Плохо нарисованная рука может испортить портрет, совершенный во всех остальных аспектах, так что к рукам нужно относиться с особой внимательностью. Эксперт в классическом рисунке Джульетта Аристидес откроет перед вами свой альбом для набросков и даст несколько полезных советов.
Портрет может быть зеркалом души, но даже изображение одних только рук может передавать эмоции. Молимся мы, салютуем, подавленны или полны энергии, руки отражают наше состояние. Этот международный язык тела может говорить яснее, чем слова. Рисуя фигуру, очень важно обозначить ее невербальные сигналы, чтобы передать эмоциональный контекст и, возможно, историю.
Случается и такое, что рисовать руки страшно. Вместо того чтобы блестяще передавать эмоциональное состояние человека, они зачастую выдают недостатки в наших навыках. Руки гораздо меньше изучают, чем портрет, и в рисунке порой проще спрятать их, чем идти на риск.
К счастью, с помощью нескольких советов и небольшого изучения, мы довольно скоро сможем почувствовать себя увереннее, перестать прятать руки и добавить их в свой репертуар. Я предлагаю трехэтапный подход к улучшению своего рисунка: копирование, изучение анатомии и рисование с натуры. Используя такой изящный и сильный язык тела, художники могут сильно разнообразить свою работу.
1. Набейте руку в копировании
Рисовать руки с натуры зачастую затруднительно, потому что их формы далеки от идеала. Когда пальцы рисуют, просто повторяя их контур, это обычно смотрится неестественно. Следуя традиции, я изучала структуру рук, копируя рисунки из анатомического атласа, в том числе из «Динамической анатомии для художников» Бёрна Хогарта и «Полного руководства по рисунку с натуры» Джорджа Бриджмена.
2. Изучение анатомии
Изучение анатомии поможет вам понять, что находится под поверхностью, чтобы у вас в голове была картинка, как работает тело. Даже чуть-чуть визуализации всегда поможет вам рисовать более точно, соблюдая структуру тела и убеждаясь, что созданные вами контуры не противоречат настоящим структурам руки. Вы сможете замечать ключевые точки анатомии, выступы костей, сухожилия и мышцы — все это можно различить через кожу. Этот рисунок сделан с экорше — модели мышц человека без кожи, позволяющей изучить их посредством наблюдений.
3. Рисование с натуры
Я всегда начинаю с построительных линий. Эти формы — «черновик», заготовка рисунка. Обращая внимание на продолжающие друг друга линии и обобщающие формы, я стараюсь создать целостное изображение. Нарисовав обобщенный набросок, я могу отследить пропорции работы и получается ли у меня нужный жест. Эти наброски я сделала с рук друга. Если бы я стала разрабатывать их дальше, добавила бы больше легких изгибов и полутона, обращая внимание на индивидуальные особенности рук модели.
4. Объединяя техники
На первый взгляд это может показаться неочевидным, но этот рисунок сделан по такому же принципу, как и предыдущий. Набросав построение светлыми линиями, найдите способ правдоподобно соединить друг с другом пальцы, ладонь и запястье. Как только нарисованные поверх наброска линии будут выглядеть логическим продолжением друг друга, знайте: вы уже многое сделали для того, чтобы рисунок получился реалистичным и удачным. Затем вам предстоит добавить массы теней, составляющие, насколько это возможно, единое целое. Обратите внимание на то, как свет падает на пальцы, и объедините тени.