель между выступами темной.
(«B» от слова «Brightness» — яркость. — Прим. переводчика)
Шаг 4
Граница между щелями и выступами не должна быть такой резкой, ибо мы говорим о плавных формах лошади. Немного смешайте эти границы без потери объема.
Шаг 5
В результате этого сглаживания темных участков некоторые щели могут быть утеряны. Вы можете аккуратно подчеркнуть их, используя простые линии, чтобы обрезать форму. Линии не должны выделяться, а с расстояния должны почти сливаться.
Шаг 6
Настало время добавить прямой свет. Давайте удобно расположим теплый и яркий источник света прямо перед лошадью. Плоскости, которых касается такой свет, становятся ярче и теплее. Как определить эти плоскости? Ну, для этого мы и делали линейный рисунок!
(«Т» — «Temperature» — температура цвета. — Прим.переводчика)
Шаг 7
Где есть свет, там есть и тень. Области, куда не проникает свет, должны быть темнее и холоднее (так как любой свет на этом рисунке исходит из холодного окружающего света, о котором чуть позже).
Шаг 8
Наша лошадь не такая рельефная, как каркас фигуры, который мы использовали, поэтому нам нужно сгладить границы форм, размыть их.
3. Отраженный свет, зеркальный свет и текстура
Шаг 1
Как обычно, мы собираемся использовать небо в качестве источника рассеянного отраженного света. Во-первых, давайте сделаем затененные области более холодными.
Шаг 2
Слабый, отраженный свет может повлиять на каждую часть, над которой не преобладает прямой свет.
Шаг 3
Наша лошадь выглядит очень хорошо до того, как мы удалим контурные линии. После их удаления мы видим, какой «пластиковой» кажется лошадь. Если это тот эффект, который был вам нужен – нет проблем! Однако давайте взглянем, как сделать ее более реалистичной.
Ощущение «пластиковости» возникает из-за визуальных свойств используемого нами якобы гладкого материала: света и тени смешаны идеально, без сучка и задоринки. Нам нужно добавить немного маленьких препятствий на поверхности, которые убирают «мыльный» эффект. Самый легкий и эффективный способ – выбрать цвета из линий светораздела и рисовать поверх них твердой кистью меньшего размера. Таким образом мы хотим скрыть эти размытые переходы под новым, резким, сохраняя затенение.
Самое время наметить кожу. Небольшие морщины или «швы» между выступами мышц делают поверхность более реалистичной и менее скучной. Время от времени можете добавлять пятнышки нового цвета, даже такого экстремального, как зеленый или красный – смешанные с основным цветом они не будут узнаваемы, ибо покажутся новым оттенком основного цвета.
Напоследок, у вас есть шанс проверить общее рассеянное отражение и исправить его, если нужно.
Шаг 4
Наша лошадь такая матовая, как будто она бежит под водой. Давайте добавим немного сияния ее гриве и хвосту! Определение точного расположения зеркального отражения света – большой и сложный раздел, поэтому сейчас давайте лишь предположительно поместим его почти перед источником света.
Помните, что этот тип отражения появляется только на сияющих материалах – мягкая морда, зеркально отражающая свет, может выглядеть слишком твердой.
Так как шкура нашей лошади не блестящая, только немного сияющая, не используйте твердые полосы теплого белого. Сделайте их редкими, так, как бы зеркальное отражение перекрывалось бы неровностями формы.
Шаг 5
Зеркальный отражение на неровной поверхности никогда не бывает очень резким и обычно оно рассеивается довольно красиво. Давайте воспользуемся этим эффектом для создания более сильного контраста между светом и тенью.
Внимание: если материал влажный или масляной, это рассеивание не происходит.
(«S» — «Saturation» — насыщенность. — Прим. переводчика)
Шаг 6
Давайте добавим более сильный отраженный свет в затененные, чтобы уравновесить обе стороны. Помните: отраженный свет не может быть ярче освещенной области, и даже не затрагивает ее!
Шаг 7
Когда вы посчитаете, что со светотенью все готово, то можете приняться за детализацию. В этом уроке не расписаны подробности рисования волос, но я дам несколько советов по этой части:
- Не используйте черный в качестве локального цвета для очень темных волос. В этом случае вы не сможете найти оттенки для тени! В таком случае используйте коричневый для теплой тени и темно-синий/фиолетовый для холодной.
- Что касается всей шевелюры, то не переусердствуйте с мелочами. Достаточно только показать направление волос, а множество деталей (таких, как отдельные волоски) будет только мешать;
- Зеркальное отражение исключительно хорошо выглядит на волосах, но это не значит, что нужно помещать его везде. Естественные волосы редко бывают блестящими, иногда даже сделав их матовыми, вы получите лучший эффект;
- Не затеняйте каждый отдельный волос! Сфокусируйтесь на целых прядях.Степень детализации должна быть одинаковой для всего рисунка, и если вы прорисуете все волоски в гриве, вам придется прорисовывать их и на шкуре!
Шаг 8
Случается вдруг, когда уже все готово и все детали добавлены, что вы замечаете ошибки, которых не видели раньше. Теперь вы можете увидеть весь рисунок целиком и нет возможности проигнорировать любую незавершенность. Настало время для последних исправлений. Важно не засесть надолго за этим – рисунок никогда не может быть готов на 100%, и иногда излишняя полировка может испортить его. Сделайте перерыв, выпейте чашку кофе,а затем вернитесь к своей работе и посмотрите, как она выглядит на расстоянии.
Сделайте оценочную проверку. Посмотрите, каждый ли отраженный свет превалирует над прямым и правильно ли расположены тени. Как видите, лошадь должным образом полностью освещена, без резких контрастов или чересчур ярких теней.
Как мы отмечали в статьях, фон имеет решающее значение для правильной светотени. Например, моя лошадь бежит на белом фоне, и поэтому яркие отражения должны появиться в нижней части тела животного. Но так как это просто изображение лошади, как бы вырезанной из окружения, то все в порядке.
Мои поздравления!
У вас появился шанс применить свои знания на практике! Как видите, рисование – это серия продуманных действий, и даже если художник работает в необычайно вдохновленном состоянии, он все равно подсознательно планирует свою работу. Если вы больше поработаете по такому алгоритму, он вскоре станет вашей привычкой, и вы не будете каждый раз задумываться: «время добавить зеркальный свет… а теперь мне нужно добавить отраженный свет…». Вы будете только рисовать!
Если вы думаете, что моя лошадь выглядит слишком сияющей, или слишком горячей, или очень мускулистой, то подумайте, что могло бы произойти, если бы я изменила только один шаг, например, более или менее сдвинула бы ползунок яркости в одной точке. Метод, который я продемонстрировала полностью дает вам свободу работать в своей стилистике! Другими словами, вы можете по своему желанию получить совершенно иной результат. Цель этого урока в том, чтобы показать вам как происходит процесс рисования. Сам процесс, порядок этапов и фактические значения оттенка, яркости и насыщенности – все зависит от вас (и это то, за что я люблю искусство)!
Если же вы просмотрели эту статью только из-за красивых картинок, а вашей мыслью было что-то вроде: «У меня никогда не получится так хорошо», то не отчаивайтесь! Вы можете так рисовать, и для этого даже не нужно никакого таланта. Поучитесь рисовать простые формы (научитесь контролю линии), порисуйте эти формы в перспективе (если вы ас перспективы, то еще превзойдете многих талантливых художников). Почитайте мои статьи этой серии и попробуйте выявить простые формы светом и тенью, а также построить сложные конструкции из них, и у вас все получится. Если вам недостаточно мотивации, то прочтите вот эту статью.